Цели урока:
- Выработка единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания другого человека.
- Расширение представлений учащихся об окружающем мире.
- Формирование умений правильно воспринимать другого человека, правильно оценивать настроение собеседника, овладевать вежливым стилем разговора “Разговаривай с любым человеком, так как бы ты хотел, чтоб разговаривали с тобой”.
- Поддержание благоприятного климата в классе, продолжить работу над формированием устной речи.
- Воспитывать толерантные отношения.
Оборудование.
- Рисунки сказочных героев.
- Магнитофон.
- Раздаточный материал: карточки с заданиями.
- Видеофрагмент мультфильма о крошке Еноте.
- Книга Г.Остера “Вредные советы”.
- Музыкальная шкатулка.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
- Совместное открытие нового знания.
Если у вас хорошее настроение, то как вы можете подарить его друзьям при встрече? Как вы сообщите без слов о прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И наш урок мы начинаем с песни. Подпевайте все вместе.
Звучит песня “Песня о друзьях” В. Шаинского.
- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
- Что значит дружить?
- А сами вы умеете дружить и улыбаться?
Физкультминутка. Упражнение “Отражение”.
Сейчас мы проверим это. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды.
Превратитесь:
- Сердитого льва.
- Испуганного зайчика, который в страхе дрожит.
- Печального и грустного козлёночка.
- Страдающего Гадкого утёнка.
- Радостную мартышку.
Кого из зверей было приятнее изображать? Почему?
Конечно, улыбаться было приятней.
Работа по учебнику.
- Мы говорили с вами о животных, а как же у людей.
Посмотрите на ребят на рисунке в учебнике. С кем из них вы хотели бы пообщаться? Обведите рисунок и объясните почему?
- Конечно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки.
Ребята, вспомним наш девиз. (Ребята хором повторяют девиз)
Давайте дружно будем жить
И дружбой нашей дорожить
И никогда не ссориться
Тогда дела все спорятся!
А теперь я предлагаю вам посмотреть и послушать небольшие истории, которые часто случаются с детьми. (Подготовленные ребята инсценируют стихотворения)
Друзья.
- Кто кого обидел первым?
- Он меня.
- Нет, он меня.
- Кто кого ударил первым?
- Он меня.
- Нет, он меня,
- Вы же раньше так дружили.
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
- Правильно ли поступили ребята? Почему?
Посмотрите ещё одну историю.
Яма.
- Яму копал?
- Копал.
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Лестницу ждёшь?
- Жду.
- Яма сыра?
- Сыра.
- Как голова?
- Цела.
- Значит живой?
- Живой.
- Ну, я пошёл домой.
- Правильно ли поступили ребята? Как бы поступили вы в этой истории?
А теперь, ребята, послушайте один совет. Только очень внимательно.
(Учитель читает отрывок из книги Г. Остера “Вредные советы”)
Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал. Покажи на друга пальцем и хватайся за живот. Пусть он видит лежа в луже, ты ничуть не огорчен – настоящий друг не любит огорчать своих друзей.
- Какой это совет? Как бы вы поступили? Кто автор этих советов?
4. Первичное закрепление.
А теперь вы должны дружно поработать друг с другом. В конвертах лежат листы с героями разных сказок. Найдите им друзей. Ребята проводят тропинки, соединяя друзей. (В конвертах волк, Белоснежка и гном, Чебурашка и крокодил Гена, Дядя Фёдор и кот Матроскин, Малыш и Карлсон, Буратино и Мальвина.)
Пока все работают на местах, одна пара выполняет такое же задание у доски.
Кому друзей вы не нашли? Почему волк остался без друзей? Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?
Физкультминутка
“Мы делили апельсин”
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для чижа.
Эта долька для зайчат.
Эта долька для лисят.
Эта долька для бобра.
А для волка...
Кожура.
Игра “ Волшебная шкатулка”
Ребята, в этой шкатулке для вас приготовлен сюрприз. Давайте посмотрим сюда, что же там лежит. (В музыкальной шкатулке разноцветные сердечки, на которых написаны пословицы, ребята читают и объясняют, как поняли пословицу.)
- Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
- Один за всех и все за одного.
- Старый друг лучше новых двух.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Музыкальная физкультминутка “Танец сидя”.
5. Итог урока, рефлексия деятельности.
В мультфильме, который очень любят дети, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома. (Двое работают у доски.)
На кирпичиках слова: подарок, счастье, мир, радость, любовь, доверие, горе, злость, жадность, гнев
Ваш дом дружбы построен. Посмотрите, на человечков. Кого из них вы хотели бы поселить в своём доме. Почему? (На лицах человечков изображен гнев, улыбка, плач, удивление.)
Ребята прикрепляют человечков рядом с “Домом Дружбы”.
О чём же главном мы говорили сегодня на уроке? С кем приятно дружить?
- Ребята приготовили для вас в подарок интересное стихотворение о дружбе. Послушайте его. (Трое подготовленных учеников читают стихотворение у доски.)
И. Мазин
Д А ВА Й Т Е Д Р У Ж И Т Ь
Агнии Львовне Барто
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
А поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!..
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!..
Давайте будем
Беречь планету –
Во всей вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна.
Что будет делать
Без нас она?
Ребята, а какое настроение было у вас сегодня на уроке? Покажите своё облачко-настроение. Ребята прикрепляют свои облачка на доске, где прикреплено красивое улыбающееся солнышко. (Если настроение хорошее, облачко не закрывает солнышко.)
Хорошее настроение помогает и в дружбе, и в делах. А с чего начинается дружба?
- Правильно с улыбки.
И наш урок мне бы хотелось закончить замечательной песенкой крошки енота, который боялся своего отражения, но помирился с ним, лишь улыбнувшись ему.
Звучит песенка “Улыбка” В.Шаинского (видеофрагмент из мультфильма о Крошке Еноте).