Фольклор — одно из средств воспитания любви, уважения и подражания женщине — матери

Разделы: Начальная школа


Огромную роль и ответственность в воспитании детей несут женщины-матери. Все на земле от материнских рук. М. Горький писал: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся гордость мира от матери”. Где женщины - там жизнь, радость, победа над злом. Женщины придают земному существу великий смысл, умеют щедро дарить свое сердце, безмерную теплоту и нежность своим родным и близким, всем, кто нуждается в помощи и внимании. С каплями материнского молока, с ее ласковыми словами, нежными и заботливыми руками дети впитывают все то хорошее, что дает мать ребенку. Огромную роль в воспитании играет детский фольклор. Это колыбельные песни, потешки, считалки, небылицы - перевертыши...

Детский фольклор – это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует рядом с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам, в соответствии со своими видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но перекраивают и перекрашивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами. Особенности детской психики, мышления определили традиционные произведения устного народного творчества, созданные взрослыми для детей.

Глубокий пример подражания – материальная поэзия колыбельных песен. Назначение их – убаюкать и усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками – частушками. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Колыбельные песни пели матери, бабушки, няньки, укачивая младенца на руках или в колыбели. Знали матери и бабушки, что спокойный длительный сон – необходимое условие для здоровья и роста ребенка. Но знали они также, что для развития ребенка необходимо постоянное общение с ним, обращенье к нему с речью, словом, песней. Колыбельные песни приобщают ребенка к человеческой речи, знакомят с окружающими его людьми, предметами, животными, содержат элементарные нравоучения, учат добру. Конечно, самое действенное воспитание – это сама материнская любовь и нежность, составляющая стихию колыбельных песен. Основные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни. В песнях мать обращается к ребенку с самыми сокровенными словами: милый, хороший, дорогой, пригожий, богоданный, умоленный.

Баю, Васенька,
Баю, милованный,
Усни, ненаглядный,
Спи-ко, ребенок, дорогой,
Ненаглядный, золотой.

Древность жанра колыбельных песен, свидетельствующая формуле пожелания сна и роста, генетически связана с их заговорами:

Спи, дитя, здорово,
Вставай весело.
Спи по ночам,
Расти по часам.

Во время первого обрядового обливания младенца произносится заговор, сопровождавший все действия женщины, мывшей, пеленавшей ребенка. В ней содержится пожелание ума, благополучия новорожденного:

Цветно платье на плечи!
Добры мысли на разум!

Или:

Сон да дрема –
Ребенку в голову!
Спи, усни,
Угомон тебя возьми!

Или:

Ай да серые коты,
Принесите дремоты.

Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку.

Потягунушки, порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
В роток говорок,
А в головку разумок.

Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения, что сопровождаются такими приговорками:

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап.

Или:

Тише, мыши,
Кот на крыше,
Кошку за уши ведет,
Кошка сдохла
Хвост облез,
Тот и съест.

Или:

Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?

Постепенно приходит пара сказок. Детям младшего возраста рассказывают сказки о животных. В них животные олицетворяют те качества человека (жадность, глупость, хитрость), которые осуждает сказка, и в этом заключается ее мораль и воспитательное значение. Сказки просты в композиции. Большую роль в них играет повторение одного и того же эпизода. Это “цепкие” сказки “Колобок”, “Коза с орехами”. Интересы сказки докучные. Приготовящимся к слушанию длинной и увлекательной сказки рассказчица вдруг произносит:

“Жили – были два гуся,
Вот и сказка вся!”

Считалки – короткие стишки, применяемые для определения ведущего или распределения ролей в игре – самый распространенный жанр детского фольклора. Сказывание и слушание считалки доставляет детям огромное наслаждение. Для того, чтобы произнести считалку, ребенок должен обладать цепкой памятью, артистизмом, быть честным. Кто, как не мать, научит этому своего ребенка. Терпеливо, изо дня в день, она учит его запоминанию, осмыслению, игре, которая перерастает в артистизм.

Например:

Аты – баты – шли - солдаты,
Аты – баты - на базар.
Аты – баты - что купили?
Аты – баты - самовар.
Аты – баты - сколько дали?
Аты – баты - три рубля.

Или:

Ани - бани - что под нами,
Под железными столбами?
Стульчик, мальчик, королек,
Убирайся в уголок.

Или:

Зайчик белый,
Куда бегал? –
В лес дубовый, -
Что там делал? –
Лыки драл, -
Куда клал? –
Под колоду (березу) –
Кто украл? –
Раз, два, три –
Это, верно, ты;
Раз, два, три, четыре, пять –
Это, верно, ты опять;
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь –
Это, верно, ты совсем;
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь–
Становися в угол носом.

В особую группу объединены произведения детского фольклора, близко примыкающие к игровому фольклору. Это сечки – стишки, сопровождавшие по какому-либо дереву секущим предметом. На дереве остаются зарубки – сечки. В таких сечках и содержится зашифрованный счет.

Молчанка – стихотворный уговор – молчать.

Небылицы – перевертыши – песенки или стишки, в которых все поставлено с ног на голову. В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей, вещей, и явлений.

Я буду рассказывать, а ты говори: “И я тоже....” “Ладно”.

“Пошли мы в лес”. - “И я тоже....”

“Вырубили корыто”. - “И я тоже....”

“Налили помои”. - “И я тоже....”

“Свиньи стали есть” - “И я тоже....”

“А ты разве свинья?”

Такие игры воспитывают внимание, развивает мышление, заставляет мыслить. Тем более, услышанные из уст матери, глубоко врезаются в память.

К сожалению, во многом ушел в прошлое народный опыт воспитания детей младшего возраста. Современные молодые матери не знают поэзии пестования, игры. Игра имеет в жизни ребенка исключительно важное значение. Для ребенка вся игра серьезна, поскольку, играя, он живет. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии давно ушедшего быта. На протяжении веков игры были средством физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Например: “Баба сеяла горох”.

(Девочки образуют круг, в центре которого одна из них. Все вместе поют и делают то, что “баба” в песне.)

Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок,
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок,

Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять посеяла,

Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом вприсядку.

В доказательство того, что женщине-матери необходимо знать хотя бы частично фольклор для детей, основанный на русских традициях, привожу сценарий семейного праздника “День матери”.

 Литература

К.Чистов, Б.Чистова Собрание “Русская народная поэзия – обрядовая поэзия”. – издательство “Художественная литература”. – 1984.

Сборник “Старинные русские песни”.– М.: “Детская литература”. – 1959.

Потешки, считалки, небылицы. – “Современник”. – 1989.