Цели урока:
- Повторить и закрепить пройденный материал.
- Развивать умение и навыки творческой самостоятельности.
- Формировать эстетический вкус.
- Вырабатывать самостоятельность в решении поставленной задачи.
Пренадлежности:
- Учебно-наглядные пособия: цветовой спектр, таблица цветов, влияющая на психику человека, игра “Домино”, тест с приложением иллюстраций, карты самоконтроля учащихся, план задания.
- Инструменты, материалы, приспособления: ножницы, клей, кисти, цветные карандаши, линейки, альбом, ассортимент обоев, тюль, ткань, шаблоны развертки комнаты.
Межпредметные связи: литература и изобразительное искусство.
Оформление классной доски: У нас так ведется, изба веником метется.
Тема урока: Интерьер жилого дома.
Разминка.
- Вспомнить
- Повторить
- Закрепить
- Обобщить
- Проверить
- Выполнить
Знаковая схема правильного ответа на тест:
ХХООХОООХО (закрыто листом чистой бумаги)
Практическая работа
Задание: Выполнить мини-проект фрагмента комнаты, оформленного обоями и окном, гардинами или шторами с учетом естественного освещения.
- Защита проекта
- Подведение итогов
- Самооценка
Этап 1. Ориентировочно мотивационный
Ход урока
Организационный момент:
- Вступительное слово учителя: объявляет тему урока, цель урока, цель практической работы.
- Выбор экспертной комиссии.
- Деление класса на бригады.
На прошлом уроке мы с вами говорили, что жилище человека - это главный фактор жизнеобеспечения и является не только защитой от климатических условий, но и создает условия нормальной жизни каждой семьи для труда, отдыха и воспитания детей. Мы узнали, что у каждого народа жилище имеет свою архитектурную застройку, внешнюю и внутреннюю индивидуальность, которая отражает быт и культуру семьи. Но одно неприложное правило действует для всех и во все времена. Каждое жилище, дом это или квартира, со временем требует ухода, ремонта для поддержания его долговечности или изменения внутреннего убранства, интерьера, руководствуясь модой, традициями и материальными возможностями. Рассмотрели различные строительные материалы, необходимые для ремонта, ткани, украшающие элементы, комнатные цветы, светильники для обустройства интерьера, и многое другое. Все это создает в квартире уют и неповторимость. Сегодня вам предстоит уникальная возможность на практике проявить себя творчески и на базе имеющихся знаний выполнить мини-проект фрагмента комнаты, оформленного обоями и шторами с учетом заданного естественного освещения. По окончании работы каждая бригада защищает свой проект, а экспертная комиссия оценивает проект и ваши ответы по разминке с занесением в учетную карточку. Все ответы оцениваются по 5-ти бальной системе, итоговая оценка за урок выводится средне-арифметическая.
Карточка учета ученицы Ф.И._____________________________________________
Разминка | Выполнить мини-проект | Итоговая оценка | ||||
Вспомнить | Повторить | Закрепить | Обобщить | Проверить | ||
5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Этап 2. Познавательно-активизирующий
- Перечислите основные качества интерьера.
- Охарактеризуйте функциональные качества.
- Охарактеризуйте гигиенические качества.
- Охарактеризуйте эстетические качества.
- Какова роль и назначение освещения в интерьере?.
- Какие виды освещения ты знаешь?
- Охарактеризуйте комбинированное освещение.
- Что понимаете под отделкой квартиры?.
- Перечислите материалы и их назначение для внутренней отделки квартиры.
- Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
Повторить.
- Перечисли цвета цветового спектра.
- Перечисли теплые тона.
- Перечисли холодные тона.
- Каково воздействие цветов на психику человека: красного, оранжевого.
- Каково воздействие цветов на психику человека: зеленого, синего.
- Существует ли в природе белый цвет?
Закрепить.
Игра “Домино”. Условия игры: ученикам раздается сегмент цветового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Учитель загадывает загадку и тот, у кого ответ является отгадкой, соответственно цвету его сегмента делает ход. Ответив на все загадки и правильно расположив сегменты, получим в итоге игры цветовой спектр в виде круга. Примечание: загадки загадывать вразброс.
№ | Загадка | Ответ | Цвет |
1 | Символ солнца, огня, жизни, радость, красота, но в то же время означает тревогу для жизни, опасность. | огонь | красный |
2 | Это цитрусовый фрукт с толстой ароматной коркой и с дольчатой мякотью, приятной на вкус. | апельсин | оранжевый |
3 | Вертится Антошка на одной ножке, где солнце стоит, туда и он глядит. | подсолнух | желтый |
4 | Зимой и летом одним цветом. | елка | зеленый |
5 | Течет, течет не вытечет, бежит, бежит не выбежит. | река | голубой |
6 | Какой шатер весь мир накрыл? | небо | синий |
7 | На кусточке на пруточке висит Федул, щеки надул. | баклажан | фиолетовый |
Обобщить.
1. По каким признакам подбирается цветовая гамма помещения?
2. В каких тонах рекомендуется оформлять комнату, выходящую на:
а) Южную сторону;
б) Северную сторону.
3. Каково влияние цветовой гаммы квартиры на психику человека?
4. Каким рисунком, расцветкой предпочтительно оформить детскую?
5. Каково влияние комнатных растений на здоровье человека?
Проверить тест.
№ | Вопрос | Иллюстрации, отделочные материалы | Ответ | Схема ответа |
1 | Это применяется для отделки ванной, кухни, туалета? | Кафельная плитка | да | Х |
2 | Это образец русской избы? | Иллюстрация | да | Х |
3 | Интерьер кухни оформлен в холодных тонах? | Иллюстрация | нет | О |
4 | Этот светильник служит для постоянного освещения? | Иллюстрация | нет | О |
5 | Это зона приема пищи? | Иллюстрация | да | Х |
6 | Подходят эти обои для оформления спальни? | Образец обоев | нет | О |
7 | Эту технику располагают на кухне? | Иллюстрация | нет | О |
8 | Уместно ли такое оформление окна на кухне? | Иллюстрация | нет | О |
9 | Допускается ли такое оформление окна в гостиной? | Иллюстрация | да | Х |
10 | Служит ли паркет для отделки потолка? | Образец Паркета | нет | О |
Учитель задает вопрос и демонстрирует иллюстрации или отделочный материал, ученики отведают “да” или “нет” условным обозначением. Ответ “да” - Х, ответ “нет” - О. На бланке ответов выстраивается следующая схема правильных ответов: ХХООХОООХО.
Взаимоконтроль.
Дети обмениваются бланком ответа и проверяют работу своего соседа, сверяя схему рисунка на доске.
Критерий оценки.
При количестве неверных ответов от 3-4 – “3”, от 1-2 – “4”, 0 – “5”.
Бланки ответов передаются экспертной комиссии.
Этап 3. Операционно-исполнительский.
Практическая работа
Цель : Выполнить творческий мини–проект по оформлению фрагмента комнаты обоями и окна шторами или гардинами с учетом заданного естественного освещения.
Задача:
- Придумать название бригады (“Интерьер”, “Уют”).
- Получить карточку-задание, распределить обязанности для выполнения проекта.
- Защита проекта
Карточка-задания:
|
Защита проекта.
Выбранный представитель из каждой бригады на защиту проекта демонстрирует свой проект и обосновывает выполненную работу.
Подведение итогов.
Экспертная комиссия оценивает и заносит в карточку учета оценку за мини-проект и выводит средне-арифметическую отметку за урок, результаты оглашает.
Развертка фрагмента комнаты.
Самооценка.
Сегодняшний урок нам наглядно показал, что многие нюансы интерьера жилища, его эстетика, оформление, хорошо изучены нами и усвоены. Мини-проект дает этому подтверждение, что на практике и в быту в домашних условиях мы можем принять участие в обдумывании предстоящего ремонта, советовать, подсказывать, выражать свою точку зрения по поводу изменения интерьера, а главное, активно оказывать практическую помощь в ремонте и обустройстве квартиры. Так наши знания и умения, полученные, на уроках технологии, находят широкое применение в семье.
Литература.
- Учебник технологии 6-го класса В.Д. Симоненко М., Вента- Граф, 1999г.
- Научно-популярный журнал “Сделай сам” Е.В.Еньков, М. Знание, 1992г.
- Готовимся к ремонту И.К.Степанов, М., Пресса, 2000г.
- Маленькие хитрости С.Михайлова, Алма-ата, РКТО Класс, 1991г.
- Загадки, пословицы, поговорки А.Г. Кутузова М., Просвещение 1998г.