Разработка урока изобразительного искусства во 2-м классе по программе Т.Я.Шпикаловой

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: Декоративное рисование. Украшение узором игрушки-матрёшки. (Коллективная работа).

Цели и задачи:

  • углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
  • развивать графические умения,  связанные с приёмами декоративной трактовки цветового мотива;
  • реализовать связь урока декоративной работы с уроком трудового обучения - обеспечить украшение узором игрушки-матрёшки,  выполненной на уроках трудового обучения; 
  • активизировать творческое воображение;
  • развивать художественный вкус.

Материалы к уроку.

Для учителя:

репродукции или образцы декоративно-прикладного искусства:  расписные деревянные матрёшки из Загорска,  Семёнова и Полховского Майдана – рисунок 1,  2;   методические таблицы “декоративные приёмы растительного мотива ”- рис. 3,  “Этапы росписи Матрёшки”- рис. 4;  книги:  детские книжки-раскраски:  русская матрёшка.

Для учащихся:

Художественные материалы - гуашь,  белила и всё необходимое для работы красками;  1-2 спички - тычка (тампоны ваты на конце спички для декоративной расцветки узоров).

План урока

1. Беседа об истории создания русской матрёшки. Рассказ о трёх видах наиболее известных матрёшек. Анализ иллюстративного материала (рис.1,   2).

2. Объяснение этапов росписи матрёшки по методической таблице (рис. 4).

3. Постановка творческой задачи. Чтение стихотворений,  загадок о матрёшке.

4. Самостоятельная работа учащихся - роспись игрушки-матрёшки.

5. Итоги

Ход урока.

Рассказывая ребятам о рождении русской матрёшки,  мы стремимся донести ясное представление о символическом значении этой игрушки,  наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла.

Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полховского Майдана. Возможные вопросы во время рассматривания матрёшек:

- Какого Цвета платок,  кофта и сарафан у загорской матрёшки?

- С помощью какого декоративного приёма изображены цветы,  украшающие фартук и платок этой матрёшки?

- Что держит в руке семёновская матрёшка?

- Какой узор украшает платок семёновской матрёшки?

- Какие излюбленные элементы декоративной росписи применили мастера из Полховскоко Майдана,  чтобы украсить свою матрёшку?

- Какие излюбленные элементы декоративной росписи применили мастера из Полховского Майдана,  чтобы украсить свою матрёшку?

- Какие приёмы декоративной росписи вообще применяли эти мастера? (Последние два вопроса связаны с уроками декоративного рисования в первом классе).

Объяснение этапов работы над росписью матрёшки осуществляется с помощью таблицы,  на которой дан пример “одевания” загорской матрёшки:

1) перьевой росчерк лица;

2) рисуется (контурка) платка,  кофта,   фартук;

3) расцвечивается платок,  кофта, фартук;

4) декоративная роспись фартука,  платка.

Для таблицы не случайно выбрана загорская матрёшка,  одежда которой максимально конкретна. Свои творческие усилия второклассники направляют на украшения одежды узорами.

При объяснении задачи самостоятельной работы читаем с детьми различные стихотворения,   загадки о матрёшке,  чтобы второклассники живее представили себе различных матрёшек:

Ростом разные подружки, 
Не похожи друг на дружку, 
Все они стоят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Подходите,  подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы,  не шелка
И не кольца,  и не брошки,
А весёлые матрёшки.

(Народное творчество)

Во время самостоятельной работы ребята намечают лёгкими линиями карандаша лишь самые главные элементы,  не прорисовывают детали,   так как декоративная роспись выполняется кистью и “тычком”.

Если кто – либо из детей затрудняется в выборе декоративных приёмов росписи,  следует обратиться к методической таблице “Декоративные приёмы изображения растительного мотива” (рис. 3),  показать объёмные изделия,   выделить отдельные выразительные элементы росписи.

Поле того,  как второклассники распишут сарафан,  головной убор и кофточку,  работа должна высохнуть. Затем верхний элемент детали (рис. 5) вставляют в прорези нижней части детали (рис. 6). Перед этим сарафан склеили и получили шестиугольную пирамиду (матрёшка получается объёмная).

  

   

Рисунок 5

Подведение итогов.

На классной доске вывешивается панно,  то есть большой лист бумаги (можно обои). Учитель заранее рисует фон – это может быть лес с речкой,   луг,  берёзовая роща и т.п. Законченные работы дети приклеивают на панно. Можно в виде хоровода,  парами.

В классе почти не бывает неинтересных работ. Во время коллективного рассматривания и обсуждения повторяем,  с какими народными деревянными игрушками познакомились дети на уроке. Заготовку шаблона игрушки,  выполняем на уроках труда (рис. 5,  6).

Размер шаблона 1: 1.