Школа ХХI столетия требует актуализации образования на проектно-деятельных способах, использовании перспективных педагогических технологий, создания воспитательного простора, основанного на формировании конкурентно способной личности, которая может реализовывать свои жизненные стратегии, жизненные проекты, самостоятельно использовать свои знания для разрешения проблем.
В контексте развития жизненной компетентности наших студентов возрастает роль проектной технологии обучения и воспитания.
С научно-методическими аспектами проектной педагогики я познакомилась на республиканском семинаре (осенью) и республиканской конференции (весной), которые проходили на базе ЛМО № 51 Печерского района. И семинар, и конференция собрали интересных единомышленников по внедрению метода проектов, как способа организации педагогического процесса, основою которого является взаимодействия педагога и учащегося, поэтапная практическая деятельность для достижения поставленных задач.
ХХI столетие – столетие проектной педагогики.
Девизом весенней конференции было взято высказывание Софии Русовой
“Учитель, который передаёт ребёнку лишь знания, - это ремесленник; тот, кто воспитывает характер, - настоящий мастер своего дела.”
Действительно, во многих учебных заведениях Украины активно идёт апробация системы проектной методики. Её перспективность и педагогическая целостность позволяют учащимся обеспечить развитие жизненной позиции, становление творческой и социально активной личности, создаёт эффективные предпосылки для формирования компетенции. Учащиеся стремятся к решению реальных жизненных проблем в учебно-воспитательной деятельности.
На осеннем республиканском семинаре были представлены фрагменты защиты проектов учащихся лицея-бизнеса при Университете КРОК, сш.№1 Святошинского района с углублённым изучением восточных языков, ЛМО № 51,т.е. участники семинара увидели новое поколение молодёжи столицы. Впечатляюще!
Результатом их участия в работе семинара был проект-выпуск специального номера газеты.
Осенью планируется проведение республиканской конференции “Метод проектов глазами детей”. Участие наших студентов было бы желательно!
Интересные поиски в работе учителей, администрации школ были представлены на этих форумах…
Все школы Печерского района на сегодняшний день активно апробируют систему проектной методики.
Что реально я прочувствовала, осознала, поняла.
Был представлен Украинский гуманитарный лицей при Университете им. Т.Г. Шевченка (по рейтингу 2003 года – 3-е место среди школ столицы). 9-й год коллектив лицея успешно работает над проблемой актуализации учебно-воспитательного процесса на проектно-деятельных способах. Ведущие педагоги лицея поделились методическими приёмами в работе над проектами “Украина литературная”, Украина историческая”, “География Украины” (это формирование индивидуального и коллективного поиска, что является в первую очередь проблемой взрослых; целенаправленная летняя ученическая практика; после экскурсии - конференция “по горячим следам”; задания на летнюю работу; подведение предварительных итогов перед 1 сентября; опять, возможно, новые группы, корректировка; защита – в октябре-ноябре месяце.
Роль Украинознавства – это интеграция истории, литературы, географии, религии, что помогает сформировать украинца.
Гимназия №117 им. Л.Украинки работает над проектом создания “Ассоциация школ Украины, носящих имя Леси Украинки”. На зимних каникулах гимназисты были на экскурсии в Новгород-Волынском, наладили связи со школой им. Л.Украинки, оформили материалы экскурсии. В период летней практики несколько экскурсий в другие регионы Украины с той же целью. Итог этого проекта будем ждать!
Чижевский Б.Г. акцентировал внимание на воспитание мышления у учащихся “Украина и Европа”.
Шевчук С.М. – директор ЛМО№ 51 поддержала эту тему “Европейская культура в школах Украины”. С.М. рассказала о целенаправленных поездках лицеистов в Норвегию, Францию.
Интересна национальная миротворческая программа “Культура Мира”!
Специализированная школа “Интеллект” на Печерске. Открытый интегрированный урок математики в 1-м классе. Ведут урок учительница и психолог-практик. Были представлены проекты “Цифра”, “Геометрия”, “Кроссворд”. Это не натасканное, а осознанное выступление детей-шестилеток, защита своих проектов.
Выступления педагогов нашей Академии на сегодняшнем семинаре раскроют картину понимания проектной педагогики, использования одного из методов обучения – метода проектов в системе непрерывного обучения в КДАМ. Это одни из первых “ласточек”, которые ведут юных студентов и студентов среднего и старшего звена к саморазвитию, самораскрытию, самоутверждению, к своей судьбе.
Такое образование имеет место быть!