Интерактивные формы обучения на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


В одобренной Правительством РФ Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.

И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Поэтому жить в современном мире сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии. В этих условиях фундаментальное значение имеет процесс информатизации системы образования, в ходе которого происходит движение к современной модели учебного процесса, появляются возможности реализовывать новые педагогические задачи, определяющие перспективу развития образования.

Важным на сегодняшнем этапе информатизации является понимание соотношения полиграфических и электронных изданий в образовании. Прежде всего, они существуют в симбиозе, дополняя друг друга. Преимущества книги, не требующей для использования никаких технических средств, усиливаются 5000-летней традицией её использования. Книга удобна всегда и везде.

Однако учебный процесс включает в себя отнюдь не только приём-передачу теоретической информации, но ещё и практические занятия в самых разных формах. Необходимым компонентом учебного процесса является также аттестация, традиционно реализуемая педагогом в непосредственном контакте с учеником. В этих компонентах образования книга дает достаточно мало. Её главный недостаток - плохая передача действия.

Следующий за книгой уровень динамики – кино (видео) также не дает достаточного образовательного результата. По существу мы получаем, как и в книге, улучшенное, но все-таки описание процесса и не можем исследовать, влиять на сам процесс.

Говоря современным языком, кино и книги не интерактивны, не позволяют развивать активно-деятельные формы обучения. Именно в этой зоне наиболее очевидны преимущества компьютера, точнее-преимущества электронных изданий и ресурсов.

Однако эффективное применение ЭИР распространяется и на получение информации. Действительно, книга описывает окружающий мир в символико-абстрактной форме. ЭИР могут представить этот мир в виде виртуальной реальности, которую можно самостоятельно исследовать. Получается, что грань между двумя компонентами образования: информацией и практикумом-стирается.

Понятно, что методическая работа преподавателя в такой среде будет мало похожа на сегодняшнюю. Но не стоит опасаться предстоящих изменений, важно помнить, что компьютер придуман для человека, а не наоборот. В этом-залог его дружественности, полезности и безусловной эффективности.

Я считаю, что в сегодняшней школе очень важно быть информационно-коммуникативно-компетентным учителем. А это значит, прежде всего, уметь учиться искать и находить нужные сведения в огромных массивах, в том числе в Интернете, структурировать и обрабатывать их в зависимости от конкретной задачи, уметь плодотворно работать в группе и творческом коллективе.

Я начала свою работу со знакомства с Российским Образовательным Порталом. Портал создан как консорциум, члены которого объединяют свои информационные ресурсы, предоставляя их всему образовательному сообществу. Портал содержит актуальную информацию, касающуюся вопросов образования по различным предметам, а также организации внеклассной работы. В первую очередь меня заинтересовали телекоммуникационные проекты учителей и, в частности, “КУБЫШКА МЕДИА-УРОКОВ”. Скачав первые несколько уроков и детально изучив их, я начала формировать свою “КОПИЛКУ”, в которую вошли уроки с использованием CD: Пушкарёвой Е.В. (г. Калуга, шк. №6) “GRAMMAR LAND”, Криволаповой О.Ю. (г. Омск, шк. с углублённым изучением англ. яз.) “A TRIP TO LONDON”, Солдаткиной Т.А. (г. Йошкар-Ола, Российско-Американский Центр) “PREPOSITIONS OF DIRECTION”.

Следующим этапом моей работы стали поиски подобных уроков в печати. У меня появились разработки учителей российских школ “SO MANY MUSEUMS”(Троценко Е. Г. г. Иркутск), “VOICES FOR THE EARTH” (Владимирова Л. П. г. Одинцово), “ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЦЕПОЧЕК ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА” (Кислица Л. Г. г. Москва).

В 2002 году мною впервые были использованы компьютерные технологии, когда на областном семинаре я давала открытый урок “COMPUTOR’S CRASY” в 7 классе по учебнику “OPEN DOORS 3”, где сама тема заставляла провести занятие в компьютерном кабинете. На уроке учащиеся выполняли разнообразные виды работ: знакомили гостей с компонентами компьютера, составляли диалоги об использовании ПС в домашних условиях, рассказывали об истории создания компьютеров и, наконец, играли в компьютерную игру “POLIGLOT”.
Дети получили огромную радость и удовольствие от работы на компьютере. Они впервые почувствовали, что такое интерактивная форма работы на уроке.

В 2004 году мною был разработан и продемонстрирован урок для учащихся 8 класса по учебнику “HEADWAY. INTERMEDIATE” на межшкольной научно-практической конференции. Тема урока “TRAVELLING” позволяла использовать CD “TEXAS”, любезно подаренный одним из американских гостей нашей гимназии. Итогом данного урока стала брошюра – путеводитель по Техасу.

WELCOME TO TEXAS!

IF YOU ENJOY SWIMMING, WATER-SKIING, WHITE-WATER RAFTING, BOATING AND FISHING, THE REGION OF LAKES AND CANYONS ARE WAITING FOR YOU.

IT’S A PLEASURE TO RELAX AT CAMPS OR IN A COMFORTABLE FIVE-STAR HOTEL.

YOU’LL HAVE A CHANCE TO BREATHE FRESH AIR, TO KEEP FIT, TO BECOME STRONG AND HEALTHY.

DON’T THINK MUCH!

COME HERE!

 В прошлом учебном году мы с ребятами 9-х классов разработали серию уроков по теме “THE WORLD OF JOBS” в кабинете информатики, один из которых и был продемонстрирован для учителей-участников “круглого стола” по ИТО.

Такие уроки повышают интерес учащихся к изучению английского языка, дают им возможность самим поучаствовать в творческом процессе, увидеть собственными глазами результат своей работы.

За эти годы мною накоплен материал и создана CD-тека из 20 дисков по разным уровням и видам работы: от фонетических уроков ПРОФЕССОРА ХИГГИНСА до подготовки учеников к Российско-Американскому конкурсу “FLEX” и сдаче экзаменов в ВУЗы страны.

Думаю, что использование ИТО позволяет учителю продуцировать высокоэффективную учебно-познавательную среду, которая решает широкий спектр дидактических задач. И это только начало использования новых технологий на уроках английского языка.