Классный час — дискуссия "Взаимоотношение — это отношение людей разных категорий на равных"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Формирование у учащихся коммуникативной культуры, умения ценить людей.

Задачи:

  • Формировать умение высказывать свою точку зрения, свое отношение к предлагаемым ситуациям.
  • Развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения.

Плакаты:

"Взаимоотношение - это отношение людей разных категорий на равных". К. Пенальти

“Без уважения друг к другу, без внимания вкуса друг к другу, ничего не получится”. К. Пенальти

Вступление:

Слово "взаимоотношение", подразумевает в себе взаимное отношение, двух или нескольких лиц. Но взаимоотношение бывает разное: между любящими друг друга парнем и девушкой, родителями и детьми, а так же между лучшими друзьями и знакомыми, работником и начальством. Но каждые эти отношения разные в словах, интонациях этих слов, движения жестов и т. д.

И сегодня мы вам предлагаем порассуждать над взаимным отношением в обществе.

Присутствующие, могут принимать участие таким образом: они высказывают свои версии, свой вариант ответа или наоборот противоречат уже сказанной здесь мысли.

Эти темы встречаются в нашей повседневной жизни и мы хотим рассмотреть их вместе с вами. В этом разговоре не только мы будем обсуждать вышеперечисленное, но и вы. Или еще проще сказать - проведем дискуссию.

Обсуждение взаимоотношений окружающих нас людей.

Сегодня эта тема одна из интереснейших в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки... Это - приметы нашего времени. Чтобы услышать и увидеть такое, не обязательно даже смотреть крутой боевик, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей.

В этой главе мы расскажем, как разборки и драки нужно стараться избегать любыми способами. Давайте посмотрим и проанализируем такую ситуацию.

Сценка "Око за око" (о мести).

Скамейка в парке, сидят Кристина, Оля и Леша.

Оля: - О, какие все же они сволочи! Убить их мало!

Кристина: - А я-то, я-то всегда им верила, а они... (почти плачет).

Леша: - Девчонки, кончайте рассусоливать. Давайте все по порядку.

Кристина: - В общем, так. Решили мы с Олей куртки себе купить, кожаные, из Турции, по 150 долларов. Вот такие (показывает на себе). А тут как раз Сашка с Эльмирой в Турцию за шмотками собрались, ну и говорят нам: "Давайте за одно купим". Ну, мы давай суетиться. С трудом денег набрали - где заняли, где вещи свои продали. Отказались от всего.

Леша: - Кошмар!

Кристина: - Купили доллары. Отдали им. Сидим, куртки ждем.

Оля: - Я во сне себя видела - в кожаной куртке, а на ушах - какие-то ленточки белые. Думаю что такое? Потом поняла - лапша.

Леша: - Дело проясняется.

Кристина: - В общем, привезли они нам куртки, мы их забрали, вроде бы все нормально, примерили - как раз.

Леша: - Так в чем дело-то?

Оля: - А в том, что они нас обманули. Объегорили. Обвели вокруг пальца.

Кристина: - Их знакомые видели в Стамбуле на рынке - они там эти куртки на уцененной распродаже взяли. Вот так.

Входит Сергей.

Сергей: - Привет всем!

Оля: - Знаете что? Им надо жестоко отомстить.

Леша: - Согласен. Но мстить надо хитро и тонко.

Кристина: - А как это?

Леша: - Надо сделку с ними затеять, через подставное лицо, а потом обмануть. Пусть дергаются.

Оля: - Надо нанять ребят, чтобы избили их!

Сергей: - Какие кровожадные разговоры. Это вы насчет Сашки с Эльмирой, да?

Леша: - (Сергею) слушай сюда, ты нам должен помочь. С тобой они почти незнакомы. Вот этим и воспользуемся. Закрутим вот такую махинацию! Согласен.

СТОП. ОБСУЖДЕНИЕ.

Но, а теперь давайте порассуждаем, какой бы вы выход нашли в этой ситуации, (присутствующие высказывают свое мнение).

Сейчас мы предлагаем вам правильный выход в этой ситуации.

ФИНАЛ.

Сергей: - Нет, ребята, так не пойдет. Если мы им начнем мстить, то мы сами до их уровня опустимся. Сначала обман, потом избиение - так ведь все это на нашей совести останется. Я думаю все нужно сделать по справедливости.

Кристина: - Как это?

Сергей: - Во-первых, нужно с ними поговорить, попросить отдать деньги.

Оля: - Ха, так они и отдали!

Сергей: - Зато они будут знать, что вы обо всем в курсе. Если не отдадут, сообщите им, что вынуждены, будете рассказать всем знакомым, как они делают дела.

Леша: - И это все?

Сергей: - Все.

Леша: - А как насчет отомстить?

Сергей: - Не надо, будь выше этого. И больше не имейте с ними дел, не здоровайтесь, это подействует.

Леша: - Да ну, ерунда это.

Кристина: - А ты знаешь, Леша, по-моему, Сергей прав. Месть - дело нечистое.

Оля: - Странно, но я тоже согласна.

Сергей: - А куртки-то ничего?

Оля: - В общем, да.

Сергей: - Так что, считайте, что они по 150, и носите на здоровье.

Вот теперь попробуем извлечь из этого вывод (рассуждают присутствующие). А мы предлагаем вам такой вариант:

“Не пожелай (и не делай) ближнему своему того, чего самому себе не желаешь” \Д. Карнеги\ (цитата на доске).

Сейчас мы предложим вам “Ситуации для решения”, а вы попробуйте сами привести правильные ответы, как бы вы поступили в этих ситуациях. Группа делится на три подгруппы.

СИТУАЦИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Обычно с мастером вы общаетесь очень мирно. Но вот вы приносите официальное письмо из спортивной школы о необходимости вашей поездки на соревнования, и она взрывается. Без всякого повода она начинает кричать о конце полугодия, о том что группа распустилась, никто не думает об учебе, на уме только дискотеки и соревнования. Виновник: неуправляемый холерик. Ее внезапные вспышки непредсказуемы, обнаружить свой страх или замешательство, в особенности - разревется.

СИТУАЦИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

У вас есть свежая идея относительно проведения новогоднего вечера. Вы неосторожно поделились этой идеей с приятельницей, но полчаса спустя, когда вас собирают для разработки сценария организатор внеклассной работы, вы с удивлением обнаруживаете, что Валя Иванова излагает эту идею, называя автором вашу приятельницу. Обычная ошибка: отказаться от борьбы, потому что с такими “паразитами” бороться бесполезно.

 СИТУАЦИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Вас выбрали старостой группы. Ваша однагруппница не желает подчиняться вашим распоряжениям. Виновница: недовольная. Пока вы были равны, ваши отношения были хорошими, но как подчиненная она стала настоящей фурией. Обычная ошибка: откровенно поговорить с ней о ее недостойном поведении.

Ответы правильные приводит психолог (до проведения классного часа, приглашается психолог).

Тест "Твой стиль общения"

Известно, что взглянуть на себя "со стороны" никому не удается. Каков твой стиль? На этот вопрос мы сможем ответить с помощью этого теста.

1. Ищешь ли ты пути примирения после очередного конфликта?

а) Не всегда

б) Иногда

в) Никогда

2. Как ты ведешь себя в критической ситуации?

а) Внутренне возмущаюсь

б) Сохраняю полное спокойствие

в) Теряю самообладание

3. Какой считают тебя твои подруги (одногруппники)?

а) Самоуверенной и завистливой

б) Дружелюбной

в) Спокойной и независимой

4. Как ты отреагируешь, если тебе предложат возглавить какую-нибудь работу в училище?

а) Приму с некоторым опасением

б) Соглашусь без колебаний

в) Откажусь от нее ради собственного спокойствия

5. Как ты поступишь, если кто-нибудь из одногруппников возьмет без твоего ведома твою тетрадь, чтобы списать задание?

а) Задашь ему "по первое число"

б) Заставишь вернуть

в) Спросишь, не нужно ли ему еще чего-нибудь

6. Какими словами ты встретишь родителей, если они вернулись с работы позже обычного?

а) Что вас так задержало?

б) Где вы торчали допоздна?

в) Я уже начала волноваться!

7. Если бы ты оказалась за рулем автомобиля, то, как бы ты себя повела?

а) Старалась бы обогнать машину, которая "показала тебе хвост"

б) Тебе все равно, сколько машин тебя обогнало

в) Помчишься с такой скоростью, чтоб тебя никто не догнал

8. Какими ты считаешь свои взгляды на жизнь?

а) Сбалансированными

б) Легкомысленными

в) Слишком высокими

9. Что ты предпринимаешь, если не все удается?

а) Пытаюсь свалить вину на кого-нибудь

б) Смиряюсь

в) Впредь становлюсь осторожнее

10. Как ты отреагируешь на статью о распущенности современной молодежи?

а) Нужно запретить молодежи непристойные развлечения

б) Надо создать ей условия организованно и культурно отдыхать

в) Нечего с ней возиться

11. Что ты ощущаешь, если то о чем ты мечтала, достается другому?

а) Зачем я только тратила на это время

б) Очевидно, этому человеку это нужнее

в) Может быть я получу это в другой раз

12. Какие чувства ты испытываешь, когда смотришь страшный фильм?

а) Чувство страха

б) Скучаю

в) Получаешь истинное удовольствие

13. Как ты будешь себя вести, если транспорт тебя "подвел", и ты опаздываешь на важную встречу?

а) Будешь нервничать во время встречи

б) Попытаешься объяснить ситуацию

в) Огорчишься

14. Как ты относишься к занятиям спортом?

а) Стараешься выиграть, если соревнуешься с кем-то

б) Ценишь удовольствие, почувствовав себя "в форме"

в) Сердишься, если проигрываешь

15. Как ты поступишь, если в кафе тебя плохо обслужили?

а) Стерпишь, избегая скандала

б) Сделаешь замечание заведующей кафе

в) Сделаешь запись в книге жалоб

16. Как ты поступишь, если твою младшую сестру обидели в школе?

а) Поговоришь с ее учителем

б) Устроишь скандал родителям того, кто обидел твою сестру

в) Посоветуешь дать сдачи

17. Какой ты человек?

а) Со средними способностями

б) Самоуверенный

в) Пробивной

18. Что ты скажешь человеку, с которым столкнулась в дверях?

а) Прости, это моя вина

б) Ничего, пустяки

в) А внимательнее ты быть не можешь?!

19. Твоя реакция на статью в журнале о хулиганстве в среде молодежи?

а) Когда же будут предприняты конкретные меры!?

б) Следует ввести суровые наказания

в) Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!

20. Какое животное ты любишь?

а) Тигра

б) Домашнюю кошку

в) Медведя

Если из предложенных вариантов ответов ты не выбрала ответ, засчитай себе ноль баллов.

г/ менее

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
А 1 2 3 2 3 2 2 2 3 3 1 3 1 2 1 1 1 1 2 3
Б 2 1 2 3 2 3 1 1 2 1 2 2 3 3 3 2 3 3 1 2
В 3 3 1 1 1 1 3 3 1 2 3 1 2 1 2 3 2 2 3 1

34 и менее

Ты чрезмерно миролюбива, что обусловлено некоторой неуравновешенностью в собственных силах и возможностях. Это без сомнения, не значит, что ты греешься под любым ветерком. Однако тебе следует быть более решительной. Если тебя критикуют "снизу" ты относишься к этому явлению доброжелательно, но побаиваешься критики "сверху".

35-44 балла

Ты умеренно агрессивна, тебе сопутствует успех в жизни, так как в тебе достаточно здорового честолюбия. В большинстве случаев к критике ты относишься доброжелательно, если она по существу и без каких-либо претензий.

45 и более

Ты чрезмерно агрессивна, неуравновешенна, а нередко бываешь даже жестокой по отношению к другим людям. Если ты поставил перед собой цель, ты рассчитываешь только на свои силы. Добиваясь успехов в какой-либо области, можешь пожертвовать интересами окружающих. Критику "сверху" принимаешь, критику "снизу" воспринимаешь крайне болезненно.

В заключение мы предлагаем Вам Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения – правила Карнеги.

1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

2. Проявляйте уважения к мнению собственника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

3. Если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала поддерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным.

Вот и подошла к концу наша дискуссия “взаимоотношений”.

Надеемся, вы узнали для себя что-то новое и интересное. По крайней мере, нашли ответы на то, что волнует каждого из нас.

Желаем удачи!