В группах с нарушением речи у детей все занятия – ознакомление с окружающим, развитие речи, математика, рисование, конструирование, аппликация, лепка, игра – проводятся в соответствии с лексическими темами. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала. Основной формой работы с детьми являются занятия, что даёт возможность расширить объём активного словаря, сформировать устойчивые грамматические навыки, связную речь.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности с детьми непосредственно на занятиях является то, насколько воспитатель последовательно реализует дидактические принципы. В ходе занятий принцип развития динамичности восприятия успешно реализуется через задания с постепенно нарастающими усложнениями; через включение дидактических игр, игровых упражнений.
Дети при этом обращают внимание на разные признаки, свойства, состояния изучаемого предмета по лексической теме. Занятие проводится через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности (организационно-сюрпризный момент, проведение пальчиковой гимнастики, динамических пауз, разнообразие игр и игровых упражнений).
Важна продуктивность обработки информации. Чтобы обеспечить ребёнку полноценное усвоение знаний (информации) на занятии, необходимо организовать дозированную поэтапную помощь, обучить умению перенести полученные знания на выполняемое задание, создать условия для самостоятельной обработки полученных знаний.
Важно, чтобы в основу организации занятий были положены принципы предметности и наглядности, что даёт возможность максимально опираться на все анализаторные системы ребенка и развивать зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильные ощущения. Включать в занятия развивающие игры (на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Необходимо обеспечить постоянный интерес детей к заданиям на занятиях. Поддерживать положительную учебную мотивацию можно с помощью разнообразных по форме инструкций, проблемных ситуаций, широко использовать систему поощрения, призов, словесную оценку.
Таким образом, необходимость учёта динамических принципов на занятиях очевидна, так как они дают возможность расширить объём активного словаря, сформировать устойчивые грамматические навыки, развить связную речь.
Весь дидактический и практический материал по работе с детьми можно разбить на три блока:
- “Мир растений”;
- “Мир животных”;
- “Мир человека”.
При изучении каждой лексической темы целесообразно придерживаться определённой последовательности:
- изучение содержательного компонента по данной лексической теме (знания, умения, предметный словарь, глагольный словарь, качественный словарь, словарь наречий);
- знакомство с понятиями, названиями предметов, их качествами и действиями с ними (проведение наблюдений и экскурсий, познавательно-практическая деятельность);
- изучение предмета, его особенностей, признаков, сравнение его с другим предметом;
- формирование лексико-грамматических средств языка;
- развитие связной речи детей;
- задания для родителей по лексическим темам.
На примере лексической темы “Овощи” из блока “Мир растений” можно проследить последовательность в работе с детьми средней группы. Содержательный компонент [5] по данной теме включает следующие знания:
- о внешнем виде овощей,
- о вкусе, запахе овощей,
- о месте их произрастания (в, на земле),
- о труде взрослых по выращиванию овощей (посадка, уход за растением, сбор урожая),
- о способах употребления в пищу
и умения:
- узнавать овощи по внешнему виду, по вкусу, запаху, на ощупь,
- определять место произрастания овощей,
- называть овощи, их свойства и качества,
- называть и показывать действия человека по выращиванию овощей,
- сравнивать и отличать сырую еду от готовой, часть от целого,
- узнавать и называть знакомые овощи в готовых блюдах.
Предметный словарь.
Урожай, огород, грядка, овощи, картофель, огурец, помидор, свёкла, морковь, капуста, чеснок, лук, суп, салат, сок.
Глагольный словарь.
Сажать, расти, собирать, копать, срывать, варить, угощать, делиться.
Качественный словарь.
Красный, жёлтый, зелёный, большой, маленький, длинный, короткий, круглый, овальный, твёрдый, мягкий, горький, сладкий, кислый, солёный, сырой, варёный.
Наиболее глубокому познанию дошкольником окружающего мира способствуют наблюдения, экскурсии, элементарные опыты. Включение речи в эти способы постижения ребёнком окружающего мира приводит к перестройке чувственного познания, ребёнок выявляет в объекте скрытые связи и закономерности, рассуждает, сопоставляет факты. Проводятся экскурсии на огород, наблюдения за этапами роста (посадка – созревание урожая) овощей, элементарные опыты (необходимые условия для выращивания овощей).
Лучшим способом изучения предмета (овощей), его особенностей, признаков, сравнение его с другим предметом являются игра и игровые упражнения: “Чудесный мешочек”, “Определи овощ по вкусу”, “Определи овощ по запаху”, “Как вырастить урожай”, “Кто скорее уберёт урожай”, “Что мы делали – не скажем, а что видели – покажем”, “Из чего приготовлено блюдо?”, “Свари борщ”, “Вершки – корешки”, “Продолжи ряд”.
Для развития грамматической стороны речи важно научить детей подбирать признаки к предмету (помидор какой? красный, свежий), согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде и числе (одна морковь, два огурца; хрустящий огурец, горький лук), образовывать прилагательные от существительных (сок из томатов – томатный), образовывать наречия от прилагательных (высокий – высоко). Здесь также широко применяются игры и игровые упражнения: “Какой, какое, какая?”, “Овощи в корзине”, “Сколько?”, “Кто больше собрал овощей”, “Какой мы приготовили сок?”, “Радуга на огороде”, “Скажи правильно”.
Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, умение полно, связно, последовательно передать содержание текста, умение вести беседу. По лексической теме “Овощи” в средней группе можно знакомить детей с такими произведениями художественной литературы, как: С.Михалков (по Ю.Тувиму) “Овощи”, С.Крупинина “Овощи”, Я.Бжехва “Помидор”, А.Прокофьев “Огород”, русская народная сказка “Пых”; загадывание загадок по теме “Овощи”. Большое место также занимает рассматривание картин (например, картины с проблемным содержанием Ткаченко Т.А. “На огороде”). Можно устроить театрализованные представления с участием детей по сказкам “Репка” и “Пых”.
Для активизации умственной и речевой деятельности детей важно на занятиях проводить пальчиковую гимнастику (“Капуста”, “Засолка капусты”, “У Лариски – две редиски”), а также динамическую паузу (“Кабачок, кабачок…”, “Огуречик, огуречик…”).
Непрерывность в системе работы по развитию речи детей предполагает также тесную взаимосвязь воспитателя с родителями. Работая над лексической темой, было подобрано примерное содержание домашних заданий для родителей. Задания предоставлены родителям по мере изучения темы в родительском уголке. Таким образом, родители систематически знакомятся с темой, которая изучается на занятиях, получают возможность закрепить со своими детьми знания, полученные в детском саду. Дети, привлечённые иллюстрационным материалом уголка и настроенные воспитателем на выполнение домашнего задания, информируют родителей о содержании занятий и, таким образом, вновь активизируют полученные речевые навыки, включают их в самостоятельные высказывания. Родители же втягиваются в ежедневное речевое общение с детьми, которое само по себе является одним из важных условий нормального психического, эмоционального, умственного и речевого развития ребёнка.
Таким образом, усваиваемые элементы языковой системы постепенно и неуклонно включаются в непосредственное общение, дети учатся применять полученные речевые навыки в различных ситуациях, в различных видах деятельности.
Литература.
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
2. Дубинина Д.Н., Пелагейчик Е.Е. Умей объяснить и доказать. – М., 2002.
3. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1993.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.
5. Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – М., 2004.
6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
7. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. / Под ред. В.И.Логиновой. – М., 1990.