Жизнь – это возможность. Воспользуйся
ею.
Жизнь – это красота. Приди в восхищение ею.
Жизнь – это мечта. Осуществи ее.
Жизнь - такая замечательная – не потеряй её!
Это твоя жизнь. Выбирай её.
Мать Тереза
Переориентация на методологию личностно-ориентированного обучения является естественным результатом тех изменений, которые происходят в Украине да и во всем мире. На современном этапе реформирования школьного образования возникла проблема возрождения метода проектов.
Я работаю в Киевской детской Академии искусств уже 10 лет. И все это время отдала студентам факультета изобразительного искусства, взяв их еще в 6-летнем возрасте.
Уже с третьего курса мы включились в проектную деятельность, начав краеведческий проект “Украина литературная”.
Конечно, формирование названия проекта пришло позже, а сначала просто возникло желание осуществить путешествие в Косов и Коломыю ( Закарпатье) с целью знакомства с красотой родного края и народными ремеслами. Это был 1998 год. Нашим юным путешественникам исполнилось по 8-9 лет. Со временем это оформилось в масштабный краеведческий проект “Украина литературная”, к которому приобщились также студенты факультетов музыкального и театрального искусств.
Его целью является выучить, проанализировать, обобщить знания про историческое, краеведческое, культурно-художественное наследие нашего края, кроме того давалась оценка значимости и актуальности этого проекта.
Круг задействованных учебных предметов – украинская литература, украиноведение, история Украины, география, история искусства, рисунок, живопись, графика, музыка, ораторское и театральное искусство.
Способы исследования проблемы – это работа с первоисточниками, поиск и изучение имеющихся учебных материалов, краеведческое путешествие, сбор и сохранение информации в форме записей, набросков, художественных работ, анализ и обобщение полученной информации.
На подготовительном этапе создавались творческие группы учеников, в зависимости от их профессиональной направленности: группа странствующих художников, режиссерско-актерская группа, группа музыкантов и исполнителей.
На технологическом этапе происходил подбор и обработка информации по теме проекта: обрабатывались первоисточники, писался сценарий, его музыкальное сопровождение, разрабатывались маршруты экспедиций, посещались музеи и музейные заповедники и т.п.
На итоговом этапе анализируются и группируются результаты, выводы, предложения, рекомендации : происходят творческие отчеты, выставки-просмотры художественных работ, постановка сценариев, написание собственных музыкальных и хореографических композиций, обсуждение результатов и разработка тематики следующих проектов.
Конечно, со студентами работают педагоги-консультанты по специальности, учителя-предметники. На итоговый этап приглашаются деканы факультетов, администрация, сотрудники Академии.
Вот неполный перечень проектов, которые состоялись:
- Путешествие в Косов, Коломыю и Шешоры, знакомство с красотой родного края, народными ремеслами - июнь 1998 г.
- Проект “Музыка и слово” - ноябрь 1998 г.
- Пленэр “Зимняя Ворохта” - январь 1999 г.
- Межтворческие проекты “ Осень...Зима в Луцке” (К 130-летию со дня рождения Леси Украинки) - ноябрь, январь 2001 г.
- Литературный вечер “Я – Мавка лісова...” - февраль 2001 г.
- Творческие пленэры во Львов - (2000-2002 гг.)
- Творческий вечер “Поэзия Лины Костенко” - март 2002 г.
- Поэтический салон “Женская муза” (ко Дню матери) - май 2003 г.
- Межтворческий проект “Письмо в вечность” (К 125-летию со дня рождения И. Нечуй -Левицкого) - ноябрь 2003 г.
- Творческое путешествие в Переяслав - Хмельницкий музейный заповедник - октябрь 2004 г.
Национальное воспитание современного ребенка, по моему мнению, состоит в том, чтобы ребенок сызмала ощущал свой корень, свою родословную, свою землю, ощущал это на запах, на вкус, на прикосновенье, на слух. И до сих пор мои студенты вспоминают журчание Шешорских водопадов, вкус рождественского кушанья наших хозяев в Ворохте, торжественность и приподнятость щедривок и колядок ґаздивского ( газда - крепкий хозяин) рождественского хора, аромат осенних, зимних Карпат, шелест листвы в Софиевском, Александрийском парках, Переяславском заповеднике, отголосок шагов на львовских, луцком, косовских, бахчисарайских улочках, прикосновенья к вечному камню Луцкого, Олеского, Подгорецкого замков, дымящегося солнцем камня Чуфут-Кале. Это сохранилось в их памяти, в их произведениях.