Система российского образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, так как именно школа, а затем и вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет большое значение.
Основное требование сегодняшнего дня – гибкость, подвижность мышления, умение проникнуть в самую сердцевину проблемы, способность к долгосрочному прогнозированию. И воспитать, выработать в ученике эти качества – задача учителя.
Современная система образования немыслима вне развития ее различных форм, важнейшая из которых – гимназическое образование. Педагоги гимназии призваны дать наиболее широкое, всестороннее образование, обеспечивающее устойчивые знания и возможность их постоянно расширять, высокую культуру мышления и поведения, патриотизм и гражданственность. То есть содействовать развитию человека с твердой мировоззренческой позицией, позволяющей ориентироваться в общественных процессах и явлениях, делать осознанный выбор той или иной точки зрения, жизненной позиции, определяющей поведение в конкретных жизненных ситуациях.
Одна из главных задач гимназического образования – создать условия для того, чтобы образование (процесс усвоения, изменения, развития и совершенствования знаний в течение всей жизни) стало потребностью, образом жизни каждого ученика и учителя. При этом гимназическое образование дает учащимся возможность жить в принципиально иной системе ценностей. Речь идет не о подготовке учащихся к некоей абстрактной жизни, а о включении их в особый образ жизни гимназии, где происходит формирование личности, усвоение принятых социально значимых ценностей, а также самоактуализация и социализация школьников.
Особое место в гимназическом образовании занимает научно-методическая служба (Приложение 1), реализующая, помимо традиционных, новые (инновационные) функции:
маркетинговую – диагностика профессиональных потребностей педагогов и образовательных потребностей страны, на этой основе реклама и пропаганда образовательных возможностей гимназии;
мотивационно-целевую – определение целей научно-методической и научно-исследовательской деятельности на основе работы с педагогическими кадрами, мотивация коллектива к достижению новых целей;
адаптационного развития – совершенствование коммуникативной, организация профилактической функции в работе с гимназистами;
инновационного развития – организация исследовательской, внедренческой деятельности, моделирования и проектирования;
регулятивно-коррекционную – анализ, установление логико-корреляционных связей между управленческими блоками и подсистемами гимназического образования.
Качественно новый уровень научно-методического сопровождения инновационных процессов достигается путем тесной интеграции в работе научно-методической службы гимназии как центра трансформации педагогических технологий с ее научными подразделениями (предметными кафедрами, проблемными творческими группами, научно-методическим советом гимназии) и тесным сотрудничеством с другими гимназическими службами (учебной, воспитательной, психологической, социальной и медицинской), а также с родителями гимназистов и с вузами Иркутской области (Приложение 2).
Для определения результативности деятельности научно-методической службы гимназии выработаны критерии и показатели эффективности:
- эффективность информационного научно-методического и исследовательского обеспечения;
- состояние кадрового потенциала (аттестационно-диагностическое обеспечение, социально-психологическая и профессиональная поддержка);
- нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение.
Научно-методическая служба гимназии находится в постоянном развитии и является открытой, саморазвивающейся системой. В условиях гимназического образования она способна решать разнообразные организационно-педагогические, научно-методические и научно-исследовательские задачи, и, в частности, задачи по содержанию и организации преобразований гимназического пространства.
ТЕМА РАБОТЫ научно-методической службы МОУ “Гимназия №1” г. Усолья-Сибирского Иркутской области: Саморазвивающаяся и самореализующаяся личность в условиях гимназического образования.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ научно-методической службы МОУ “Гимназия №1” г. Усолья-Сибирского Иркутской области: Создание условий для реализации системы обучения и воспитания саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Самореализацию можно назвать универсальной потребностью по отношению к ведущим потребностям самосознания в силу того, что самореализация может происходить через удовлетворение, как всей совокупности потребностей, так и по отдельности или в сочетании друг с другом в зависимости от обстоятельств.
Самопринятие характеризуется уверенностью ребенка в себе, в своей неповторимости, стремлением представить себя другим как исключительно индивида, яркую индивидуальность, расположенностью к взаимодействию с окружающими. Самореализация ребенка через самопринятие опирается на чувство собственного достоинства.
Путь к самоуважению лежит через удовлетворение притязаний на признание, на успех, на безопасность в любой совместной деятельности, в любом взаимодействии, на причастность к некоторому “мы”. Самореализация посредством самоуважения проявляется в самообладании, в уверенности, что твои действия успешны, и стабильности отношений, в честности и корректности поступков.
Самовыражение предстает как потребность транслировать себя в качестве представителя определенного пола. Потребность в самовыражении удовлетворяется в стереотипах мужского и женского поведения, предстает как форма компенсации неудачи в самореализации. Самореализация осуществляется через самовыражение качества особенностей, функциональных ролей своего пола.
Потребность в саморазвитии ориентирована на ценности самобытия в психологическом времени (в индивидуальном прошлом, настоящем, будущем). Саморазвитие характеризуется целеустремленностью, ответственностью. Самореализация через саморазвитие выражается в стремлении к достижению цели, максимальному развитию своих способностей, к самостоятельному выбору.
Потребность в самоутверждении содержит ценности самобытия в социальном пространстве личности, ориентирована на автономную социальную роль в ближайшем окружении. Самореализация через удовлетворение потребности в самоутверждении, в признании значимым окружением, в признании особых заслуг ребенка.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ деятельности научно-методической службы МОУ “Гимназия №1” г. Усолья-Сибирского Иркутской области:
- Создание и практическая апробация новой модели научно-методической службы, обеспечивающей развитие педагогического мастерства учителя, повышение его мотивации самосовершенствования в результате поисково-исследовательской деятельности.
- Выбор, освоение, апробация, корректировка, создание, внедрение авторских программ, интегрированных курсов, спецкурсов, элективных курсов и программ предпрофильного образования с целью гуманитаризации учебных и воспитательных программ, расширения их общекультурной составляющей.
- Освоение, апробация, корректировка и внедрение технологии интегрированного и модульного обучения гимназистов и обучения на коммуникативно-познавательной основе.
- Освоение, апробация, корректировка и внедрение новых учебных дисциплин с целью снятия учебной перегрузки учащихся и реализации системы непрерывных образовательных услуг.
- Сотрудничество с психологической службой гимназии, осуществляющей пролонгированную (долгосрочную) диагностику и прогнозирование развития личности учащихся, ее саморазвития, самореализации.
- Организация, совершенствование, поддержка научно-методической, исследовательской, опытно-экспериментальной работы педагогов и гимназистов.
- Организация, корректировка, совершенствование самообразования педагогов, их творческого роста, применения ими эффективных образовательных технологий.
- Координация деятельности предметных кафедр гимназии – начального образования, иностранных языков, эстетического воспитания, гуманитарных, физико-математических и естественно-научных дисциплин, а также проблемной творческой группы учителей физической культуры гимназии.
- Развитие взаимодействия и взаимосотрудничества с вузами, научными учреждениями и родительской общественностью.
Согласно цели и задачам деятельности научно-методической службы гимназии сформулированы и структурированы следующие проблемы:
1) система непрерывной стратификации образовательных услуг (образовательных услуг для различных слоев населения);
2) реализация системы обучения и воспитания саморазвивающейся и самореализующейся личности;
3) реализация системы образовательных услуг с учетом потребностей саморазвивающейся личности;
4) реформирование, выбор оптимальной модели научно-методической службы и регулирование процесса ее функционирования.
Основными принципами деятельности научно-методической службы МОУ “Гимназия №1” г. Усолья-Сибирского Иркутской области являются:
- целостность и аналитичность в оценке педагога, гимназистов и их совместной деятельности;
- личностно-ориентированный подход к учителю и к ученику;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности гимназистов;
- мотивация педагогических работников;
- гуманность и демократичность взаимоотношений научно-методической службы гимназии и педагогов;
- перманентное (непрерывное) отслеживание результатов труда учителя, их оценка и последующее повышение квалификации, что делает процесс последипломного образования практически непрерывным.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГИМНАЗИИ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ.
Индивидуальная работа с педагогическими работниками – важный участок управленческой деятельности научно-методической службы гимназии. Индивидуальная работа с педагогами включает в себя:
- изучение личностных качеств педагога;
- изучение практических возможностей педагога;
- изучение творческих способностей педагога;
- изучение коммуникативности педагога – умения общаться и работать в коллективе.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МОУ “ГИМНАЗИЯ №1”
ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
- Включенность учителя в активную профессионально-творческую, экспериментально-исследовательскую деятельность.
- Заинтересованность в самопознании, творческом самоопределении и самосовершенствовании.
- Овладение методологической культурой.
- Продуктивность сотрудничества с коллегами, гимназистами и их родителями.
- Рост активности и результативности в овладении приемами изучения и применения опыта эффективной инновационной деятельности.
- Рост престижа учителя в глазах учеников и их родителей.
- Активность и заинтересованность в непрерывном самообразовании и повышении квалификации.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МОУ “ГИМНАЗИЯ №1”.
ЭТАПЫ РАБОТЫ | СОДЕРЖАНИЕ | РЕЗУЛЬТАТ |
1 ЭТАП ПОДГОТОВИ-ТЕЛЬНЫЙ (2004-2006 гг.) |
1) Теоретическая подготовка к написанию
программы развития научно-методической службы
гимназии. 2) Разработка и написание программы развития научно-методической службы гимназии 3) Разработка проекта реализации программы развития научно-методичес-кой службы гимназии. 4) Подготовка условий реализации программы развития научно-методичес-кой службы гимназии. |
Концептуальное обоснование и создание программы развития научно-методической службы гимназии. |
2 ЭТАП ОРГАНИЗА-ЦИОННЫЙ (2006-2011 гг.) |
1) Коррекция и апробация программы
развития научно-методической службы гимназии. 2) Проверка проекта реализации через комплекс форм научно-методической и научно-исследовательской деятельности. |
Создание банка научно-методичес-кого и научно-исследовательского обеспечения образовательного процесса в гимназии. |
3 ЭТАП ОБОБЩАЮЩИЙ (2011-2012 гг.) |
1) Анализ полученных результатов. 2) Обработка собранной информации. |
Представление результатов работы на
семинарах и конференциях. Издание статей. |
4 ЭТАП ЗАКЛЮЧИ-ТЕЛЬНЫЙ (2012-2014 гг.) |
1) Описание опыта работы научно-методической службы гимназии. | Издание научно-методических рекомендаций, пособий, указаний. |