Использование игры в учебной работе с младшими школьниками

Разделы: Начальная школа


Игра на уроке является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки.

Немаловажную роль играют положительные эмоции, возникающие в игре и облегчающие процесс познания, усвоения знаний и навыков. Обыгрывание наиболее трудных элементов учебного процесса стимулирует познавательные силы маленьких школьников, сближает учебный процесс с жизнью, делает усваиваемые знания понятными. Игровые ситуации и упражнения, органично включенные в учебно-познавательный процесс, стимулируют учащихся, и позволяет разнообразить формы применения знаний и навыков. Ребёнка нельзя заставить, принудить быть внимательным, организованным. В то же время, играя, он охотно и добросовестно выполняет то, что его заинтересовало, стремится довести такое дело до конца, даже если для этого нужно приложить усилия. Поэтому на начальном этапе обучения игра выступает как главный стимул учения.

С помощью игр учитель работает над решением таких важных задач, как:

  1. формирование нравственных и эстетических представлений;
  2. обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;
  3. развитие логического и образного мышления;
  4. освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке, овладение посильными приёмами самостоятельной работы;
  5. развитие устойчивого интереса к учебным занятиям.

Какое же место должна занимать игра на уроке? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать материал в урок. Здесь важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребёнка; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся. В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места её на уроке или в системе уроков. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов и рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, вычислительного приёма. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зелёного цвета с одной стороны и красного - с другой) или разрезные цифры и буквы. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре. В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать ребёнку, допустившему ошибку, что он ещё не стал “капитаном” в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры.

Применяемый на уроках игровой приём должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер. Наглядность у детей – это как бы образное решение и оформление игры. Она помогает учителю объяснить новый материал, создать на уроке определенное эмоциональное настроение. В процессе работы я пришла к выводу, что одно и то же пособие можно использовать в различных играх на разных уроках. Так, возникло такое наглядное пособие, как “Поезд”. Это пособие используется при проведении таких игр, как “Назови одним словом”, “Найди лишнего пассажира”, “Засели все вагоны”. “Пассажирами” поезда могут быть домашние и дикие животные, игрушки, одежда, овощи, фрукты. Это дает возможность обогатить словарь учащихся, поработать над значением слова, над тематическими группами слов. Чтобы “Поезд” не надоел детям, я часто применяю другое пособие “Теремок”. На уроках русского языка, упражняя детей в правильном выборе буквы в слияниях жи, ши, ча, ща, записываем на доске слова снеж . нка, пуш . стый, дач . , рощ . , в которых пропущены гласные в слиянии. На доске закрепляются Котофей Иванович и мышки, каждая из которых держит гласную букву. Дети отыскивают буквы, пропущенные в словах. Если они это делают правильно, то мышка отправляется в школу, а если неправильно, то мышка попадает в мешок Котофею Ивановичу. Карточка, изображающая букву, вставляется на месте пропущенной буквы. Буква на карточке среди букв, напечатанных на доске, контрастно отличается по цвету, поэтому лучше запоминается. Далее дети списывают эти слова в тетрадь. Эту игру можно проводить и в дальнейшем при закреплении изучаемых орфограмм, особенно при первичной записи слов с изучаемой орфограммой.

Наибольшую сложность при обучении первоклассников вызывают уроки письма. И вот здесь счастливым ключиком послужило то, что мы назвали Ниточкой – Паутиночкой. Ниточка – Паутиночка – изящная, симпатичная фигурка девочки. На уроки письма она приходит с конвертом. В нем вырезанные из плотной бумаги овалы, полуовалы, длинные и короткие палочки, прямые линии с закреплением, петелькой внизу, т.е. все те элементы, основные и дополнительные, с помощью которых можно “собирать” буковки. Начинается урок, и Ниточка – Паутиночка рассказывает ребятишкам, что в буковке а, например, два основных элемента – овал и прямая короткая линия с закруглением внизу. Ученик подходит к конверту, находит только что названные элементы и “собирает” эту буковку под восторженное одобрение класса. Когда мы выполняли задания на сравнения букв, которые имеют общие элементы, например короткую прямую линию с закруглением внизу, ребята быстро и безошибочно называли их (и, ш, л, й, м, а). Так в игровой форме шло правильное восприятие малышами каждого элемента буквы и её соединений. Сказочная Ниточка – Паутиночка позволила создать обстановку занимательности и творчества на уроках письма.

Много игр я применяю и на уроках математики. Вот некоторые из них.

“Незадачливый математик”. На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:

2 + 6 = #

1 # 8 = 9

# - 2 = 8

7 - # = 5

9 # 3 = 6

8 + 1 = #

Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листики с записанными на них цифрами и знаками (2, 8, 10, 9, +, -) и фигурка медвежонка.

Медвежонок решал примеры, и ответы записывал на кленовых листиках. Подул ветер – и листики разлетелись. Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места.

Дети по вызову выходят к доске. Ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

“Что сказало солнышко”. Солнышко с лучами прикрепляется к доске. К верхнему лучу прикалывается карточка с числом, из которого надо вычесть или к которому надо прибавить другие числа.

Например, это число 10. К каждому нижнему лучу скрепками прикрепляется по 2 кружочка, наложенных один на другой. На верхних кружочках записаны числа, которые надо прибавить или вычесть из 10. На нижних – буквы, из которых составляется какое-либо слово поощрительного содержания: “молодцы”, “спасибо”, “отлично”. Учитель показывает указкой на любое число, которое надо прибавить или вычесть из верхнего числа. Ученик говорит ответ. Если он верный, учитель снимает кружочек с этим числом и таким образом открывает нижний кружочек с буквой. Когда будут решены все примеры и откроются все буквы, ребята прочитают, что сказало им “солнышко” за хорошую работу на уроке. Эту игру я применяю и при изучении таблицы умножения. Чтобы “солнышко” не наскучило детям, я заменяю его “ромашкой”.

На наших уроках появляются и такие сказочные персонажи, как Львёнок, которому находим косточки на обед, доктор Айболит, которому “лечим” зверюшек, Незнайка, которому исправляем ошибки, Петушок – золотой гребешок с Курочками, которым нужно спастись от Лисы Патрикеевны.

Собрать, накопить игры – это ещё не главное. Главным является умелое применение игры на уроке. Игра не должна быть искусственно притянутой к той или иной теме урока, она должна естественно вплетаться в урок, в изучение программного материала. Все игры и игровые ситуации на уроке не должны быть изолированными друг от друга, а должны составлять единый сценарий урока. В уроке должно быть всё взаимосвязано, одно вытекать из другого. Очень интересно проходят уроки в виде “путешествия”.

1 класс. Урок математики

Тема: Закрепление пройденного материала.

Цели:

  • Закрепить сложение и вычитание в пределах 10.
  • Вести подготовку к решению задач.

Ход урока

- Ребята, к нам приехал почтальон Печкин, который будет следить за вашим поведением. Он сообщил, что на уроке нас ждет сюрприз. А сейчас... Ой! Что такое? Кто это возится?

- Вот какой сюрприз подготовил Печкин... Ребята, к нам в гости пришел кот Матроскин. Ему захотелось попутешествовать с нами. Мы сегодня отправляемся в плавание на корабле. А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными; правильно выполнять задания; не допускать ошибок: иначе можно потерпеть кораблекрушение.

- Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:

Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.

- Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас, как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо, мышки испугались кота и спрятались. И мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите в тетрадях. Нашли?

I.

- Поставьте мышек на наборное полотно.

- Сколько всего мышек? (6)

- У каждой мышки есть корзинка, на ней число. Поставьте мышек так, чтобы они расположились по порядку. (5, 6, 7, 8, 9, 10)

- Какое число идет при счете за числом 5? 7? 9?

- Перед числом 6? 8? 10?

- Назовите “соседей” числа 8.

- Какое число больше, чем 6, на 1?

- Какое число меньше, чем 9, на 2?

- Каких чисел не хватает в ряду?

- Мышки помогли нам поработать над числовым рядом. И кот Матроскин их обижать не будет.

II.

Почтальон Печкин принес нам 2 письма со стихами. Проведем математическую разминку.

Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех окуней,
Рыбак Евсей –
Четырех карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки? (7)

Саша с Колей рыб удили
9 рыбок наловили.
Кот к рыбкам подобрался
Одну схватил и умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей,
Сколько осталось рыб у друзей? (8)

 III.

Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь темное небо! И много кораблей. Видимо, был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу. С каждого ряда выходит капитан. А вы открываете бортжурналы и выполняете каждый свой столбик.

2+7= 4-0= 3+4=
8-5= 4+6= 8-6=

 IV.Физкультминутка

Поплыли дальше. На море легкий ветерок, плещутся рыбы, качаются на волнах чайки. Давайте и мы отдохнем (рисунок моря).

Рыбки весело плескались
В чистой голубой воде
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.

V.

- Какую геометрическую фигуру нам напоминает плавающий матрац? (Круг)

- Сколько точек в этом круге? (3)

- А если эти точки соединить, какая фигура получится? (Треугольник)

(Далее используется рисунок моря с рыбками, чайками, плавающим матрацем)

VI.

- Ребята, давайте порыбачим. На каждой рыбке есть цифра. Если вы скажете из каких чисел состоит эта цифра, то рыбка ваша.

(4, 5, 6, 7, 8, 9)

4=1+2 5=1+4 6=1+5 7=1+6 8=1+7 9=1+8
4=2+2 5=2+3 6=2+4 7=2+5 8= 2+6 9=2+7
6=3+3 7=3+4 8=3+5 9=3+6
8=4+4 9=4+5

Такие красивые рыбки! Как им хочется на простор. Может, мы их отпустим в море?

 VII.

- На сколько чаек меньше, чем рыбок? (На 2)

Составим про это задачу. (Рыбок плавает 6, а чаек летает на 2 меньше. Сколько летает чаек.)

- Скажите условие, вопрос.

- Решение запишем.

- Скажите ответ.

- Посмотрите, что нам принесла одна из чаек. Прочитайте. (с.56, № 4)

- Решение запишем.

- Скажите ответ.

VIII.

- Поплыли дольше. На пути у нас необитаемый остров. А на острове знак. Что он обозначает? (> < больше, меньше)

- Нет ли таких знаков в нашем учебнике? (№2 с. 56)

- Для того, чтобы обойти этот остров, нужно решить №2 по вариантам: (1 вариант – 2 столбик, 2 вариант – 3 столбик.)

IX. Физкультминутка

Мы прощаемся с необитаемым островом плывем дальше. Мне кажется, кто-то показался вдали. Кто там? (Пираты)

(Рисунок корабля, в прорезях пираты, на каждом пирате пример.)

Они хотят на нас напасть. Приготовиться к бою! Взяли оружие! А им является ум, быстрота и смелость. Правильно решили пример – отбили пирата.

3+5= 7-4= 4-4=
9-3= 8+2= 7+3=

 Объявляю вам благодарность.

X.

- Мы плывем к берегу. Кот Матроскин зашифровал примеры. Нам необходимо расшифровать их. Вставьте нужный знак вместо звездочки, а в окошечки подходящее число. Проверьте свое рабочее место, сядьте удобнее. Бортжурналы лежат правильно, записи должны быть аккуратными.

8 * # =6 5 * # =6
4 * # =7 10 * # =7

-Проверим, какие примеры получились.

Путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе команды мы снова на родной Земле. Чем мы занимались во время путешествия? (Работали над числовым рядом, решали примеры и задачи, повторили состав числа, вспомнили геометрические фигуры).

Игры, игры – путешествия, игры – спектакли, игры – экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания. Дети играли дома, в детском саду, игра пришла с ними в школу.

Планируя проведение игры на уроке нельзя забывать, что урок – это труд, кропотливая работа. Игра – лишь небольшой элемент урока, который служит достижению главной цели.