Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
- Сформировать знание учащихся о работе пара и газа на примере изучения двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
- Ознакомить учащихся с устройством и принципом работы такого двигателя.
- Развивать умение работать с текстами учебника, находить ответы на предложенные вопросы, сравнивать и сопоставлять изучаемые процессы (такты в работе двигателя).
- Раскрыть взаимосвязь развития природы, техники и общества.
- Воспитывать аккуратность, организованность, любознательность учащихся к творчеству классиков науки и технике, как средство самореализации личности, любовь к природе (уделяя вопросам охране окружающей среды).
Оборудование:
- Модель двигателя внутреннего сгорания.
- Штатив, пробирка с пробкой, спиртовка.
- Выставка “Техника и жизнь”.
- Выставка “Рефератов”.
- Таблица.
На доске:
Продлеваешь жизнь природе,
Продлеваешь жизнь себе.
Добрый день! Я рада вновь видеть вас и думаю, что мы сегодня поднимемся еще выше на одну ступеньку знаний.
ПЛАН
- Организационный момент (готовность класса).
- Постановка проблемы:
а) проведение демонстрации;
б) фронтальный опрос (3в). - Тема урока, цель (обращаю внимание на проблему).
- Объяснение нового материала:
а) устройство двигателя внутреннего сгорания;
б) модель двигателя внутреннего сгорания;
в) схема работы двигателя внутреннего сгорания. - 5. Закрепление “Проверь себя”.
- 6. Физическая пауза.
- 7. Выступление учащихся:
а) “Историк”;
б) “Конструктор”;
в) “Инженер по ТБ”;
г) “Врач”;
д) “Эколог”; - Итоги урока.
- Домашнее задание.
Постановка проблемы
Проведение демонстрационных опытов.
В пробирку нальем немного воды, затем плотно закроем ее пробкой и нагреем воду до кипения. Пробка выскочит
- За счет чего выскочила пробка?
Ответ: За счет давления пара.
- В какую энергию перешла энергия пара?
Ответ: Энергия топлива перешла во внутреннюю энергию пара, а пар, расширяясь, совершает работу – выталкивает пробку.
- Как вы думаете, где данное явление используется в технике?
Ответ: Используется в работе тепловых двигателей.
Вы правы.
И тема сегодняшнего урока “Тепловые двигатели” (учащиеся записывают тему в тетради). Человек изобрел множество машин и устройств для облегчения своего передвижения.
Объяснение нового материала
Тепловыми двигателями называют машины, в которых энергия топлива превращается в механическую энергию.
Существует несколько видов тепловых двигателей.
Во всех этих двигателях энергия топлива переходит в энергию газа или пара, газ, расширяясь, совершает работу и при этом охлаждается. Часть его внутренней энергии превращается в механическую энергию.
Из всех существующих двигателей мы рассмотрим ДВС. Так что же принесли в мир тепловые машины – добро или зло. Давайте вместе размышлять. Приглашаю вас отправиться в путешествие за знанием, на таком транспорте, где используется ДВС, а для этого нам предстоит узнать:
- Почему двигатель называют ДВС.
- Устройство двигателя внутреннего сгорания.
- Схему работы такого двигателя.
В путешествии нам помогут журналист, конструктор, инженер по ТБ и эколог.
ДВС – очень распространенный вид теплового двигателя. Топливо в нем сгорает прямо в цилиндре, внутри самого двигателя. Отсюда и происходит название этого двигателя (записать в тетради).
ДВС – работает на жидком топливе (бензин, керосин, нефть) или на горючем газе.
Рассмотрим модель ДВС в разрезе.
Работа с книгой (стр. 53, рис. 24).
Двигатель состоит из цилиндра, в котором, перемешается поршень 3, соединенный посредством шатуна 4, с коленчатым валом 5. На валу укреплен тяжелый маховик 6, предназначенный для уменьшения неравномерности вращения вала.
В верхней части цилиндра имеется 2 клапана 1 и 2, которые открываются и закрываются механически при помощи распределительного вала, 7 свеча.
А теперь более подробно рассмотрим схему работы такого двигателя.
а) мертвые точки;
б) ход поршня
Один рабочий цикл в двигателе происходит за 4 хода поршня, или, как говорят, за четыре такта. Поэтому такие двигатели называют четырехтактными.
Цикл двигателя:
- Впуск.
- Сжатие.
- Рабочий ход.
- Выпуск.
Итак, мы с вами узнали, почему двигатель называют ДВС.
Устройство:
Схема. Чтобы отправиться в путешествие мы проверим себя.
Разминка
Закрепим циклы работы двигателя внутреннего сгорания (попрошу всех встать и продемонстрировать работу ДВС)
Проверим себя
На рисунке схематично изображено 4 такта работы ДВС. Соответствует ли последовательность расположенных рисунков а–г, чередованию тактов? Как вы предлагаете их расположить? (г, в, б, а)
а. б. в. г.
Убери лишнее
- клапаны
- болты
- цилиндры
- свечи
- коленчатый вал
- гайки
- шатун
- диск
(2, 6, 8)
- Так, что же несут ДВС?
- Добро или зло?
На эти вопросы нам ответят историк, врач, инженер по ТБ, эколог и конструктор (учащиеся выступают с сообщениями).
Итог
Мы с вами славно поработали, но можем больше. Человек подобен аккумулятору, а заряжается он в школе знаниями.
Стихотворение Н. Аникина:
Если мы вредим природе,
Мы вредим самим себе.
С юных лет должны ребята
Все живое охранять.
Чтоб за страшную ошибку
На природу не пенять.
Лозунг жив еще в народе,
Повторяй его везде
Продлеваешь жизнь природе –
Продлеваешь жизнь себе.
Домашнее задание
Предложить свой проект теплового двигателя (экологически чистого) или составить кроссворд.
Ответить на вопросы: Какие экологические проблемы породили тепловы двигатели? Каковы пути их решения?
Перед вами кроссворд наоборот. Составьте к словам вопросы.