Цели:
- отрабатывать умение анализировать и решать задачи;
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
- карточки для индивидуальной работы;
- образцы цифр для чистописания;
- ребус;
- карточки-задания для групп;
- условие задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
Быстренько проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”!
II. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи, помогать в выявлении ошибок, устранять имеющиеся пробелы в знаниях.
III. Устный счет “Зарядка для ума”
- Индивидуальная работа (карточки).
- Фронтальная работа.
а) Какой порядок надо навести в рядах этих чисел? Назовите “лишние” числа. Объясните, почему они “лишние”?
- 10 20 30 40 55 60 (55 не круглое число).
- 0 7 14 21 27 (27 не делится на 7).
- 1 2 31 4 5 6 7 (31 двузначное число).
- 24 11 13 15 17 19 (24 имеет два десятка, четное число).
б) Задача на смекалку: “В двух залах 50 стульев. Когда из одного зала вынесли 10 стульев, то в залах стульев осталось поровну. Сколько стульев было в каждом зале?
Было – 50 ст.
Вынесли – 10 ст.
Осталось – поровну
В каждом зале – ? ст.
в). Вырази:
- 3м 5дм = … дм
- 100 мм = … дм
- 48 см = … дм … см
- 63 дм = … м …дм
г) Соедини линиями ответы с выражениями:
(2+4)*9 21 5*3+2*3 48 2*9+4*9 54 (5+2)*3
д) Работа по учебнику (с. 10, №1 (1)).
IV. Динамическая пауза (пальчиковая гимнастика)
Ножки вместе, ровно спинку.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.
(Дети держат кисти рук над партой и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о парту, как будто играют гаммы. Четверостишие повторяют несколько раз.)
V. Работа над пройденным материалом
а) запись даты и “классная работа”;
б) учащиеся дают характеристику числу 27;
в) чистописание цифр;
г) работа по учебнику: с.10, № 2 (самостоятельно)
1 вариант: первая строчка;
2 вариант: вторая строчка.
Проверка: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу у соседа. На полях тетради карандашом ставят оценку.
д) Отгадайте ребус:
(задача)
Правильно! Сейчас мы будем решать задачу, составим к ней обратную.
В соревнованиях участвовало 6 команд. В каждой команде по 4 мальчика и 3 девочки. Сколько всего человек принимало участие в соревнованиях?
Составление краткой записи:
- О ком задача?
- Что они делают?
- Сколько команд принимало участие в соревнованиях?
- Сколько мальчиков и девочек в каждой команде?
- Что надо узнать?
- Составьте краткое условие задачи (один ученик работает у доски).
М. – 6 к. по 4 чел.
Д. – 6 к. по 3 чел.
Всего ? чел.
Поиск решения от главного вопроса.
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
- А что можем узнать?
- Что узнаем первым действием? Вторым? Третьим?
- Запишите самостоятельно решение в тетради.
- 4*6=24 (ч.) – мальчиков.
- 3*6=18 (ч.) – девочек.
- 24+18=42 (ч.)
Ответ: 42 человека принимало участие в соревнованиях.
Проверка решения задачи.
Составьте выражения, используя два способа.
1 способ: (4*6)+(3*6)=42 (ч.)
2 способ: (4+3)*6=42 (ч.)
Проверка.
Составьте обратную задачу.
Проверка (фронтальная)
е) Физминутка.
Быстро встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Продолжается урок!
ж) Работа в группах.
Вы любите путешествовать? Как интереснее путешествовать: одному или с друзьями?
Сейчас вы будете работать в группах. Каждый ряд – это одна группа. Итого 3 группы.
Задание: соедини по порядку точки, соответствующие ответам примеров. Что получится?
1 группа:
8*2:4 20:4*10 49:7*9 |
72*1:8 64:8:2 9*9:1 |
30:5*3 20*5:10 10*5:1 |
2 группа:
8*3:4 30:5*10 81:9*4 |
63*1:7 100:20*3 99:1*0 |
49:7*11 100:5*2 4*9:6 |
3 группа:
5*4:2 60:10*4 72:8*10 |
7*1:7 40:20*9 49:7*8 |
100:5:2 0:88*13 5*20:10 |
Оценку, которая получила каждая группа за работу, я зашифровала в диктанте. Отступите вниз от последней записи 2 клетки, а от полей (или левого края тетради) 3 клетки вправо и поставьте точку.
3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вверх.
VII. Итог урока. Выставление оценок- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какое задание вы хотели бы выполнить еще? Почему?