В настоящее время, одной из задач логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми-логопатами. Однако, в процессе внедрения предлагаемых в литературе методов и приемов, логопед может испытывать определенные трудности, связанные в основном с восприятием детьми этих приемов. Если, например, задание дается в виде монотонной инструкции, у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата.
Еще в начале прошлого века филолог Н.В.Корнейчуков (Корней Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. "...Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме... Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка". [19] Это влечение автор высказывания объяснил влиянием речи и движений матери, когда она укачивает грудного ребенка и напевает ему колыбельные. К сожалению, автор не подкрепил это соображение аргументами, и существует более рациональное объяснение этому факту, основывающееся на работах исследователей биоритмов человека. Поскольку рифмованная речь основана на ритмичном произношении звуков, ритм и является основой избирательного отношения ребенка к рифме. Самый близкий к этому явлению ритм - биение сердца, который, как известно, является врожденным биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь - врожденное качество. Такие же явления можно наблюдать и в восприятии музыки.[4]
Так или иначе, ключевым является факт влечения детей к рифмованным звукам, т.е. непосредственный интерес детей к воспроизведению речевых форм, который позволяет логопеду успешно работать в заданном направлении. Но эта особенность детского восприятия, т.е. тяготение к рифме и ритму, не всегда учитывается логопедом. Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Таким образом, возникла необходимость разработки приемов работы с чистоговоркой, способствующих комплексной коррекции всех сторон речи у детей-логопатов с фонетико-фонематическими и лексико-грамматическими нарушениями. В начале разработки приемов необходимо было выделить "основу" чистоговорки. Для этого брался последний слог в слове и повторялся в начале чистоговорки столько раз, сколько было в этом слове слогов. Получалась "основа" чистоговорки, при использовании которой шла разработка приемов. Также учитывались программные задачи по разделу "Развитие речи" в среднем, старшем, подготовительном к школе возрасте. (Таблица № 1).
Учитывая, что в данные возрастные периоды для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядо-образное мышление, многие приемы строились с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы. Этапы работы в приемах идут от действий с предметами (картинки, фишки, схемы-символы) с подключением слов (проговариванием) и осознанного отношения к этим словам, и, далее, к переходу этих действий во внутренний план. Разработанные приемы систематизированы с учетом речевых задач данного возраста, этапа работы по автоматизации звука и формы организации детей. (Таблица №2).
Предлагаемые приемы работы с чистоговорками можно ежедневно включать в индивидуальные логопедические занятия и в индивидуальную или подгрупповую коррекционную работу, проводимую воспитателем. (Приложение). Использование данных приемов предоставляет ребенку возможность создать "свое", придумать самому. Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Работая в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям.
Таблица №1
ЗАДАЧИ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ, РЕШАЕМЫХ НА МАТЕРИАЛЕ ЧИСТОГОВОРОК
Средний возраст | Старший и подготовительный к школе возраст |
Интонация и просодика |
|
1. Отработка повествовательной и
вопросительной интонации. 2. Работа над тембром, тональной окраской голоса и темпом речи. 3. Развитие силы голоса. |
1. Отработка вопросительной,
побудительной или восклицательной интонации. 2. Работа над интонационным рисунком фразы. |
Слоговая структура |
|
1. Отработка слоговой структуры
слов, трудных для произношения. 2. Деление слов на слоги. |
1. Отработка слов сложной
звуковой и слоговой конструкции. 2. Деление слов на слоги и определение их последовательности. 3. Определение ударного слога в слове. |
Фонематический слух |
|
1. Опознание заданного звука в
слове и фразе. 2. Выбор одного слова из двух с заданным звуком 3. Отбор предметов с заданным звуком. |
1. Выделение слова с заданным
звуком из фразы. 2. Подбор слов с заданным звуком. 3. Деление фразы на слова. 4. Дифференциация смешанных звуков. 5. Определение ударного гласного в слове. 6. Определение количества слов во фразе и слогов в словах фразы. 7. Работа со словами – паронимами. |
Грамматический строй |
|
1. Употребление предлогов,
выражающих пространственные отношения. 2. Употребление существительных во мн.ч. И.п. и Р.п. 3. Согласование существительного с прилагательным в роде и числе. 4. Изменение существительного и прилагательного по падежам. |
1. Согласование глаголов и
существительных, глаголов и прилагательных в
числе. 2. Употребление существительных во мн.ч. Р.п. 3. Употребление простых и сложных предлогов. 4. Согласование существительных и числительных в роде. 5. Изменение существительных и прилагательных по падежам. |
Словарь |
|
1. Подбор прилагательных к
существительному (качества и свойства). 2. Подбор глаголов к существительному (действия, осуществляемые 1-м лицом). 3. Антонимы (цвет, величина) |
1. Называние частей предмета. 2. Подбор глаголов к существительному. 3. Подбор к существительному прилагательных, обозначающих свойство, цвет, форму, размер, материал предмета. 4. Антонимы. 5. Подбор существительных к прилагательному или глаголу. 6. Синонимы. |
Словообразование |
|
1. Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных. | 1. Образование прилагательных от
глаголов и глаголов от прилагательных. 2. Образование притяжательных прилагательных. 3. Образование относительных прилагательных. 4. Образование глаголов с помощью приставок. |
Связная речь |
|
1. Составление простого распространенного предложения. | 1. Составление простого
распространенного предложения. 2. Описание объекта по предметной картинке. 3. Составление небольшого рассказа по СК и ССК. |
Таблица №2 Средний возраст
Прием | Задача | Форма организации | Этап автоматизации звука |
Интонация и просодика |
|||
1. “Скажи с различной интонацией” 2. “Скажи как …” 3. “Скажи тихо - громко” 4. “Медленно - быстро” |
1. з. 2. з. 3. з. 4. з. |
Индивидуально Индивидуально Индивидуально и парами Индивидуально и парами |
В словах, во фразе В словах, во фразе В словах, во фразе В словах, во фразе |
Слоговая структура |
|||
1. “Подбери слово с таким же ритмическим
рисунком” |
1. з. | Индивидуально | В словах |
Фонематический слух |
|||
1. “Выбери чистоговорку” 2. “Закончи чистоговорку” |
1. з. 2. з. |
Индивидуально Индивидуально |
Во фразе В словах |
Грамматический строй |
|||
1. “Скажи где?” 2. “Один - много” 3. “Скажи какой?” 4. “Окошечки” |
1. з. 2. з. 3. з. 4. з. |
Индивидуально и парами Индивидуально и парами Индивидуально и парами Индивидуально, парами, подгруппами |
Во фразе В словах и фразе Во фразе Во фразе |
Словарь |
|||
1. “Скажи какой?” 2. “Подбери слово - действию” 3. “Скажи наоборот” |
1. з. 2. з. 3. з. |
Индивидуально и парами Индивидуально и парами Индивидуально |
Во фразе Во фразе Во фразе |
Словообразование |
|||
1. “Скажи ласково” | 1. з. | Индивидуально | Во фразе |
Связная речь |
|||
1. “Подбери слово - признак” 2. “Нарасталочка” 3. “Подбери слово - действие” 4. “Прошагай, прохлопай” |
1. з. 1. з. 1. з. 1. з. |
Индивидуально и парами Индивидуально и парами Индивидуально Индивидуально и парами |
Во фразе Во фразе Во фразе Во фразе |
Старший и подготовительный к школе возраст
Интонация и просодика |
|||
1. “Скажи с различной интонацией” 2. “Интонационное выделение слова” |
1. з. 2. з. |
Индивидуально Индивидуально и парами |
В словах и во фразе Во фразе |
Слоговая структура |
|||
1. “Добавь слово из…слогов” 2. “Подбери слово с таким же ритмическим рисунком” 3. “Выложи фишками” 4. “Добавь слог” 5. “Прошагай по слогам” |
1. з., 2 з. 3. з 2. з. 2. з. 1. з., 2. з. |
Индивидуально Индивидуально Индивидуально Индивидуально Индивидуально |
В словах В словах В словах и во фразе В слогах В словах |
Фонематический слух |
|||
1. “Подбери слово с заданным звуком” 2. “Выбери чистоговорку” 3. “Выложи фишками” 4. “Закончи чистоговорку” 5. “Повтори - не ошибись” 6. “Подбери слово с таким же ритмическим рисунком” 7. “Променяй звук” |
2. з. 1. з. 3. з. 1. з. 4. з. 5. з. 6. з. |
Индивидуально Индивидуально Индивидуально Индивидуально Индивидуально Индивидуально Индивидуально |
Во фразе Во фразе Во фразе В словах Во фразе В словах Во фразе |
Грамматический строй |
|||
1. “Один - много” 2. “Окошечки”, “Измени слово” 3. “Скажи где?” 4. “Посчитай” 5. “Подбери слово с таким же ритмическим рисунком” |
1. з., 2. з. 5. з. 3. з. 4. з. 5. з. |
Индивидуально и парами Индивидуально, парами, подгруппами Индивидуально и парами Индивидуально и подгруппой Индивидуально |
В словах и фразе В словах и фразе Во фразе Во фразе В слове |
Словарь |
|||
1. “Из чего состоит” 2. “Подбери слово - действие” 3. “Скажи какой?”, “Скажи по другому” 4. “Подбери слово - признак” 5. “Подбери слово, близкое по значению” 6. “Скажи наоборот” 7. “Добавь словечко” |
1. з. 2. з. 3. з. 3. з. 6. з. 4. з. 5. з. |
Индивидуально Индивидуально и подгруппой Индивидуально, парами, подгруппами Индивидуально, парами Индивидуально, подгруппами Индивидуально, подгруппами Индивидуально |
Во фразе Во фразе Во фразе Во фразе Во фразе Во фразе В словах |
Словообразование |
|||
1. “Преврати слово - действие в слово -
признак (слово – признак в слово-действие)” 2. “Скажи чей” 3. “Подбери слово - признак” 4. “Измени слово” |
1. з. 2. з. 3. з. 4. з. |
Индивидуально, парами Индивидуально Индивидуально, парами Индивидуально, подгруппами |
Во фразе Во фразе Во фразе Во фразе |
Связная речь | |||
1. “Нарасталочка” 2. “Исправь путаницу” 3. “Придумай чистоговорку по картинке” 4. “Составь рассказ из чистоговорок” |
1. з. 1. з. 1. з. 2. з., 3.з. |
Индивидуально, парами, подгруппами Индивидуально Индивидуально Индивидуально, подгруппой |
Во фразе Во фразе Во фразе Во фразе |
Литература.
1. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольником, М.Ф.П.О.,1996г.
2. Детари Л. Биологические ритмы, М.,1984г.
3. Волина В.В. Праздник Букваря, М. АСТ-ПРЕСС,1995г.
4. Дурова Н.В. Фонематика, Как научить детей слышать и правильно произносить звуки, М.Мозаика синтез,1999г.
5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, М."Пресс-Гном",1999г.
6. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи, М. Аквариум,1995г.
7. Максаков А.И. Учите, играя, М. Просвещение,1979г.
8. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Ярославль:ООО "Академия развития",1996г.
9. Успенская Л.П. Учитесь правильно говорить, М. Просвещение,1995г.
10. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста, М. Просвещение,1977г.
11. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей, М. Просвещение, 1987г.
12. Волкова Л.С.Логопедия, М.Просвещение,1989г.
13. Филичева Т.Б. Основы логопедии, М. Просвещение,1989г.
14. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками, М. Аквариум,1996г.
15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, М.1977г.
16. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, АРД ЛТД,1998г.
17. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, СПБ. СОЮЗ, 1999г.
18. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит, СПБ. Детство-Пресс,1999г.
19. Чуковский К.И. От двух до пяти, М. Педагогика,1990г.
20. Ванюхина Г.А. Речецветик, Екатеринбург: Старсо, 1993г.