Тема урока: "Тепловые двигатели (двигатель внутреннего сгорания)"

Разделы: Физика


Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  • Сформировать знание учащихся о работе пара и газа на примере изучения двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
  • Ознакомить учащихся с устройством и принципом работы такого двигателя.
  • Развивать умение работать с текстами учебника, находить ответы на предложенные вопросы, сравнивать и сопоставлять изучаемые процессы (такты в работе двигателя).
  • Раскрыть взаимосвязь развития природы, техники и общества.
  • Воспитывать аккуратность, организованность, любознательность учащихся к творчеству классиков науки и технике, как средство самореализации личности, любовь к природе (уделяя вопросам охране окружающей среды).

Оборудование:

  • Модель двигателя внутреннего сгорания.
  • Штатив, пробирка с пробкой, спиртовка.
  • Выставка “Техника и жизнь”.
  • Выставка “Рефератов”.
  • Таблица.

На доске:

Продлеваешь жизнь природе,
Продлеваешь жизнь себе.

Добрый день! Я рада вновь видеть вас и думаю, что мы сегодня поднимемся еще выше на одну ступеньку знаний.

ПЛАН

  1. Организационный момент (готовность класса).
  2. Постановка проблемы:
    а) проведение демонстрации;
    б) фронтальный опрос (3в).
  3. Тема урока, цель (обращаю внимание на проблему).
  4. Объяснение нового материала:
    а) устройство двигателя внутреннего сгорания;
    б) модель двигателя внутреннего сгорания;
    в) схема работы двигателя внутреннего сгорания.
  5. 5. Закрепление “Проверь себя”.
  6. 6. Физическая пауза.
  7. 7. Выступление учащихся:
    а) “Историк”;
    б) “Конструктор”;
    в) “Инженер по ТБ”;
    г) “Врач”;
    д) “Эколог”;
  8. Итоги урока.
  9. Домашнее задание.

Постановка проблемы

Проведение демонстрационных опытов.

В пробирку нальем немного воды, затем плотно закроем ее пробкой и нагреем воду до кипения. Пробка выскочит

  • За счет чего выскочила пробка?

Ответ: За счет давления пара.

  • В какую энергию перешла энергия пара?

Ответ: Энергия топлива перешла во внутреннюю энергию пара, а пар, расширяясь, совершает работу – выталкивает пробку.

  • Как вы думаете, где данное явление используется в технике?

Ответ: Используется в работе тепловых двигателей.

Вы правы.

И тема сегодняшнего урока “Тепловые двигатели” (учащиеся записывают тему в тетради). Человек изобрел множество машин и устройств для облегчения своего передвижения.

Объяснение нового материала

Тепловыми двигателями называют машины, в которых энергия топлива превращается в механическую энергию.

Существует несколько видов тепловых двигателей.

Во всех этих двигателях энергия топлива переходит в энергию газа или пара, газ, расширяясь, совершает работу и при этом охлаждается. Часть его внутренней энергии превращается в механическую энергию.

Из всех существующих двигателей мы рассмотрим ДВС. Так что же принесли в мир тепловые машины – добро или зло. Давайте вместе размышлять. Приглашаю вас отправиться в путешествие за знанием, на таком транспорте, где используется ДВС, а для этого нам предстоит узнать:

  • Почему двигатель называют ДВС.
  • Устройство двигателя внутреннего сгорания.
  • Схему работы такого двигателя.

В путешествии нам помогут журналист, конструктор, инженер по ТБ и эколог.

ДВС – очень распространенный вид теплового двигателя. Топливо в нем сгорает прямо в цилиндре, внутри самого двигателя. Отсюда и происходит название этого двигателя (записать в тетради).

ДВС – работает на жидком топливе (бензин, керосин, нефть) или на горючем газе.

Рассмотрим модель ДВС в разрезе.

Работа с книгой (стр. 53, рис. 24).

Двигатель состоит из цилиндра, в котором, перемешается поршень 3, соединенный посредством шатуна 4, с коленчатым валом 5. На валу укреплен тяжелый маховик 6, предназначенный для уменьшения неравномерности вращения вала.

В верхней части цилиндра имеется 2 клапана 1 и 2, которые открываются и закрываются механически при помощи распределительного вала, 7 свеча.

А теперь более подробно рассмотрим схему работы такого двигателя.

а) мертвые точки;
б) ход поршня

Один рабочий цикл в двигателе происходит за 4 хода поршня, или, как говорят, за четыре такта. Поэтому такие двигатели называют четырехтактными.

Цикл двигателя:

  1. Впуск.
  2. Сжатие.
  3. Рабочий ход.
  4. Выпуск.

Итак, мы с вами узнали, почему двигатель называют ДВС.

Устройство:

Схема. Чтобы отправиться в путешествие мы проверим себя.

Разминка

Закрепим циклы работы двигателя внутреннего сгорания (попрошу всех встать и продемонстрировать работу ДВС)

Проверим себя

На рисунке схематично изображено 4 такта работы ДВС. Соответствует ли последовательность расположенных рисунков а–г, чередованию тактов? Как вы предлагаете их расположить? (г, в, б, а)

          а.                б.                   в.                 г.

Убери лишнее

  1. клапаны
  2. болты
  3. цилиндры
  4. свечи
  5. коленчатый вал
  6. гайки
  7. шатун
  8. диск

(2, 6, 8)

  • Так, что же несут ДВС?

- Добро или зло?

На эти вопросы нам ответят историк, врач, инженер по ТБ, эколог и конструктор (учащиеся выступают с сообщениями).

Итог

Мы с вами славно поработали, но можем больше. Человек подобен аккумулятору, а заряжается он в школе знаниями.

Стихотворение Н. Аникина:

Если мы вредим природе,
Мы вредим самим себе.
С юных лет должны ребята
Все живое охранять.
Чтоб за страшную ошибку
На природу не пенять.
Лозунг жив еще в народе,
Повторяй его везде
Продлеваешь жизнь природе –
Продлеваешь жизнь себе.

Домашнее задание

Предложить свой проект теплового двигателя (экологически чистого) или составить кроссворд.

Ответить на вопросы: Какие экологические проблемы породили тепловы двигатели? Каковы пути их решения?

Перед вами кроссворд наоборот. Составьте к словам вопросы.