Цели урока:
- определить экологические проблемы области, необходимость коллективных усилий для предотвращения экологических катастроф и ответственность каждого гражданина по отношению к природе родного края;
- воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни.
Оборудование:
- выставка по итогам конкурса рисунков и плакатов “Защитим природу родного края”;
- тематическая книжная выставка;
- карта Амурской области;
- сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
Класс разбивается на группы (эксперты-экологи, производственники, журналисты, зрители). Все садятся за круглый стол. Учитель выступает в роли ведущего аналитической программы “Времена”. В роли “свежих голов”выступают учащиеся (они могут выполнять роль поэтов, художников, писателей).
Начинается урок с музыкальной заставки к передаче “Времена”.
Учитель объявляет тему, цели и задачи урока.
Далее учащиеся делают сообщения по заранее полученным темам.
Медики: “Влияние экологических факторов среды на здоровье человека”.
Производственники:
“Эксплуатация земельных ресурсов Амурской области и их состояние”.
“Проблемы обеспечения питьевой водой населения области”.
“Утилизация бытовых и производственных отходов в области”.
“Лесопользование”.
Экологи.
“Состояние атмосферного воздуха”.
“Последствия запусков ракеты “Стрела”с космодрома “Свободный”.
Журналисты по ходу выступлений задают вопросы медикам, производственникам, экологам.
Например,
- Как уменьшить влияние погоды на человека?
- Какие заболевания характерны для жителей области?
- Какие заболевания являются эндемичными?
- Связаны ли причины возникновения эндемичных заболеваний с воздействием человека на окружающую среду?
- Каково влияние ртути и нитратов на организм человека?
- Как влияют лесные пожары на состав воздуха?
- Что необходимо для улучшения качества питьевой воды?
- Какова опасность употребления некачественной питьевой воды для здоровья человека?
- Как влияет гептил (ракетное топливо) на здоровье человека?
На основании прослушанных выступлений главный эксперт-эколог делает заключение:
Анализ информации о природных ресурсах и состоянии окружающей среды в Амурской области, влияние на нее и здоровье человека основных отраслей народного хозяйства позволяет сделать следующие выводы:
- В Амурской области наблюдается тенденция снижения выбросов вредных веществ в атмосферу стационарными источниками промышленных предприятий. Вместе с тем следует отметить, что существенных изменений в охране атмосферного воздуха не произошло. По-прежнему большинство промышленных предприятий осуществляет выброс загрязненных веществ в атмосферу недостаточно очищенными, а порой и без очистки. Серьезное негативное воздействие на атмосферный воздух оказывает автомобильный транспорт.
- Современное состояние поверхностных вод и подземных остается неизменным. По-прежнему большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства сбрасывают сточные воды без очистки. Качество отводимых сточных вод по области в основном не соответствует установленным нормам. Не улучшилось качество питьевой воды.
- В результате деятельности человека в области продолжается образовываться большое количество отходов. Острой и наболевшей проблемой является проблема утилизации и захоронения промышленных твердых бытовых отходов, отвечающим всем нормативным документам, позволяющим исключать загрязнение окружающей среды.
- Сохраняется тенденция ухудшения качества почв, особенно продуктивных сельскохозяйственных угодий, нарастает опасность деградации почв в следствии их эрозии, накопление вредных веществ.
- Основным негативным фактором, снижающим экологический и ресурсный потенциал области, являются лесные пожары.
Далее делают выводы медики:
Сложная социально-экономическая обстановка в стране и в Амурской области, снижение уровня благосостояния населения оказывают влияние на состояние здоровья человека. Не последнюю роль в состоянии здоровья играют факторы окружающей природной среды.
В последние годы здоровье населения области продолжает ухудшаться. Во всех возрастных группах населения наблюдается рост заболеваемости. Самая высокая заболеваемость отмечается в городе Благовещенске, на втором месте жители города Зеи, на третьем – жители Свободного.
По клиническим формам на первом месте находятся болезни органов дыхания. На втором месте болезни нервной системы, на третьем – болезни системы кровообращения. У подростков на третьем месте – травмы и отравления, у детей до 14 лет – инфекционные и паразитарные заболевания. Возросла заболеваемость злокачественными новообразоваиями.
Заключительный этап урока.
После выступлений начинается обсуждение возможных путей решения выявленных экологических проблем и нормализации состояния окружающей среды, путем охраны и сбережения природы.
Учащиеся предлагают в качестве первоочередных мер следующие:
- необходимо выполнение ряда важных природоохранных мероприятий по
- существенному улучшению состояния атмосферного воздуха;
- создать в области предприятие по переработке отходов;
- изыскать в бюджете области по устранению ущерба, нанесенного природе за последние годы;
- повысить штрафные санкции к лицам, загрязняющим бытовыми отходами природу, занимающимся незаконной вырубкой древесины;
- повысить меры противопожарной безопасности, чтобы избежать лесных пожаров;
- вести пропагандистскую деятельнось среди населения за бережное отношение к родной природе, своему здоровью.
В конце урока учитель оценивает работу учащихся.