Цели урока:
- Воспитывать эстетические чувства.
- Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор.
- Обогатить духовный мир детей.
Задачи урока:
- Познакомить с творчеством норвежского композитора Э. Грига.
- Уметь определять музыкальный образ данного произведения.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать
Ход урока
На доске - эпиграф к уроку:
“Я записывал народную музыку родной страны…
и из этого, до сих пор не исследованного
излучения норвежской народной души
пытался создать национальное искусство”.(Э.Григ)
У.: Сегодня мы окунемся в прекрасный и неизведанный, таинственный и интересный мир театра. Попробуйте догадаться, о каком композиторе пойдет сегодня речь. (Звучат фрагменты произведений Э.Грига “Утро” и “Танец Анитры”).
Д.: Это Эдвард Григ.
У.: Совершенно верно. Что вы о нем знаете? Когда познакомились с его творчеством впервые?
Д.: Это норвежский композитор, пианист, дирижер, критик. Первое знакомство у нас произошло еще в начальных классах на уроках чтения, когда читали рассказ К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.
У.: Вспомните, какие произведения вы слушали на уроках музыки?
Д.: “Утро”, “Танец Анитры”, “Песня Сольвейг”.
У.: Правильно, молодцы. Названные вами произведения – части сюиты “Пер Гюнт”. Сюита – музыкальное сочинение, состоящее из нескольких частей, разных по характеру. Кто расскажет, о чем идет речь в драме “Пер Гюнт”?
Д.: О том, как главный герой, Пер Гюнт, покинул Родину и о его дальнейших приключениях, как он старался остаться “самим собой”.
У.: Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной, драму ставят на подмостках театров во всем мире.
А сейчас послушайте музыку и расскажите о своих впечатлениях и характере музыки. (Звучит “В пещере горного короля”).
Д.: Музыка таинственная, сказочная, волшебная, даже фантастическая. В самом начале она тихая, довольно медленная. Затем она постепенно меняется: усиливается звучание и ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешеную пляску.
У.: Совершенно верно. Сейчас прозвучала 4 часть сюиты “Пер Гюнт”, которая называется “В пещере горного короля”. Э. Григ так писал об этой сцене: “Еще я сделал кое- какие наброски для “Пещеры горного короля”, но эту музыку мне в буквальном смысле тошно слушать, так проникнута она коровьими блинами, сверхнорвежеством и “самим – собой – довольством”! Впрочем, я надеюсь, в ней можно будет ощутить и иронию…”.
Норвегия – удивительная страна. Это родина гномов, троллей, озер, фьордов, снегов и гор. Это страна викингов.
Как вы думаете, зачем Григ и Ибсен использовали гиперболу в изображении этих существ, почему они представляли их такими уродливыми? Что хотели этим сказать?
Д.: Э. Григ и Г. Ибсен изображали человеческие качества: зависть, подхалимство, злобу, ложь и т.д.
У.: Сейчас прозвучит экспозиция Сонаты для виолончели и фортепиано Э. Грига. Какое настроение, состояние души вызовет у вас эта музыка?
Д.: Музыка звучит взволнованно, тревожно, становится неспокойно на душе.
У.: Душевным волнением, тревогой пронизана вся экспозиция, или настроение музыки меняется?
Д.: Меняется в побочной теме, она звучит спокойно, как размышление.
У.: Давайте споем вместе главную тему. (Мятежный порыв и мелодический взлет в теме не сразу получается у ребят, потому что во время пения они слишком “грузят” многократно повторяющийся звук “ми”. Тогда учитель обращает внимание на то, что вся тема как бы вырастает из этого “ми” - робкого, зыбкого.
Затем идет разучивание побочной темы).
Что нам хотел сказать автор, сопоставляя главную и побочную темы?
Д.: Композитор использовал эти темы для смены настроения, для изменения состояния души: волнения и покоя.
У.: Ребята, кто назовет имена известных скрипачей, виолончелистов?
Д.: Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Никколо Паганини.
У.: Итальянского скрипача, Паганини, называли дьяволом. Как вы думаете, почему?
Д.: Я видел фильм о Паганини. Однажды ему даже пришлось играть на одной струне. Люди думали, что так здорово играть на скрипке не мог обыкновенный человек.
У.: Да, действительно, есть телевизионный фильм “Никколо Паганини”. Я исполню песню из этого фильма. Послушайте и подумайте, о чем эта песня, как вы ее понимаете? (Звучит песня “Дорога” С. Баневича).
Д.: Эта песня о человеке, его судьбе… Это путь музыканта… Это дорога жизни…
(Разучивается 1 куплет песни).
У.: У каждого человека наступает в жизни минута, когда он спрашивает себя: как я жил, что останется после меня людям? Такая минута наступила и в жизни Пер Гюнта. Прошло 40 лет, как он покинул Родину, чтобы найти счастье в других краях. В путешествиях он научился ради выгоды хитрить, обманывать, на самое страшное – растратил свой чудесный дар, перестал быть творцом. Пришла расплата – он встречает Пуговичника. Кто это?
Д.: Он переплавляет никому не нужных людей на пуговицы.
У.: Но если найдется человек, которому Пер Гюнт необходим, Пуговичник оставит его в покое. Кто же уберег его от страшной участи? Послушайте фрагменты из пьес “Танец Анитры”, “Смерть Озе” и “Песня Сольвейг” и по ним определите, кто же является спасителем Пера?
Д.: Сольвейг! Она всю жизнь ждала его…Интонации во 2 части радостные, ликующие, потому что она верила в его возвращение.
У.: И любила его! Вас же, ребята, “спасет” сегодня от “учительского гнева” что?
(Звучит побочная тема Сонаты Э. Грига для виолончели и фортепиано).
Д.: Соната Грига… побочная тема!
У.: Послушайте экспозицию, сравните основные темы, а когда начнется разработка, то поднимите руку. Я попрощаюсь в первую очередь с теми, кто услышит начало разработки.
Приложение. Муз. С.Баневича, сл. Г.Калининой.“Дорога”