Природа в опасности! Природа нуждается в нашей защите и помощи! Все чаще слышим мы эти тревожные сигналы. Но в этом ли суть вселенского “SOS”? Не природе нужна защита. Это мы на грани экологического апокалипсиса, это нам необходимо покровительство матушки-природы: чистый воздух, чтобы дышать, чистая вода, чтобы пить; она нужна нам для всего того, чтобы жить.
Природа - это ресурсы, это условия жизни и работы. И над всем этим, а значит, и над человеком, нависла реальная и страшная угроза. Отзвуки экологической катастрофы слышатся сегодня в аномалиях климата, в кислотных дождях, в отравленной и разрушающейся почве, в задыхающихся от грязи океанах, морях и реках…
Сегодня мы должны решительно сказать “Нет!” всему тому, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому из нас и “Да!” - любви и уважению природе, сохранению ее богатств.
Младший школьный возраст считается благодатнейшим периодом и важнейшим этапом в формировании экологической культуры личности.
Второй год в своем классе работаю по воспитательному проекту “Школа человечности”, который разделен на воспитательные блоки. Каждый имеет свои цели, задачи.
Экологическому воспитанию отведен блок под названием “Природа – наш дом”. Он содержит несколько разделов: 1 класс – “Я рачительный и умелый хозяин”, “Помощь…”, “Зеленый друг”, “Открываю мир”, во 2 классе добавляется раздел “Добро для себя, для людей, для природы”.
Раздел “Я рачительный и умелый хозяин” предусматривает формирование у детей устойчивых привычек экологически ориентированного поведения в повседневной жизни (по отношению к воде, электроэнергии, ко всем вещам, окружающим человека, бытовым отходам и т.д.). Цель других разделов (“Помощь…”, “Зеленый друг”) - формирование у младших школьников стремления строить свое отношение ко всему живому в соответствии с нравственными, экологическими нормами и ценностями, воспитание у них готовности заботиться о живых существах. Занятия в разделе “Открываю мир” предусматривает развитие у младших школьников устойчивого интереса к познанию природы, формирование убежденности в ее единстве и целостности, объективной необходимости бережного отношения к ней. Так, например, на экологическом занятии “Зеленая книга” в 2 классе ставлю цель развивать у детей интерес к растительному миру, расширять кругозор детей, воспитываю чувство удивления, восхищения этим миром, благоговению перед ним; формирую умение устанавливать причинно-следственные связи в природе. На уроках “Окружающий мир”, на экскурсиях в парк, в эколого-биологический центр дети знакомились с различными видами деревьев, кустарников, их разновидностями, отмечали их различия. После этого предлагаю ребятам написать отдельные страницы своей “Зеленой книги”.
(В приложении №1 привожу конспект экологического занятия).
Во втором классе в разделе “Добро для себя, для людей, для природы” ставлю целью формирование экологически значимого, позитивного опыта взаимодействия детей с окружающей средой, расширяю опыт повседневного экологически ориентированного поведения в быту, в природе, стараюсь, чтобы дети критически относились к себе, к другим людям в процессе природопользования. Чтобы реализовать данные цели и задачи провожу операции “Капелька”, “Светлячок”, “Спасатели”; творческие конкурсы, например, на лучшую “Жалобу от Капельки или Атмосферика”. Вот как в своей работе ученик моего класса Харченко Евгений описал проблему загрязнения водоемов:
“Я родилась в маленьком ручейке. Он был очень чистый и прозрачный. Рядом со мной были мои сестрички – капельки. Нам было весело, мы кувыркались и ныряли. Я даже не заметила, как очутилась в большой реке. Тут и начались мои страдания. Когда я проплывала мимо завода, из труб вылилось на меня что-то очень грязное. Я чуть не задохнулась, а мое платье стало грязным. Потом по течению реки я попала в большой город, где на меня со всех сторон падали окурки, бумажки и даже бутылки. Я не успевала уворачиваться. Все мое тело было в синяках. И вот, наконец-то, море! Я думала, что отмоюсь, отдохну, но не тут-то было. В море из кораблей вытекала нефть, и от этого мне совсем стало плохо. Неужели я никому не нужна? Про меня все забыли? Спасите, помогите! А не то на всей Земле не останется ни одной чистой капельки!”
В сентябре мы провели коллективное творческое дело на пришкольном участке “Осенние хлопоты”, а в октябре операцию “Чистый двор”.
Младшие школьники отличаются повышенной восприимчивостью, подражательностью. Этот возраст наиболее благоприятен для эмоционального взаимодействия ребенка с природой, формирования положительного отношения к окружающему миру, которое является основой нравственно-ценностной деятельности в природе. Поэтому свои занятия стараюсь делать эмоционально насыщенными, привлекательными для маленьких детей (познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые игры; праздники; практические работы с природным материалом), а также с занимательным материалом. Так, для знакомства с комнатными растениями, их экологическими потребностями в первом классе я проводила игру “Визитка” и путешествие “Откуда родом комнатные растения”. Игра “Доктор” формирует у младших школьников навык ухода за комнатными растениями, воспитывает заботу о своих “зеленых друзьях”. В процессе игры “Острый глаз” ребята углубляют знания о птицах, удивляются особенностям поведения отдельных их видов. Заметить необычное в обычном, заново открыть для себя знакомые растения – задача устного журнала “Зеленая книга”.
Младшие школьники эмоциональны, но они, как правило, не могут самостоятельно открыть для себя красоту природы, заметить ее неповторимые и удивительные краски, формы, звуки, запахи. Поэтому в нашем классе очень часты экскурсии в природу. Мы не проходим мимо интересного объекта. Обращаю внимание детей, как свежо и приятно пахнет опавшая осенняя листва, как причудлив узор веток зимних деревьев, как удивительно красиво сочетание зеленых веток с белым снегом, какое необыкновенное сочетание у анютиных глазок, как красиво переливается оперение грача, скворца и т.п. Стараюсь постоянно открывать перед ребятами мир природы, учить их внимательно вглядываться в него, находить удивительное и прекрасное вокруг.