Методика подготовки обучающихся к олимпиаде по истории в профессиональном училище

Разделы: История и обществознание


И наступление новой технологической эры, и осознание возрастающей роли передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития талантов. Для решения этой проблемы многие педагоги разрабатывают различные варианты, одним из которых является олимпиада.

Олимпиадное движение – это часть большой и серьёзной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости. Олимпиада по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одарённые дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одарённых детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

Решение проблемы заключается в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении подростков.

В основном олимпиады целесообразно проводить как внеурочное мероприятие, чтобы не нарушать обучающий процесс. Да и составление вопросов к олимпиаде требует от преподавателя немалой подготовки. В тоже время, участие в олимпиаде требует специальной подготовки обучающихся. В настоящее время очень важно уметь ориентироваться в море информации, отличить верную версию от ложной, находить причины ошибок. Для этого необходимо развивать критическое мышление. Готовясь к олимпиаде по истории, учащиеся должны не просто прочитать материал, а разобраться в сути событий, которые предложены источником. История – это один из тех предметов, который просто заучивать бессмысленно. Поэтому подготовка к олимпиаде требует внимательности. Нужно не упустить ни одной мельчайшей подробности, которую предлагает нам источник.

Подготовка к олимпиаде, её организация и проведение занимают много учебного времени. Как правило, олимпиада проводится в несколько туров:

  • подготовительный;
  • внутри учебного заведения;
  • областной.

На подготовительном этапе преподаватель разрабатывает задания и предоставляет информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определённых усилий. Всевозможные “почему” и “как” ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.

Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.

На втором этапе проводится олимпиада внутри учебного заведения, где просматриваются результаты знаний участников олимпиады специально созданной для этого комиссии. После чего отбираются лучшие результаты, и начинается подготовка к третьему туру олимпиады, областному. Кроме учебников, учащиеся должны прочитывать дополнительную литературу. А задача преподавателей помочь ребятам в её подборе. И, конечно же, подготовка к олимпиаде – это развитие познавательной деятельности у учащихся, развитие интереса к предмету.

Олимпиады бывают различных видов, такие как предметные, тематические. Их можно проводить в различных формах: игр, соревнований (в команде и индивидуально).

В своей работе я предоставляю разработки тематических олимпиад разных форм. А также несколько видов исторических задач, каждый из которых имеет свои особенности: историко-событийные, биографические и другие. Часть задач направлена на углубленное изучение достаточно известных, хотя, как правило, лишь по фамилии, личностей. Отработка предлагаемых задач поможет не только усвоить исторические знания, но и в чём-то научить жить на основе богатейшего исторического опыта.

Цели олимпиад:

  • Развитие познавательной активности учащихся;
  • Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла;
  • Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла.
  • Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления.
  • Формирование творческой активности обучающихся.
  • Развитие способности к нахождению аналогий.

Олимпиада по истории

Цели:

  • Развивать познавательную деятельность учащихся.
  • Учить работать командой (группой).
  • Способствовать развитию мышления, творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Форма: игра “Брейн-ринг”.

Правила игры: В игре участвуют от двух и более команд по 5-7 человек. Ведущий задаёт вопрос для всех команд, чтобы выбрать две команды-соперницы. Командам-соперницам задаётся вопрос, на обсуждение которого даётся одна минута. Право ответа даётся той команде, которая подаст звуковой сигнал первой. Если на вопрос дается не верный ответ, то право ответа переходит второй команде. Игра идёт до двух очков. Игру с победителем продолжает команда, которая правильно отвечает на следующий вопрос ведущего, заданный залу. Игра состоит из пяти туров.

Вопросы отборочных туров

  1. В 1916 году военный министр Великобритании направил командующему английскими экспедиционными силами в Европе телеграмму следующего содержания: “Цистерны отправлены. Ждём результатов”.
    Вопрос: какое событие происходило в это время, и о каких цистернах шла речь в телеграмме?
  2. Новорождённых мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые.
    Вопрос: откуда пошёл этот обычай?
  3. В допетровской России орденов не было, но людей награждали.
    Вопрос: не выходя из зала, наградите ведущего одной из высших наград того времени.
  4. Как правило, на монетах изображались портреты коронованных особ. Известен случай, когда в России XIX века монета была выпущена с обличием человека, так и не пришедшего к власти.
    Вопрос: кто этот человек?
  5. Известно, что календарный год состоит из 365 дней, но один год в России был самым коротким.
    Вопрос: какой это год и почему это произошло?

I ТУР

  1. Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволода и его двух сыновей. По его приказу был убит Ярополк, жену которого он заставил быть своей наложницей. Князь отличался большим любвиобилием, летопись говорит о пяти законных жёнах и невероятном количестве наложниц, которых было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде, 200 в Берестове.
    Вопрос: почему, имея эти грехи, и ещё многие другие в памяти народа он остаётся князем Владимиром Красное Солнышко, а православная христианская церковь его канонизировала.
  2. По красоте его сравнивали с патриархом Иосифом, которого фараон поставил начальником над всею Египетскою страною, по силе – с ветхозаветным сидиею Самсоном, по уму – с царём Соломоном, по мужеству и военным доблестям – с древним римским императором Веспасианом. Выиграл 2 значительные битвы, в честь одной из них получил прозвище. Остался в памяти народа – героем. Канонизирован церковью. Петр I повелел перенести его мощи из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем новой империи. Художник П.Д.Корин написал картину, С.С.Прокофьев посветил ему кантату, К.М.Симонов – поэму, С.М.Эзенштейн – фильм. В его честь в 1725 году учреждён орден в России, а в 1942 году в Советском Союзе.
    Вопрос: назовите имя и фамилию князя.
  3. Премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж как-то заявил: “В настоящее время Канада решила вывести свои войска с территории России, т.к. канадские солдаты не согласились остаться и воевать против русских. Такого же рода затруднения наблюдаются и среди других союзных войск. Если Британия попытается послать новые войска в Россию, они восстанут”.
    Вопрос: в какое время канадские войска находились в России?

II ТУР

  1. В 1015 году по приказу Святополка были убиты князья Борис и Глеб. Они были молоды и ещё ничем не проявили себя в полной мере.
    Вопрос: почему же тогда Борис и Глеб были канонизированы?
  2. Не раз жалел, что “родился великим князем”. Владел французским, немецким, польским и английским языками. Реформатор. В семейной жизни не устойчив. Имел жену и 8 детей, но по настоящему любил другую женщину, имевшую от него троих детей. Через полтора месяца после смерти жены, князь обвенчался с княжной Е.Долгорукой. Писатель и философ А.И.Герцен говорил о нём: “Приветствуем его именем Освободителя”.
    Вопрос: назовите этого царя.
  3. В один из августовских дней между Россией и Японией был подписан мирный договор. Он гласил:

  4. “Статья V”

    Российское императорское правительство уступает японскому императорскому Правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиона и прилегающих территорий и территориальных вод, а так же права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие её часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которые распространяется вышеупомянутая аренда.

“Статья IX”

Российское императорское правительство уступает японскому императорскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалин и все прилегающие к ней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся.

Вопрос: что это был за договор, когда, в связи, с чем и где подписан?

III ТУР

  1. Вера Засулич, совершившая тяжкое государственное преступление – покушение на жизнь петербургского градоначальника генерала Ф.Ф.Трёпова, прямо из зала суда была выпущена на свободу.
    Вопрос: в связи, с чем произошло это событие?
  2. Участник русско-японской войны 1904-1905гг., первой мировой и гражданской войны. Накануне революции примыкал к кадетам. Позже выступал за реставрацию монархии, против временного правительства и большевиков. Эмигрировал. Жил в Англии, Бельгии, Венгрии, США. В годы второй мировой войны отказался сотрудничать с немцами, но Советскому Союзу помощи не оказывал, хотя и заявлял о своей поддержке Красной Армии. Умер в 1947 году.
    Вопрос: назовите фамилию этого человека.
  3. В годы войны родился анекдот об иждивенческой карточке на Крымской конференции между Рузвельтом, Черчиллем и Сталиным. Возник вопрос, какой казни подвергнуть Гитлера по окончанию войны? Рузвельт предложил электрический стул, Черчилль – виселицу, а Сталин – посадить его на русскую иждивенческую карточку. После ознакомления с карточкой все, троя, пришли к единому решению, что более суровой казни не придумать.
    Вопрос: анекдот анекдотом, а действительно, как питался школьник 12-летнего возраста на основе строго регламентированной хлебно-продовольственной карточки?

Сколько и что полагалось ему на день:

  • Хлеба – …
  • Жиров – …
  • Сахара – …
  • Мясопродуктов – …
  • Круп – …?

Проставьте количество и вес.

IV ТУР

  1. Эта газета была первой марксисткой газетой в России. Она была нелегальной, и её основоположником был В. И. Ленин. Эпиграф: “Из искры разгорится пламя”.
    Вопрос: дайте название этой газете.
  2. Этот человек родился в деревне Янковка Херсонской губернии, в зажиточной семье. Его отец, не грамотный, но предприимчивый хозяин сумел стать крупным землевладельцем; мать получила скромное образование, но пыталась привить детям тягу к знаниям.
    По настоянию матери мальчик учился в Одесском реальном училище Святого Павла. Он окончил его и отправился в Николаев, чтобы получить семилетнее образование.
    Отличительные успехи наложили отпечаток на его характере: он стал самоуверенным, с превосходством относился к товарищам. В Николаеве он впервые столкнулся с социалистическими идеями. Вместо университета этот человек ринулся в рабочие кварталы, участвовал в создании небольших нелегальных кружков, которые в 1897 году объединились в “Южно-Русский рабочий союз”, но 1898 год был арестован. В Николаевской тюрьме он выбрал себе псевдоним, ставший более известным, чем его фамилия. А. В. Луначарский считал, что этот человек появился в истории нашей партии… несколько неожиданно, и сразу с блеском современники назвали его “вторым вождём революции”.
    Вопрос: назовите фамилию и псевдоним этого человека.
  3. Эта власть впервые осуществила в России демократические преобразования.
    Вопрос: назовите эту власть, какие преобразования ею были осуществлены, и какой срок она существовала?

V ТУР

  1. Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, а в странах Южной Европы – олива.
    Вопрос: какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбу человечества и в каких ситуациях?
  2. Он был 14 ребёнком в семье. Сам имел 12 детей, но в живых осталось двое. В своё царствование вдвое увеличил доходы. Впервые создал систему светских школ. Церковно-славянский шрифт заменил на гражданский. За неделю до смерти подписал указ о создании русской Академии наук. Увидев гробницу Ришелье, воскликнул: “Великий человек, я отдал бы половину своей страны, лишь бы научиться у тебя управлять другою”. Ему принадлежат слова: “Славу королю создают его министры”. “Наши монахи зажирели. Врата к небесам – вера, пост и молитва. Я очищу им путь к раю хлебом и водою, а не стерлядями и вином”. Как-то произнёс тост: “Да здравствует тот, кто любит Бога, меня и Отечество”.
    Вопрос: назовите этого царя.
  3. Немцы подразделяют жертвы Второй мировой войны на четыре категории:
    Солдаты;
    Гражданские лица, погибшие во время бомбардировок;
    Жертвы массовых уничтожений (без уточнения где, когда и как);
    Перемещённые лица.
    Вопрос: насколько объективна такая классификация жертв Второй Мировой войны? Кому она выгодна?

Ответы

Олимпиада по истории

Отборочный тур

  1. Шла первая мировая война. Цистерна в переводе с английского языка – танк. На фронт была отправлена первая партия самоходных орудий, получивших название “танки”.
  2. При Петре были учреждены ордена для новорождённых царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.
  3. Назвать имя отчество ведущего.
  4. В 1825 году был выпущен рубль с изображением брата Александра I – Константина Павловича. Это произошло, когда ещё не было формального отречения Константина от престола, на который он так и не взошел.
  5. Самым коротким был 1699 год в связи с переходом на празднование Нового года с 1 января.

I ТУР

  1. Княжеская власть в древнерусском государстве не была ещё столь сильно отделена от народа, образ жизни, поступки князя и простолюдина чаще были сходны. Византийский историк в описании встречи князя с императором Цимисхием удивляется: “князь от прочих отличается только чистотой одежды”. И ещё летопись гласит: “Владимир после крещения стал добрым, праведным, кротким, угодным народу и церкви”. Он занялся укреплением государства. Обеспечил сравнительную безопасность от набегов кочевников, улучшил жизнь населению своей державы.
  2. Александр Невский.
  3. Заявление Ллойда Джорджа, сделано 1 сентября 1919 года, в гражданскую войну и интервенцию.

II ТУР

  1. Согласно христианской традиции, а на Руси к моменту убийства Бориса и Глеба христианство распространялось уже более 30 лет, убиенный становился мучеником, а его грехи переходили на убийцу. Если же он стал невинной жертвой, то вдвойне тяжёл грех убийцы, а дух убиенного становился ещё более чистым, кроме того в предсмертные часы братья усердно молились. И были первыми на Руси канонизированы.
  2. Александр II.
  3. Договор между Россией и Японией был подписан 5 сентября 1905 года в городе Портсмуте (США) по результатам русско-японской войны 1904-1905гг.

III ТУР

  1. В соответствии с проводимыми реформами в России утверждался суд присяжных. Именно такой суд, выслушав аргументы всех сторон, пришёл к выводу, что Вера Засулич не виновна, ибо своим актом она осуществила месть за своего товарища, незаслуженно понёсшего наказание. В 70-е годы XIX века более двух сот человек, привлечённых к ответственности по политическим делам, были оправданы судами присяжных.
  2. Деникин А.И.
  3. 300 г хлеба, 6 г жиров, 3 г сахара, 20 г мясопродуктов (яичного порошка), 20 г круп.

IV ТУР

  1. “Искра”.
  2. Лейб Бронштейн (Лев Давидович Троцкий).
  3. Временное правительство провозгласило основные политические права и свободы, отмену национальных и религиозных ограничений, смертной казни и упразднение цензуры. Эта власть существовала в России с 1 марта по 25 октября 1917 года.

V ТУР

  1. Яблоко с дерева познания, яблоко раздора и яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения.
  2. Петр I.
  3. При такой классификации по 2 пункту, наиболее пострадавшими странами, оказывается Германия и Япония, а по 4 пункту главной и единственной жертвой стала Германия. пострадавших как это принято надо жалеть.

Приложения

1. Олимпиада по теме: «Эпоха Петра Великого».

2. Олимпиада по теме: «Великая Отечественная война».

3. Олимпиада по теме: «Великая Отечественная война».