Круги обучения – один из Интернет проектов, в котором лицей № 130 успешно участвует с 1999 года. Если кого-то из педагогов заинтересует участие, все нужные сведения можно найти на сайте IEARN www.iearn.org, Learning Circles. Модель проекта, обзоры, примерные темы, график работы несколько лет назад были разработаны Маргарет Райл, профессором из США. Несколько лет она являлась координатором проекта, помогая учителям мира найти друг друга, установить контакт, обучала нас, как обмениваться информацией, как создавать сборник ученических трудов. В настоящее время проект ведет Барри Крамер (Канада), я являюсь со-координатором. В Круг обучения входят несколько школ, представлены следующие страны: Россия, США, Германия, Иран, Того, Польша, Казахстан. Проект рассчитан на полугодие.
Интеграция проекта в школьную программу.
По предыдущему опыту я знаю, чего ожидать от первой стадии проекта. Все участники Круга представляются друг другу, то есть рассылают электронные письма, в которых даны сведения о себе, о школе, о родном городе (населенном пункте). Школьники заполняют анкету:
Твое имя; твои интересы: любимый предмет в школе, любимая музыкальная группа, телепрограмма, книги; твоя любимая еда; хобби.
Первый модуль учебника для 10 классов называется What’s on? На этапе “закрепление темы” легко и естественно вводится анкета из проекта. Учащиеся с удовольствием заполняют ее, отвечая на вопросы, предлагая свои варианты ответов. Получив аналогичные анкеты из других стран, мы с интересом читаем и обсуждаем их на уроке, ищем сходство и различие.
Следующий этап – выбор темы эссе. Я ставлю два основных вопроса:
1). о чем мы можем написать иностранным школьникам, что может заинтересовать других;
2). что мы хотим узнать о них, какие вопросы мы зададим своим сверстникам из других стран.
Мы уже получили первые вопросы. Надо заметить, что за прошедшие годы они не изменились, о чем я сообщаю своим ученикам. В мире по-прежнему мало знают о России, слово Сибирь вызывает известные ассоциации: холод, вечная зима, место ссылки. Сам факт, что мы живем в Академгородке, что у нас есть Интернет, вызывает изумление. Я предлагаю своим старшеклассникам вместо нелюбимого задания “Напиши письмо воображаемому другу” выполнить задание “Письмо невоображаемому другу”. Этот вид задания вписывается в тему “Разные типы письма” (формальное, неформальное и т.д.).
Прежде, чем приступить к написанию письма-эссе, мы обсуждаем некоторые важные аспекты на уроке, а также повторяем грамматику.
В текущем учебном году у нас сложился крайне интересный Круг обучения: Россия, США, Германия, Африка, Азия… Собственно, представлены почти все континенты.
Межкультурные контакты и этикет электронного общения – те аспекты, которые необходимо обсудить со школьниками на уроках, прежде, чем они начнут отсылать свои эссе ровесникам из других стран.
Независимо от страны, проблемы возникают одинаковые. “Привет, Нина, я хочу все узнать о Сибири! Медвежонок”. Вот такое послание приходит всем участникам Круга из Германии. Мой коллега, немецкий педагог, как и я, не станет ругать подростка, пославшего подобное письмо, просто еще раз объяснит, что принято посылать на групповой адрес, что такое международный проект, а что такое личная переписка.
Выбор темы. Обсудив различные темы и проблемы, мы решили остановиться на темах, которые есть у нас в учебном плане. “Климат”, “Экологические проблемы” - вот о чем напишут эссе мои ученики. Мы также составили список вопросов своим партнерам, спросили, о чем они бы хотели рассказать нам. После того, как проект будет завершен, у нас сложится оригинальная картинка, мы увидим, что волнует старшеклассников в других странах, что интересует их в нас. На сайте лицея № 130 есть образцы работ прошлых лет <www-eng.sch130.nsc.ru>, Projects.
Обмениваясь сведениями, мнениями, школьники незаметно для себя втягиваются в работу и начинают увлеченно выполнять нелюбимые ранее письменные задания. Многие комментируют формулировку из учебника: во втором классе писать письмо воображаемому другу на иностранном языке было интересно, в десятом – скучно. Если учитель имеет возможность помочь учащимся наладить межкультурные контакты, написать письмо “невоображаемому” другу, обязательно стоит попробовать.
Одна из причин, по которой школьники не любят письменные задания, проста: у них не всегда есть идеи, не хватает мыслей, которыми хочется поделиться. Сталкиваюсь я и с тем, что старшеклассники, привыкшие механические зубрить “топики”, не вникая в их содержание, могут наизусть отбарабанить тему “Лондон”, “Москва”, “Климат в Великобритании”, даже “Преступность в США”, но при этом не могут ответить на вопросы о своем родном крае, не знают, когда был основан Новосибирск, Академгородок, сколько лет их родной школе, и даже каким образом их семья оказалась в Сибири. Если предложить им примерный план эссе на любую тему, обсудить, как построить свой рассказ о том или ином месте, событии, показать, что сверстники из других стран имеют похожие проблемы, нелюбимое раньше задание становится одним из самых любимых. Начав писать на иностранном языке и получая ответы, вопросы о написанном, подростки воочию видят, что их работа нужна, интересна. Полученная “пятерка” имеет новый, непривычный смысл: эссе школьника было прочитано и обсуждено не только в своем классе, но и в нескольких странах.
В конце полугодия мы собираем все эссе под одной обложкой. Каждый школьник оформляет его так, как хочет, набирает на компьютере разными шрифтами, делает рамочки, вставляет фотографии, рисунки. При наличии технических возможностей можно распечатать и переплести настоящую книжечку, которая будет служить вам отличным наглядным пособием.
И последнее. Круги обучения – не единственный проект, который легко включается в школьную программу, в ваш учебный план. В прошлом учебном году мы приняли участие в проекте “Законы жизни”, я составила описание работы на английском языке, к 1 сентября оно появилось на сайте http://us.iearn.org/professional_development/curriculum/laws_of_life.php