Цель и задачи урока. Обобщить и систематизировать сведения об изученных углеводородах. Научить применять в комплексе знания о строении, свойствах и применении изученных органических соединений.
Мотивация деятельности. На примерах изученных углеводородов рассмотреть и закрепить представления о зависимости свойств от строения и типа химических связей, практическом значении углеводородов для органического синтеза, т.е. на конкретных примерах проиллюстрировать схему.
Состав и строение свойства применение
Оборудование. Модели молекул, таблицы, реактивы: керосин, раствор перманганата калия, серная кислота, демонстрационный экран, пробирки.
Ход урока
Структура |
Методы |
I. Воспроизведение и коррекция опорных знаний1. Какова формулировка 1-го и 2-го положений теории химического строения органических соединений? 2. Как теория объясняет многообразие органических веществ? 3. Какие гомологические ряды изучены? Приведите формулы и названия 2-3 углеводородов каждого ряда (устно). 4. Ответьте на вопрос (I) задания. Учащиеся используют таблицу №1 “Инструкция по составлению названия соединения в номенклатуре ИЮПАК”, таблицу №2 “Изомеры и гомологи” и таблицу №3 “Состав (гомологи) и строение (изомеры) углеводородов” (см. Рисунок 1). 5. Строение молекул алканов, алкенов, алкинов на примере этана, этена, этина. (Ответы 3-х учащихся у доски с использованием моделей молекул). II. Повторение и анализ знаний о химических свойствах изученных углеводородов1. Какие химические реакции характерны для: а) алканов, б) алкенов, в) алкинов, г) аренов? 2. Написать уравнения возможных реакций (учащиеся отвечают на вопрос (II) задания). 3. Привести уравнения реакций, характерных:
Объяснить сходство между указанными углеводородами. 4. Для чего нужно знать свойства веществ? 5. Информация о результатах научно-исследовательской работы по теме “Окислительно-восстановительные реакции в органической химии”. Выступление Кузнецовой Виктории – дипломанта городской и региональной научно-практической конференций. III. Применение знаний о свойствах для:
Учащиеся отвечают на вопросы (III и IV) задания, используют таблицу №4 “Генетическая связь органических веществ”, таблицу №5 “Молекулярные массы некоторых органических веществ”. В течение всего занятия наблюдаю за самостоятельной работой учащихся, корректирую ее на отдельных этапах, помогаю, по необходимости, отдельным ученикам. Использованная структура занятия и формы ее проведения позволяют направить учащихся на глубокое осмысленное понимание взаимосвязи между строением и свойствами веществ и умение объяснять факты с точки зрения строения веществ, дает знания о практическом использовании органических соединений. IV. Подведение итогов работы и домашнее задание |
Фронтальная беседа, класс условно разделен на 3 группы.
Самостоятельная работа по тексту задания с использованием таблиц.
Парная самостоятельная работа, результаты показывают учащиеся у доски.
Индивидуальная самостоятельная работа, второй уровень активности учащихся. Фронтальная беседа. Доклад, д/о “Определение непредельных углеводородов в керосине”. Третий уровень активности учащихся. Групповая самостоятельная работа с учебником, таблицами. Результаты работы обсуждаются и проверяются. |
Литература
- Учебник. Химия 10 кл. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Москва, “Просвещение” 2001 г.
- Урок в современной школе. Онищук В.А., Москва, “Просвещение”, 1986 г.
- Дидактический материал по органической химии, составленный Ковешниковой С.Г., Братск, 2003 г.
- Набор таблиц по теме “Углеводороды”, разработанные автором.
Углеводороды
Взаимосвязь предельных, непредельных,
ароматических
I. Состав. Гомологи. Изомеры. Номенклатура.
II. Химические свойства углеводородов.
- Какие химические реакции характерны для:
- Напишите уравнения возможных реакций:
a) алканов б) алкенов в) алкинов г) аренов
a)С2Н6 + Сl2 С7Н16 С3Н8+Н2 СН4+О2 |
б) CH2 = CH2+Н2О CH2 = CH – СН3+Н2 nCH2 = CH2 CH3 – СН = СН – СН3+Cl2 |
в) CH CH + Cl2 CH3 - C СН+Н2 С2Н2+О2 3CH CH |
- Приведите уравнения реакций характерных для:
а) бензола и алканов; №1… №2…; б) бензола и алкенов; №1… №2…
III. Взаимосвязь гомологических рядов
- см. таблицу нахождения в природе
- общая схема
- составсвойстваприменение (С2Н2, С2Н4, С6Н6)
- I. СН4 С2Н2 С6Н6 С6Н5NО2
II. С2Н6 С2Н5Сl С2Н4С2Н6ОСО2
IV. Расчетные задачи по теме
№1. При нитровании бензола массой 78 г получили 105 г нитробензола. Какова массовая доля выхода?
№2. Из 22,4 л ацетилена (н.у.) получен бензол массой 16 г. Какова массовая доля выхода бензола?
№3. Какую массу этилового спирта можно получить при гидратации 44,8 л этилена (н.у.), если выход составляет 92% от теоретически возможно.
№4. Два насыщенных углеводорода имеют одинаковый состав: 85,714% С и 14,286% Н (по массе). Плотность паров углеводородов по неону равна 2,8 и 3,5. Определить молекулярную формулу углеводородов, привести структурную формулу двух их изомеров.