Тема: Декоративное рисование. Украшение узором игрушки-матрёшки. (Коллективная работа).
Цели и задачи:
- углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
- развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветового мотива;
- реализовать связь урока декоративной работы с уроком трудового обучения - обеспечить украшение узором игрушки-матрёшки, выполненной на уроках трудового обучения;
- активизировать творческое воображение;
- развивать художественный вкус.
Материалы к уроку.
Для учителя:
репродукции или образцы декоративно-прикладного искусства: расписные деревянные матрёшки из Загорска, Семёнова и Полховского Майдана – рисунок 1, 2; методические таблицы “декоративные приёмы растительного мотива ”- рис. 3, “Этапы росписи Матрёшки”- рис. 4; книги: детские книжки-раскраски: русская матрёшка.
Для учащихся:
Художественные материалы - гуашь, белила и всё необходимое для работы красками; 1-2 спички - тычка (тампоны ваты на конце спички для декоративной расцветки узоров).
План урока
1. Беседа об истории создания русской матрёшки. Рассказ о трёх видах наиболее известных матрёшек. Анализ иллюстративного материала (рис.1, 2).
2. Объяснение этапов росписи матрёшки по методической таблице (рис. 4).
3. Постановка творческой задачи. Чтение стихотворений, загадок о матрёшке.
4. Самостоятельная работа учащихся - роспись игрушки-матрёшки.
5. Итоги
Ход урока.
Рассказывая ребятам о рождении русской матрёшки, мы стремимся донести ясное представление о символическом значении этой игрушки, наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла.
Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полховского Майдана. Возможные вопросы во время рассматривания матрёшек:
- Какого Цвета платок, кофта и сарафан у загорской матрёшки?
- С помощью какого декоративного приёма изображены цветы, украшающие фартук и платок этой матрёшки?
- Что держит в руке семёновская матрёшка?
- Какой узор украшает платок семёновской матрёшки?
- Какие излюбленные элементы декоративной росписи применили мастера из Полховскоко Майдана, чтобы украсить свою матрёшку?
- Какие излюбленные элементы декоративной росписи применили мастера из Полховского Майдана, чтобы украсить свою матрёшку?
- Какие приёмы декоративной росписи вообще применяли эти мастера? (Последние два вопроса связаны с уроками декоративного рисования в первом классе).
Объяснение этапов работы над росписью матрёшки осуществляется с помощью таблицы, на которой дан пример “одевания” загорской матрёшки:
1) перьевой росчерк лица;
2) рисуется (контурка) платка, кофта, фартук;
3) расцвечивается платок, кофта, фартук;
4) декоративная роспись фартука, платка.
Для таблицы не случайно выбрана загорская матрёшка, одежда которой максимально конкретна. Свои творческие усилия второклассники направляют на украшения одежды узорами.
При объяснении задачи самостоятельной работы читаем с детьми различные стихотворения, загадки о матрёшке, чтобы второклассники живее представили себе различных матрёшек:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они стоят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А весёлые матрёшки.
(Народное творчество)
Во время самостоятельной работы ребята намечают лёгкими линиями карандаша лишь самые главные элементы, не прорисовывают детали, так как декоративная роспись выполняется кистью и “тычком”.
Если кто – либо из детей затрудняется в выборе декоративных приёмов росписи, следует обратиться к методической таблице “Декоративные приёмы изображения растительного мотива” (рис. 3), показать объёмные изделия, выделить отдельные выразительные элементы росписи.
Поле того, как второклассники распишут сарафан, головной убор и кофточку, работа должна высохнуть. Затем верхний элемент детали (рис. 5) вставляют в прорези нижней части детали (рис. 6). Перед этим сарафан склеили и получили шестиугольную пирамиду (матрёшка получается объёмная).
Рисунок 5
Подведение итогов.
На классной доске вывешивается панно, то есть большой лист бумаги (можно обои). Учитель заранее рисует фон – это может быть лес с речкой, луг, берёзовая роща и т.п. Законченные работы дети приклеивают на панно. Можно в виде хоровода, парами.
В классе почти не бывает неинтересных работ. Во время коллективного рассматривания и обсуждения повторяем, с какими народными деревянными игрушками познакомились дети на уроке. Заготовку шаблона игрушки, выполняем на уроках труда (рис. 5, 6).
Размер шаблона 1: 1.