Урок окружающего мира в 1-м классе на тему: "Ты и твои друзья" (программа "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Выработка единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания другого человека.
  • Расширение представлений учащихся об окружающем мире.
  • Формирование умений правильно воспринимать другого человека, правильно оценивать настроение собеседника, овладевать вежливым стилем разговора “Разговаривай с любым человеком, так как бы ты хотел, чтоб разговаривали с тобой”.
  • Поддержание благоприятного климата в классе, продолжить работу над формированием устной речи.
  • Воспитывать толерантные отношения.

Оборудование.

  • Рисунки сказочных героев.
  • Магнитофон.
  • Раздаточный материал: карточки с заданиями.
  • Видеофрагмент мультфильма о крошке Еноте.
  • Книга Г.Остера “Вредные советы”.
  • Музыкальная шкатулка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Если у вас хорошее настроение, то как вы можете подарить его друзьям при встрече? Как вы сообщите без слов о прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И наш урок мы начинаем с песни. Подпевайте все вместе.

    Звучит песня “Песня о друзьях” В. Шаинского.

  3. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
  4. - О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

    - Что значит дружить?

    - А сами вы умеете дружить и улыбаться?

  5. Совместное открытие нового знания.

Физкультминутка. Упражнение “Отражение”.

Сейчас мы проверим это. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды.

Превратитесь:

  1. Сердитого льва.
  2. Испуганного зайчика, который в страхе дрожит.
  3. Печального и грустного козлёночка.
  4. Страдающего Гадкого утёнка.
  5. Радостную мартышку.

Кого из зверей было приятнее изображать? Почему?

Конечно, улыбаться было приятней.

Работа по учебнику.

- Мы говорили с вами о животных, а как же у людей.

Посмотрите на ребят на рисунке в учебнике. С кем из них вы хотели бы пообщаться? Обведите рисунок и объясните почему?

- Конечно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки.

Ребята, вспомним наш девиз. (Ребята хором повторяют девиз)

Давайте дружно будем жить
И дружбой нашей дорожить
И никогда не ссориться
Тогда дела все спорятся!

А теперь я предлагаю вам посмотреть и послушать небольшие истории, которые часто случаются с детьми. (Подготовленные ребята инсценируют стихотворения)

Друзья.

- Кто кого обидел первым?
- Он меня.
- Нет, он меня.
- Кто кого ударил первым?
- Он меня.
- Нет, он меня,
- Вы же раньше так дружили.
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.

- Правильно ли поступили ребята? Почему?

Посмотрите ещё одну историю.

Яма.

- Яму копал?
- Копал.
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Лестницу ждёшь?
- Жду.
- Яма сыра?
- Сыра.
- Как голова?
- Цела.
- Значит живой?
- Живой.
- Ну, я пошёл домой.

- Правильно ли поступили ребята? Как бы поступили вы в этой истории?

А теперь, ребята, послушайте один совет. Только очень внимательно.

(Учитель читает отрывок из книги Г. Остера “Вредные советы”)

Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал. Покажи на друга пальцем и хватайся за живот. Пусть он видит лежа в луже, ты ничуть не огорчен – настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

- Какой это совет? Как бы вы поступили? Кто автор этих советов?

4. Первичное закрепление.

А теперь вы должны дружно поработать друг с другом. В конвертах лежат листы с героями разных сказок. Найдите им друзей. Ребята проводят тропинки, соединяя друзей. (В конвертах волк, Белоснежка и гном, Чебурашка и крокодил Гена, Дядя Фёдор и кот Матроскин, Малыш и Карлсон, Буратино и Мальвина.)

Пока все работают на местах, одна пара выполняет такое же задание у доски.

Кому друзей вы не нашли? Почему волк остался без друзей? Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?

Физкультминутка

“Мы делили апельсин”

Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для чижа.
Эта долька для зайчат.
Эта долька для лисят.
Эта долька для бобра.
А для волка...
Кожура.

Игра “ Волшебная шкатулка”

Ребята, в этой шкатулке для вас приготовлен сюрприз. Давайте посмотрим сюда, что же там лежит. (В музыкальной шкатулке разноцветные сердечки, на которых написаны пословицы, ребята читают и объясняют, как поняли пословицу.)

- Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

- Один за всех и все за одного.

- Старый друг лучше новых двух.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Музыкальная физкультминутка “Танец сидя”.

5. Итог урока, рефлексия деятельности.

В мультфильме, который очень любят дети, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома. (Двое работают у доски.)

На кирпичиках слова: подарок, счастье, мир, радость, любовь, доверие, горе, злость, жадность, гнев

Ваш дом дружбы построен. Посмотрите, на человечков. Кого из них вы хотели бы поселить в своём доме. Почему? (На лицах человечков изображен гнев, улыбка, плач, удивление.)

Ребята прикрепляют человечков рядом с “Домом Дружбы”.

О чём же главном мы говорили сегодня на уроке? С кем приятно дружить?

- Ребята приготовили для вас в подарок интересное стихотворение о дружбе. Послушайте его. (Трое подготовленных учеников читают стихотворение у доски.)

И. Мазин

Д А ВА Й Т Е Д Р У Ж И Т Ь

Агнии Львовне Барто

Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
А поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!..
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!..
Давайте будем
Беречь планету –
Во всей вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна.
Что будет делать
Без нас она?

Ребята, а какое настроение было у вас сегодня на уроке? Покажите своё облачко-настроение. Ребята прикрепляют свои облачка на доске, где прикреплено красивое улыбающееся солнышко. (Если настроение хорошее, облачко не закрывает солнышко.)

Хорошее настроение помогает и в дружбе, и в делах. А с чего начинается дружба?

- Правильно с улыбки.

И наш урок мне бы хотелось закончить замечательной песенкой крошки енота, который боялся своего отражения, но помирился с ним, лишь улыбнувшись ему.

Звучит песенка “Улыбка” В.Шаинского (видеофрагмент из мультфильма о Крошке Еноте).