Одной из самых актуальных проблем современного мира и современного образования является проблема формирования толерантности у подрастающего поколения и распространение идей толерантности во всех сферах жизни и деятельности человека.
Актуальность проблемы очевидна и обусловлена ростом необоснованной агрессии и насилия в обществе, потерей нравственных ориентиров поведения, жесткой конкурентнообразной средой проживания (вернее было бы сказать – выживания), разгулом террора и межнациональной розни, конфликтогенностью и преступностью. Естественно, что в таких условиях люди, неравнодушные к происходящему, начинают вспоминать и декларировать многие общечеловеческие ценности, к которым и относится толерантность.
Однако одного открытого декларирования толерантности как общечеловеческой ценности недостаточно. Необходимо, чтобы она входила в состав инструментальных ценностей каждой личности. Толерантность не только общечеловеческий принцип совместного мирного сожительства и норма гуманных взаимоотношений, основополагающий механизм их установления, но и "реально постоянно, многопланово действующая "организующая сила" в развитии общества" [3, с. 337]. Вместе с тем, толерантность, выступая в качестве инструментальной ценности, обуславливает социально одобряемое поведение и активную позицию личности в процессах:
- познания и понимания позиций другого и позиций своего "Я" (гностический уровень);
- признания и выражения определенного отношения (в рамках позитивного общения) к данным позициям (эмоциональный уровень);
- определения тактики поведения и диалога с другими (конструктивный уровень);
- взаимодействия с другими при идентификации и автономии (деятельностный уровень);
- анализа результатов взаимодействия (аналитико-результативный уровень) [7].
Е.Ю. Клепцова в работе "Психология и педагогика толерантности" предпринимает теоретический анализ в философской и психологической литературы феномена ценности толерантности. Ученый обращается к типологии гуманистических ценностей В.А. Кувакина и П. Куртца. В соответствии с данной типологией толерантность (терпимость) оказывается среди моральных ценностей гуманизма.
В этой связи толерантность становится, с одной стороны, основой современного образования, которое транслирует нормы человеческих отношений и гуманизирует знания в области культурного диалога, с другой, инструментальной ценностью личности, обуславливающей отношение человека к миру и его поведение во взаимодействии с другими. Все это превращает толерантность в важнейший ориентир современной образовательной политики.
Схема 1
Толерантность – важнейший ориентир современного образования
Следует отметить, что современное образование имеет поликультурный (полиэтнический) характер.
Для обозначения полиэтнического образования используются несколько однопорядковых терминов, среди них поликультурное (мультикультурное), кросс-культурное, межкультурное, интеркультурное образование и др. Как считает Л.Х. Экстранд, все эти термины охватывают формальное образование, в котором представлены две и более культуры.
Многие современные отечественные ученые солидарны с Л.Х. Экстрандом в определении полиэтнического образования. Они также считают, что полиэтническое (поликультурное) образование – образование, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором функционируют две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному, религиозному, расовому признаку.
Нужно заметить, что впервые определение понятия "поликультурное образование" было дано в Международном педагогическом словаре (Лондон, 1977): "поликультурное образование – полиэтническая (поликультурная) образовательная ситуация, когда носитель одной культурной системы вступает в контакт с ценностями другой или других культур, представленных в данном учебном заведении" [5].
Однако современная трактовка сущности полиэтнического (поликультурного) образования, которую мы и берем за основу, более содержательна, так как она предполагает усвоение знаний о различных культурах, уяснение общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, обращает внимание на важность воспитания в учащихся толерантности по отношению к носителям инокультурной системы.
Поэтому целью полиэтнического образования является: формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
В задачи полиэтнического образования включено:
- глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа;
- знакомство с культурой народов региона, страны и мира в целом;
- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
- формирование способности принятия различных культур и представителей иных этносов, формирования толерантных установок и поведения;
- подготовка квалифицированных специалистов к организации и осуществлению педагогической деятельности в полиэтнической среде.
Таким образом, поликультурное образование связывается с повышением уровня образованности и достижением личностью социального успеха в поликультурном пространстве, с воспитанием толерантности не просто как важнейшей социальной ценности, а как личностно значимого качества.
Вслед за И.В. Абакумовой, П.Н. Ермаковым, В.Н. Гуровым, мы считаем, что в модели поликультурного образования воспитание толерантного сознания на личностно-смысловой основе происходит более эффективно, чем в условиях монокультурного образовательного пространства [1, 9].
Условиями успешности данного процесса являются диалог разных культур, интерактивные методы общения и обучения, проблемные ситуации, а также прохождение всеми участниками образовательного процесса адаптации в поликультурной среде, участие в социализации друг друга. Вместе с тем, мы предполагаем, что толерантность является и характерным свойством поликультурного образования, необходимым для достижения им продуктивных результатов. Эффективность педагогического процесса в условиях поликультурного образования обусловлена толерантным отношением друг к другу участников процесса, вариативностью и культуросообразностью содержания образования. Мы склонны также считать, что толерантность, обеспечивая успешную социализацию, является условием развития в личностном плане национального самосознания (сознание своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений) и в социальном плане межэтнической интеграции (процесса сближения этнических общностей).
Учитывая, что толерантность в этих условиях предстает как нравственное качество, ориентирующее личность на уважение права и достоинства людей иных групп, иных взглядов, стиля мышления и поведения, на конструктивное взаимодействие с ними, определим ведущие направления деятельности современного образования, способствующих воспитанию у подрастающего поколения толерантности как инструментальной ценности и нравственного качества:
1. Гуманизация образовательного процесса,
предполагающая отказ от универсальных
педагогических способов воздействия, их
вариативность в зависимости от особенностей
ребенка и среды.
В условиях гуманизации ребенок как
развивающаяся личность становится центральным
звеном образовательной системы, а само
образование – процессом становления личности в
культуре, в диалоге культур. Толерантность при
этом становится одной из составляющих
результата образования.
Решение проблемы гуманизации образования,
рассматриваемой в плане обеспечения условий для
воспитания толерантности у детей и подростков,
во многом зависит от усилий квалифицированных
подготовленных к работе по данному направлению
педагогов. Что требует реформирования системы
подготовки будущих педагогов.
2. Подготовка педагогических кадров для
воспитания толерантности у детей и подростков.
В последние годы в педагогической науке
появляются исследования, в том числе и
диссертационные, рассматривающие проблемы
профессиональной подготовки будущего педагога к
работе в поликультурной образовательной среде
(В.Н. Гуров, Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева и др.).
Небольшой ряд научных трудов посвящен вопросам
подготовки учителей к воспитанию толерантности
у школьников. Однако следует отметить, что работы
по данной проблеме касаются воспитания только
этнической толерантности как основы позитивного
межэтнического взаимодействия. Между тем,
воспитание толерантности предполагает
формирование ее как целостного личностного
качества. Схематично опишем основные
направления подготовки специалистов к
формированию толерантности у школьников.
Схема 2
3. Таким образом, формирование толерантности как одной из инструментальных ценностей личности – процесс продолжительный и целенаправленный, результат которого во многом обусловлен усилиями современной образовательной политики.
Список литературы
- Авакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании//Вопросы психологии. – 2003. – № 3.
- Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). Москва – Воронеж, 2003.
- Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные руды. Москва – Воронеж, 2003.
- Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие. Москва, 2004.
- Международный педагогический словарь. Лондон, 1977.
- Перепилицына М.А. Воспитание толерантности у будущих учителей//Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. науч. и метод. тр./Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Ботырко и др. – Волгоград, 2004.
- Погодина А.А. Толерантность: термин, смысл, позиция, программа//История (приложение "1 сентября") – 2002. – № 11.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.
- Формирование толерантной личности в полиэтничеcкой образовательной среде. Учебное пособие /Под ред. В.Н. Гурова, Москва 2004.