Урок математики по теме: "Сложение и вычитание чисел в пределах 100" с использованием технологии УДЕ (укрупнение дидактических единиц) П.М.Эрдниева)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Образовательные:

- продолжить работу над развитием умения составлять и решать примеры и задачи в пределах 100.

2. Развивающие:

-развитие умения быть внимательным, наблюдательным; развитие логического мышления, памяти; развитие умения говорить, слушать, доказывать.

3. Воспитательные:

- дальнейшее развитие познавательного интереса и положительного отношения к учению.

Оборудование: карточки с заданиями к уроку и картинки с изображением сказочных героев.

Ход урока

1. Психологический настрой.

Прошу вас опустить головы на парты и закрыть глаза. Всё, что с вами произошло вчера - ушло навсегда. Все неприятности исчезли. Всё, что будет завтра - это пока мечты, сон. Существует только то; что находится здесь и сейчас. Все внимание сосредоточьте на том, чем мы будем заниматься. Откройте глаза, поднимите головы, сядьте прямо. Вы на уроке, сказка приглашает нас в гости. Слушаем. (Звучит песня из кинофильма “Там, на неведомых дорожках”: “Если вы не так уж боитесь Кощея…”)

2. Тема урока

На земном шаре много стран. Одна из них - самая загадочная - страна Сказок, где живут сказочные герои. Побывал в этой стране злой волшебник Кляксич, превратил всех сказочных героев в кляксы, поставил на кляксах непонятные знаки и сбежал. Узнала об этом добрая маленькая Баба Яга и решила помочь своим друзьям. А вместе с ней отправимся и мы. Согласны! На чем летает Баба - Яга? (Ступе, метле). А чтобы лететь, нужен попутный ветер. Надуваем щёчки сильнее, выпускаем воздух. Мы летим помогать сказочным героям, и я помогу вам развить наблюдательность, внимание, память. Вы будете составлять и решать примеры и задачи. Вы сами придумаете и запишете примеры, я отберу самые интересные и сложные, а на других уроках мы будем решать их вместе. Все задания будут связаны с темой урока “Сложение и вычитание в пределах 1ОО”.

3. Закрепление пройденного.

Впереди заколдованный герой-клякса. А на нем изображен непонятный значок. Вы должны разгадать его, только тогда освободите героя страны Сказок.

-Что за знак на кляксе?

- Придумайте задание с этим знаком. (Составить числа в порядке возрастания и убывания с этой цифрой. 4, 44, 444, 4444, 44444) Покажите и назовите четырехзначное число, однозначное и т.п.

- Назовите 4 времени года.

- Назови животных, у которых 4 лапы.

- Вы освободили сказочного героя и полетели дальше.

- Впереди опять что-то загадочное, непонятное, какие-то треугольники. (Дети поправляют учителя. Это не треугольники, а квадраты. Учитель просит прощение, что ошибся.)

- А как отличить треугольник от квадрата?

- Давайте посчитаем квадраты. Я насчитала десять, а вы? Права ли я? Кто докажет?

- Вы сделали ещё одно доброе дело освободили второго сказочного героя.

- Надуваем щёчки, выпускаем воздух и летим.

- Впереди новая клякса, на ней знаки.

- Что вы видите?

- Эти числа взаимосвязаны? Как?

- Какое задание вы можете составить с этими знаками?

 (Дети составляют взаимообратные задачи и записывают в тетрадь. Один ребенок индивидуально работает у доски. Проверяем. Самооценка.)

- Вам говорит спасибо освобожденный сказочный герой.

- Впереди лесная полянка, а на ней клякса.

Но на ней нет записей, значит, мы должны немного отдохнуть, провести физминутку.

И узнаем, кто живёт на лесной полянке.

- Надуваем щёчки, выпускаем воздух и летим.

- Объясните, что за значки на кляксе?

(Это лабиринт, надо соединить числа по порядку. Составить цепочки примеров с этими числами: 50 + 1=51; 50 +2=52; 50+3=53 и.т.д.)

- Сказочный герой благодарит вас.

Устно:

-Дети, сколько будет 7 и 5?

-А 8 и 4?

- Что вы, дети? Разве 8 и 3 равно 12? (“Вы сказали 8 и 4”, поправляют дети.)

- Извините. А сколько будет 9 и 3?

- Простите, я хотела сказать 6 и 6?

- Что вы на все примеры говорите 12, да 12, нельзя сказать 9 или 1О? Вспомните, какие примеры я задавала вам? В каком примере ошиблась?

- Вы должны решить самостоятельно эти примеры, и клякса исчезнет. Объясни как их решать. Составь обратные примеры.

- Наш освобожденный герой благодарит вас.

- Наше путешествие подходит к концу. Еще не все герои освобождены. Я предлагаю помочь сказочным героям, которые находятся за этими кляксами на выбор. А для этого вы должны составить самостоятельно примеры. Самые интересные и сложные я отберу, и мы будем решать все вместе на следующих уроках.

(Дети работают индивидуально.)

- Вы справились с такими трудными заданиями! Всех героев мы не сможем освободить и поймать злого Кляксича. Этим будем заниматься на следующих уроках. Вспомните, каких героев вы сегодня освободили?

4. Итог урока.

- Давайте подытожим нашу работу.

- Чем мы с вами сегодня занимались?

- Чему учились?

- Вы меня порадовали на этом уроке - были такие сообразительные, упорные, деловые! Спасибо вам за то, что вы становитесь пытливыми и любознательными! Вы так быстро продвигаетесь вперед - мне нужно приготовить для вас более сложные задания. Спасибо вам за доброту - вы помогли сказочным героям, маленькой Бабе-яге, не побоялись разгадать загадки Злодея-Кляксича.