Новый технологический этап развития общества характеризуется постоянным совершенствованием имеющихся и появлением совершенно новых технологий. Мы становимся свидетелями изменения техносферы, уровня жизни, изменения и появления новых профессий. В связи с этим человеку в течение жизни придется несколько раз кардинально менять направление и содержание своей профессиональной деятельности, не отрываясь от социальной реальности и реализуя свой потенциал, с учетом требований рынка труда. Поэтому, наиболее актуальная задача в дополнительном образовании связана с формированием преобразующего мышления, развитием творческих способностей, познавательной активности, мобильности и готовности к постоянному профессиональному образованию, перемене труда. В рамках только предметной деятельности, в одной области какого-либо направления технического творчества, сделать это практически невозможно, несмотря на то, что педагогический процесс в дополнительном образовании носит неформальный характер. Здесь нужен выход на процессы связанные с образовательной задачей, которая основывается на деятельности и действии, связанными с реальностью и приобретением личного опыта участниками. Это можно увидеть на примере организации образовательного процесса краевой круглогодичной школы технической и технологической культуры.
Основная идея школы и содержательная часть разработаны отделом технического творчества Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников. В непосредственном проведении и организации консолидированы усилия команд отдела технического творчества краевого Дворца пионеров и школьников, Центра технического творчества г. Канска.
Научный руководитель школы – Шайдуров Г.Я., заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор, действительный член МАН, эксперты и научные консультанты – представители профессорско-преподавательского состава технических вузов г. Красноярска, тьюторы – студенты вузов и выпускники КДП и Ш.
Образовательная программа школы рассчитана на учащихся 8–11 классов, студентов, интересующихся техникой, инженерными дисциплинами, специальностями, профессиями, является открытой для всех образовательных учреждений края.
Для реализации сознательно выбран материал, связанный с техникой и технологиями, так как техника и технологии играют центральную роль и являются неотъемлемой частью современной жизни.
Отличительной чертой школы наряду с содержанием является создание образовательной среды, которая ставит учащихся в условия, вызывающие у них внутреннюю потребность к творчеству, выбору. Здесь каждый сам выбирает, что и как познавать, чему и как учиться. Школа не дает готовых знаний, не является алгоритмом выстраивания ответов, не является инструкцией и руководством к действию по инженерии, а является местом, где на вопрос отвечают вопросом, который нужно решать самому и действовать. Для многих участников уже не удивительно, что на многие их вопросы нет ответов в умных книгах. Ответы нужно искать самому. Вокруг вопросов кипит жизнь, вопросы, а не ответы побуждают к действию. Такого в традиционной школе городов не увидишь, а уж в отдаленных территориях и тем более. Краевая школа технической и технологической культуры делает образовательную услугу открытой и доступной для учащихся 14–18 лет, включая сельскую местность и отдаленные территории.
Эта школа по форме организации является интенсивной. Образовательная программа строится по модульному принципу. Годичный цикл состоит из четырех модулей полностью ориентированных в работе на проектный характер. Каждый модуль имеет свою тематическую направленность, которая четко прослеживается по названиям: “Техносфера”, “Технопроект”, “Технодизайн”, “Техносалон”. Тематическая направленность модулей подчеркивает междисциплинарную область знаний, широкую рефлексию над техникой, интегрированный характер многих направлений инженерно-технических и естественно – математических наук и знаний о своем регионе.
Продолжительность каждого модуля не более 6 – 7 дней.
Содержание и форма организации образовательного процесса определяются образовательной задачей. Как пример образовательная задача модуля “Техносфера”. Задача формулируется следующим образом: “исследование инженерно-технических технологий и проектирование технических объектов в рамках современной технической культуры направленных на решение сложных задач и освоение своей территории”. Из постановки задачи вытекает деятельность и содержание.
Общая схема распределения времени в модуле по формам работы примерно одинакова.
Шесть дней модуля содержат следующие этапы, распределенные по времени таким образом, что присутствуют в работе каждого дня.
Теоретический блок – ежедневное, 1,5 – 3 часовое погружение, которое может включать: дискурс, лекцию, экспертный доклад, беседу, семинар, дискуссию – вводящие в проблемы сложных технических задач.
Практический блок, как правило, включает:
- аналитическую исследовательскую деятельность – работу с библиотечным фондом, патентами, интернет ресурсами, работу на предприятиях;
- проектную – непосредственную работу по выдвижению идеи и оформлению ее в проект;
- презентационную – подготовку представления идей и проектов, саму презентацию;
- рефлексивную – ежедневную рефлексию по итогам дня.
Акцент сделан на практическую деятельность, которая составляет две трети часов каждого дня.
Школа направлена на формирование у школьников инженерного мышления в рамках современной технической и технологической культуры, проектной культуры, новых и новейших промышленных и информационных технологий, коммуникативных компетенций, самоорганизации и на поддержку процессов самоопределения по отношению к способам и формам собственной жизни. Естественно, что при таком подходе занятия исключают механизм трансляции знаний, запоминания и подготовки узкопрофессиональных специалистов “роботов”, а представляют образовательный процесс как расширенное воспроизводство социокультурного опыта, предполагающий активную позицию ученика и переход его из поля запоминания в понимание с саморазвитием.
За время работы школы (три года) ее учениками стали 900 ребят из 27 городов и районов Красноярского края. Разработано 73 проекта, тематика которых говорит о широком диапазоне интересов ребят. Как, например: “Разработка системы сохранения энергии на объектах, обслуживаемых ЖКХ”, “Авиационная лесопосадка”, “Город без окраин”, “Разработка машины для окорки древесины” и другие. Особенно интересна, оказалась тематика, связанная с глубокой переработкой древесины, по итогам которой доработаны и представлены к оформлению патента два приспособления. Сейчас готовятся документы на оформление третьего патента, но уже из области изготовления предметов быта. Как правило, ребята и педагоги, побывавшие в школе, продолжают работать в проектной технологии. Все это еще раз подтверждает – сделал реально что-то один раз, значит, сможешь на основе этого сделать (образовать) повторение опыта, т. е. образование, происходит на освоении личного опыта, на том же самом уровне, на котором случился личный опыт.
Естественно, что такая работа ведет к обновлению содержания деятельности, в которую включаются педагоги учреждений дополнительного образования. Они вместе с детьми осваивают проектную культуру и понимают, что нужно работать с тем, что актуально и мыслить не учрежденчески, а проектно, создавать не моно команды отдельно из педагогов и детей, а совместные и мобильные.
Такая деятельность, по отзывам детей и родителей важна, главное в ней для детей – это достижение ранней социализации через освоение и воспроизводство проектной культуры. Ребята понимают, что необходимо быть волевым человеком, умеющим выстраивать деловые отношения с окружающим миром, быть не просто наполненным “суммой знаний”, а уметь применять их, что, значит, обладать преобразующим мышлением.
Более подробную информацию можно получить по dvpion@mail.ru
Будем рады сотрудничеству