Дидактический модуль (учебная тема): КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ
Отводится 1 академический час. Возрастная группа 8 класс (13 лет).
Оборудование:
- ЭВМ,
- карточки для самостоятельной и лабораторной работы,
- плакаты с графиками функций,
- мультипликационный фильм в среде FLASH (созданный автором),
- любое программное средство для построения графиков функций.
I ЭТАП.
Теоретическое обоснование новой технологии обучения.
Содержание дидактического модуля:
- понятие квадратичной функции вида У=АХ2;
- свойства функции У=АХ2;
- нули функции;
- вершина параболы;
- числовой коэффициент.
Учащиеся должны знать:
- свойства графика функции У=АХ2;
- направление ветвей параболы в зависимости от коэффициента А;
- название графика функции У=АХ2;
Учащиеся должны уметь:
- по графику функции определять знак коэффициента А;
- определять направление ветвей параболы;
- находить нули функции;
- строить график функции У=АХ2;
- определять по графику промежутки возрастания и убывания функции.
Основные понятия:
- функция;
- нули функции;
- парабола;
- ветви параболы;
- коэффициент;
- координатная плоскость;
- симметрия;
- абсцисса;
- ордината.
II ЭТАП.
Технологические процедуры в границах данного дидактического модуля.
Структура урока:
1. Организационный момент.
Цели: Подготовить учащихся к усвоению нового материала.
2. Постановка цели урока (1 минута).
Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что вам известно о функции У=Х2 и научимся из графика функции, путем некоторых преобразований получать график функции У=АХ2. И используя полученный график, определим свойства этой функции.
3. Актуализация знаний (5 минут).
Цели: Обобщить знания по теме “Функция У=Х2”.
Устная работа по плакатам.
4. Изложение нового материала (20 минут).
Лабораторная работа на ЭВМ.
Цели:
- Сформировать умения использования программного средства FUNC для построения графиков квадратичной функции.
- Установить свойства функции У=АХ2.
- Прививать навыки работы в группах.
- Формировать бережное отношение к технике.
- Формировать элементы логического мышления.
- Формировать коммуникативные навыки.
5. Первичное закрепление и систематизация знаний (5 минут).
Цели:
- Подведение итогов выполнения лабораторной работы – проверка правильности составления выводов.
- Просмотр мультипликационного фильма для более прочного усвоения нового материала.
6. Проверка усвоения нового материала (8 минут).
Диагностика.
Цели:
Самостоятельно выполнить задания по определению знака коэффициента функции У=АХ2 по ее графику.
7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
8. Подведение итогов урока (1 минута).
Формы работы на уроке (в соответствии со структурой урока):
- Коллективная.
- Коллективная.
- Фронтальная.
- Групповая.
- Коллективная.
- Индивидуальная.
- Домашняя учебная работа.
- Коллективная.
III ЭТАП.
Методический инструментарий учителя для данного дидактического модуля.
Цели урока:
1. Образовательные:
- Закрепление знаний по теме “Функция У=Х2”.
- Установить свойства функции У=АХ2.
- Сформировать умения по определению знака коэффициента функции У=АХ2 по ее графику.
2. Развивающие:
- Сформировать умение систематизировать полученные знания.
- Формировать логическое мышление.
- Формировать коммуникативные навыки.
- Применять навыки работы с программным средством FUNC при установлении свойств функции У=АХ2.
3. Воспитательные:
- Прививать навыки работы в группах.
- Формировать бережное отношение к технике.
Задания для выполнения на уроке:
1. Плакаты
2. Построить графики функций (лабораторная работа).
У= - 4Х2; У=2Х2; У=3Х2; У=Х2; У=Х2
IV ЭТАП.
Критерии и методы замера результатов реализации технического замысла в дидактическом модуле.
Диагностика.
Задания (на карточках):
1. По графикам определить знак коэффициента А функции У=АХ2?
2. Сравнить значения коэффициентов А с единицей в формулах построенных графиков функций.
3. Не выполняя построений графиков функций, определить, является ли убывающей на промежутке Х<=0 функция: У=4Х2; У=-Х2; У=-5Х2; У=Х2.
4. (Дополнительно.) Являются ли возрастающими на промежутке [-3; 3] функции: У=0,1Х2; У=-6Х2.
Критерии оценивания:
За выполнение 1, 2, 3, 4 заданий ставится оценка — “отлично”;
1, 2, 3———————————— “хорошо”;
1, 2 ———————————— “удовлетворительно”.
Коррекция знаний.
Учащиеся, не выполнившие (или затрудняющиеся выполнить) задания, выполняют их по образцу.
Алгоритм выполнения заданий диагностики:
1. Если А>0, то ветви параболы направлены вверх.
Если А<0, то ветви параболы направлены вниз.
2. Если А>1, то парабола растягивается от оси Ох вдоль оси Оу.
Если 0<А<1, то парабола сжимается к оси Ох вдоль оси Оу.
3. Функция У=АХ2 возрастает, если: А>0 и Х>=0 или А<0 и Х<=0
убывает, если: А>0 и Х<=0 или А<0 и Х>=0
4*. Построить график функции (по точкам) и рассмотреть, как ведет себя функция на отрезке [-3;0], [0;3].
V ЭТАП.
Культура освоения новой технологии обучения.
Методы обучения на уроке:
- По источнику знаний — беседа.
- По характеру познавательной деятельности — исследовательский.
- По дидактической цели — формирования знаний.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. 2. Постановка цели урока (1 минута). Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что вам известно о функции У=Х2, и научимся из графика данной функции, путем некоторых преобразований получать график функции У=АХ2. И используя полученный график, определим свойства этой функции. |
1. Учащиеся приводят в порядок свои
рабочие места. 2. Открывают тетради, записывают число и тему урока. |
3. Актуализация знаний (5 минут). Повторение. Устная работа по плакатам. Вопросы: Найдите среди изображенных функций график функции У=Х2? Как называется кривая, являющаяся графиком функции У=Х2? Перечислите свойства графика функции У=Х2. |
3. Учащиеся устно отвечают на вопросы
учителя по плакатам. (По цепочке) Ответы: График, изображенный на 3 плакате. Парабола. Свойства: Область определения: множество действительных чисел. Множество значений: множество неотрицательных чисел. Убывает на (-; 0) Возрастает на (0; +) Вершина в точке О (0;0) Симметрична относительно оси Оу. |
4. Изложение нового материала (20 минут). Лабораторная работа на ЭВМ. Можно использовать EXCEL или любое другое приложение, выполняющее построение графиков функций. (Смотри информационную карту № 1). А сейчас мы с вами начнем знакомство с графиком функции У=АХ2. Откроем свойства графика функции и установим зависимость между графиками функций У=Х2 и У=АХ2. После знакомства с графиком функции и открытии свойств, проведем самостоятельную работу, проверяющую, как вы усваиваете новый материал на уроке. |
4. Ответы на вопросы лабораторной
работы. (Смотри информационную карту № 2). |
5. Первичное закрепление и
систематизация знаний (5 минут). Подведение итогов выполнения лабораторной работы. На доске построены графики функций: У=3Х2 и У=2Х2 У=0.5Х2 и У=0.3Х2 У=-4Х2 Просмотр мультипликационного фильма на ЭВМ (можно использовать медиапроектор) (Приложение № 1) |
5. Учащиеся по тетради проверяют правильность составления выводов лабораторной работы. |
6. Проверка усвоения нового
материала (8 минут). Диагностика.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. Подведение итогов урока (1 минута). |
6. амостоятельно решают задания по
карточкам. Ответы: 1. А>0 A<0 1. A>1 2. 0<A<1 3. Функция У=4Х2 убывает, функция У= - 0,2Х2 возрастает, функция У= - 5Х2 возрастает, функция У=0,3Х2 убывает. 4. Функция У=0,1Х2 на промежутке [-3;0] убывает, а на промежутке [0;3] возрастает. Функция У=-6Х2 на промежутке [-3;0] возрастает, а на промежутке [0;3] убывает. Записывают домашнее задание. Рассказывают, что нового узнали на уроке. |
Информационная карта № 1
Лабораторная работа
1. Загрузите программу построения графиков функций:
F1 – справка по работе с программой.
2. Построить график функции У=Х2 желтого цвета.
3. Построить график функции У=2Х2 зеленого цвета.
4. Построить график функции У=3Х2 – синего цвета.
5. Сделайте вывод: что должно произойти с графиком функции У=Х2 , чтобы получились графики У=2Х2 и У=3Х2.
6. Построить графики функций У=Х2 красного цвета и У=Х2 черного цвета.
7. Сделайте вывод: как из графика У=Х2 получить У=Х2 и У=Х2.
8. Построить график функции У=-4Х2 белого цвета.
9. Сделать вывод: куда направлены ветви параболы при А>0 и при А<0.
10. Используя все построенные графики функций, сделать вывод: при каких значениях А функция принимает положительные и отрицательные значения, значение, равное нулю.
11. По графикам функций найти координаты точек, в которых значения функции равны нулю.
12. Сделать вывод: что называют нулями функции.
13. По графикам определить будет ли функция принимать одни и те же значения У при противоположных значениях Х.
14. Сделайте вывод: симметричны ли графики данных функции относительно осей координат.
15. Как записать в общем виде уравнения всех построенных графиков функций.
Информационная карта № 2.
Ответы к лабораторной работе.
Вывод № 1: График функции У=Х2 растягивается от оси ОХ вдоль оси ОУ.
Вывод № 2: Графики получаются путем сжатия к оси ОХ вдоль оси ОУ графика функции У=Х2.
Вывод № 3: Ветви параболы при А>0 направлены вверх, а при А<0 направлены вниз.
Вывод № 4: Функция У=АХ2 принимает:положительные значения при А>0, отрицательные – при А<0, равное нулю – при А=0.
Вывод № 5: Нули функции – это значения Х, при которых значение функции равно нулю.
Вывод № 6: Данные графики функций симметричны относительно оси ОУ.
Вывод № 7: У=АХ2.