Сценарий родительского собрания — презентации книги "Дети Солнца"

Разделы: Внеклассная работа


Цели собрания–презентации:

  • Представить новую книгу – результат совместной деятельности всего классного коллектива: детей, родителей, классного воспитателя.
  • Встретиться с героями творческих работ.
  • Поблагодарить всех авторов книги, ее создателей, участников похода за сотрудничество и активное участие в общем деле.
  • Эмоционально объединить во время презентации детей, родителей; вспомнить яркие страницы путешествия.
  • Формировать чувство гордости за свой коллектив и качественно выполненную работу.

Оформление зала

В центре, на стене, - большое солнце, нарисованное членами классной редколлегии. Между лучами – увеличенные с помощью компьютера цветные фотографии, на которых запечатлены значимые моменты разных походов классного коллектива (фотографии выполнены родителем-дизайнером на ксероксной бумаге формата А-4 ), книги, изданные классом (“6 “Б” о времени и о себе” и “Милые, добрые, мудрые”).

В центре солнечного круга – именинница, книга “Дети Солнца”. Слева и справа от солнца – яркие слова “Дети” “Солнца”. Над оформлением зала постаралась классная редколлегия.

На отдельном столе – стопка новых книг (их, кроме классного руководителя и родителя, автора макета, еще никто не видел и не держал в руках). Здесь же лежат экземпляры гимназической газеты “На улице Свободы” и областной детской газеты “Я расту”, где помещены творческие рефлексии “Детей Солнца” о походах. В классе прекрасный фотоархив, состоящий из нескольких альбомов. Они также выложены: их могут посмотреть родители, гости.

Отдельный стол – для туристского снаряжения: 2 палатки, репшнуры, таблички-карточки, где перечислены предметы индивидуального и группового снаряжения – это все пригодится для конкурсов. Яркие полиэтиленовые плащи-“Пончо”, всегда необходимые в походах, и огромные полиэтиленовые мешки, без которых в водных походах просто не обойтись, - призы будущим победителям конкурсов. Гитара на этом собрании тоже будет кстати.

Музыкальный центр нужен, чтобы душевная бардовская песня создала особый эмоциональный настрой перед началом презентации, пока собираются гости, рассматривают фотографии. Видеосистема и мультимедийный проектор для просмотра видеосюжетов.

Слева и справа - аккуратные ряды стульев: отдельно для детей и взрослых.

1. Подготовительный этап

Прежде всего, это была работа над книгой. Длилась она почти полгода. Содержание сборника должно отражать все значимые моменты походов. Кроме того, в сентябре в коллектив пришли новые ребята, и их обязательно нужно было включить в процесс подготовки, чтобы на презентации они чувствовали себя уютно, равноправными участниками, поэтому в осенние каникулы был организован двухдневный пеший поход по Оричевскому району, который стал источником дополнительной информации для книги. Впечатления пополнили и походы выходного дня в любимый этим классом дендропарк. А двухдневный выезд на турбазу, где при отличной солнечной погоде на живописном берегу реки приняли в отряд “Дети Солнца” тех, кто влился в коллектив, и тех, кто по каким-либо причинам не смог участвовать в летнем путешествии, поставил точку в объеме информации. Теперь все находились в равных условиях: всем было что сказать, чем поделиться. Чтобы книга была интересной и в ней освящены всесторонне путешествия, обсуждались возможные темы сочинений: нужно, чтобы ребята получали удовольствие от работы над книгой. Каждый вынес свои впечатления, у каждого появились свои любимые места, о которых хотелось бы рассказать.

Так как основная наша идея – идея педагогического множества, то и в создании книг (имеется в виду не материальная сторона дела, а содержание) участие родителей обязательно (нужно сказать, что отказов написать сочинение не было). С каждым индивидуально обсуждался выбор темы. Использовались при работе и записи из походного дневника.

Необходимо было учесть жанровое разнообразие и присутствие всех типов речи, чего, на наш взгляд, удалось добиться: есть в сборнике и рассуждения (“С чего начинается Родина? Для меня, прежде всего, с пройденных дорог, со встреч с людьми простыми, как тот пожилой старичок, что ведет раскопки на полях боев, но великими в своем бескорыстном душевном порыве делать доброе дело” (В.А. Бакулева), и описания пейзажа (“Какой чудесный был вечер! Небо усыпано звездами. При свете фонарей видно, что деревья одеты в желтый наряд. Аллеи усыпаны листьями. Пожухлая трава покрыта тонким слоем снега” (Оля Макарова), и описания действий (“Байдарка то поднимается носом вверх, то падает вниз. По дну прокатываются волны, и я чувствую их сквозь резиновое дно байдарки. Байдарка лихо врезается носом в воду, брызги летят во все стороны. Возникает ощущение полета… Нос байдарки стукается о песок – сели на мель” (Артур Слободин), и сочинения по фотографии (“Это мой любимый класс. Мы расположились на небольшой освещенной солнцем полянке. Рядом – речка Ивкинка. Вода в ней помутнела: ведь уже октябрь… Тех, кто не мог быть летом в походе, здесь, на этой полянке, приняли в отряд, повязали желтые – солнечные - галстуки. Природа вместе с нами празднует: небо голубое, солнце улыбается приветливо” (Марина Неганова), и повествования (“Спуск к роднику оказывается нелегким. Первыми рискуют мальчишки, а девчонки располагаются под роскошными ветвями одинокой красавицы березы… И вот пришла моя очередь начать спуск. Немного кружится голова. Двигаться по крутому склону приходится босиком. Песок и камни раскалены. Я цепляюсь за ветви кустов, траву, цветы” (Ульяна Четверикова), и эссе (“Мурашки бегут по спине от восторга и желания вернуться туда. Стать жителем леса. Не временно, а постоянно ходить босиком и знать, с чем чай заварить, как рыбу приготовить, где дрова хранить. И еще на тысячи вопросов найти ответы самому… Здесь ненужное выделяется сразу… Там, в походе, мне пришла мысль, что хватит мечтать о волшебниках, пора самой творить чудеса!

Уметь не только светить. Но и согревать, не только принимать, но и дарить!” (Оля Втюрина), и стихи (“Сочная ягода, Запах травы, Палатки у речки, Котлы и костры… Как же все радует – сам посуди: Поход на байдарках еще впереди” (Рита Замелина), и даже былины:

“…Как веселки дюралевые на солнышке поблескивают,
А байдарочки с туристами на воде покачиваются,
Словно ветер быстрокрылый, мимо берегов пролетывают.
Вот пристали они ко берегу, ко крутому и
Отдохнуть хотели, да надо дело делати…
Стали тут ребятушки в силе-доблести тягатися:
По крутым скалам они да полазывают,
На ходулях высоких похаживают,
Переправу навесную одерживают… (Женя Третьяков),
Увидали ребятушки: по-над речкою мост висит.
Тот ковбойский мост на ветру покачивается,
На ребятушек страх нагнаивает,
Да делать нечего – надо путь держать.
Испытание с честью выдержав,
В чистом поле оказалась группочка.
Земля в том поле перепахана,
Дождем осенним полита –
Трудно идти ребятушкам…
А вокруг уже тьма непроглядная,
Нет на небе ни звезд, на месяца –
Страх обуял ребятушек:
Уж не заблудились ли?...

(Костя Филиппенко)

Компьтерный набор осуществляли дети, у которых дома имеется компьютер (набирали свою работу и еще 2-3 сочинения одноклассников, с готовностью откликаясь на просьбы). Функцию корректора выполнял классный руководитель (он же учитель русского языка).

Макет книги разрабатывал член родительского комитета Рыбкин Владимир Александрович, профессиональный дизайнер. Идеи, предложения по оформлению книги обсуждались и на родительских собраниях, и на классных часах.

Приглашение гостей оказалось делом непростым, так как не все телефоны и адреса тех, с кем встретились в походах, мы записали. Но тем не менее все были найдены, и на приглашение с удовольствием откликнулись и студенты педагогического университета, с которыми мы познакомились и провели отличный вечер во время ноябрьского похода, и ветеран Великой Отечественной войны Герман Васильевич Якшин, человек вызвавший всеобщее восхищение, и бывшие ученики классной мамы, которые любят ездить с нами на турбазу и с помощью которых посвящали в октябре новичков в “Детей Солнца”.

На презентацию пригласили и добрых друзей класса: Елену Олеговну Галицких, доктора педагогических наук, научного консультанта гимназии (Елена Олеговна присутствовала на презентации первой книги класса “6 “Б” о времени и о себе”), Бородатую Марину Николаевну, кандидата педагогических наук, руководителя Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи (с Мариной Николаевной класс связывает участие в ежегодном областном фестивале-конкурсе “Ее величество – Семья”), Саурову Галину Аркадьевну, главного редактора газет: гимназической - “На улице Свободы” и областной детской – “Я расту” (первые впечатления обо всех путешествиях помещены на страницах этих газет), Владимир Николаевич Кочуров, инструктор областного Центра детского и юношеского туризма, победитель городских, областных, российских, международных конкурсов видеофильмов( и на презентации Владимир Николаевич очень помог с видеосъемкой).

Без песен не обходится ни один поход, и презентация книги, рассказывающей о походах, предполагает включение в сценарий песен, традиционно исполняемых у костра. Разучивание песен (и повторение тех, что уже известны детям) - важный этап в подготовке к собранию. Песня сближает, создает особый эмоциональный настрой. Одной из задач презентации является вспомнить яркие страницы походов, которые дороги всем. Тесный кружок у костра – одна из таких страниц:

А какие чудесные песни у костра! Благодаря чете Третьяковых и Антону Бузанакову поздний вечер и половина ночи стали настоящим слетом бардовских песен Окуджавы, Высоцкого, Цоя, Розенбаума…” (Оксана Николаевна Сюткина); “Выпускники Галины Вадимовны взяли с собой гитару. Мы окружили их, и они оказались в центре нашего внимания, Пели любимые песни, а мы им подпевали, Нам полюбились особенно две: “Разбросала косы русые береза” и о городе над Вяткою-рекой” (Оля Макарова); “Свету заинтересовали наши песни, она подсела к нам, чтобы записать “Березу”, а нам она подарила “Царевну-несмеяну”, которую мы с удовольствием разучили” (Настя Титова).

Так как у ребят уже есть свои любимые песни и на собрание приглашены те, кто их подарил, то в первую очередь повторяли их: “Разбросала косы русые береза” (слова и музыка А. Волкова), “Как здорово!” (слова и музыка О. Митяева). Включена в сценарий песня “Облака” (слова и музыка В. Егорова) – она специально готовилась для Якшина Г.В.

Решение вопроса о фотосъемке и видеосъемке было несложным: из классного фонда выделена необходимая сумма для покупки фото- и видеопленок, кассет, а Кочуров В.Н. качественно заснял все происходящее во время представления книги.

Сценарий составлен классным воспитателем с учетом рекомендаций членов родительского комитета.

2. Непосредственно презентация

Зал оформлен. Звучит негромко понятная всем собравшимся авторская песня. Дети Солнца одетые в парадную форму: белые блузки и рубашки и желтые галстуки – встречают гостей. Гости рассматривают фотографии, обмениваются впечатлениями… Музыка звучит тише. Все рассаживаются на свои места. Четверо ребят открывают презентацию:

Тебе по сердцу тихий дом,

А мне дорога нравится.

Я полземли прошел пешком –

Куда б еще отправиться?

Среди полей и по лесам

Бегут дороги строчками –

Узнаю все на свете сам

Из первого источника!

Бывает зной, бывает снег,

И без обеда сутками,

Но есть зато один на всех

Рюкзак, набитый шутками!

Тебе по сердцу тихий дом,

А мне дорога нравится.

Я полземли прошел пешком –

Куда б еще отправиться?

Классный воспитатель приветствует всех собравшихся и говорит о том, что сегодня предстоит еще раз пройти теми дорогами, которыми ходили, вернуться в те места, которые полюбились всем, встретиться с людьми, которые подарили радость общения с ними.

- Сегодня всех нас объединила книга “Дети Солнца”. Она собрала в одном зале авторов, героев книги, друзей класса, которых с каждым годом становится больше. “Дети Солнца” - третья наша книга. После выхода первого сборника “6 “Б” о времени и о себе” на родительском собрании было решено к выпускному классу издать полное собрание сочинений, и, я думаю, что все вместе мы выполним это решение. Ровно год назад, тоже в марте, состоялась презентация книги “Милые, добрые, мудрые”, которой мы очень гордимся. И буквально сегодня принесли из типографии новую книгу. Она посвящена прекрасной, на мой взгляд, странице жизни нашего коллектива – путешествиям по родному краю. В походах наш путь освещало солнце, мы впитывали его тепло, наши души становились светлее, поэтому книгу назвали “Дети Солнца”. Встаньте, пожалуйста, все, кто участвовал в создании книги (все дети и большая часть родителей). Спасибо всем за работу: авторам – за сочинения, родителям – за финансовую поддержку, ребятам – за компьютерный набор. Особое спасибо Владимиру Александровичу – за верстку, оформление, печать.

Самый торжественный момент: дети впервые берут в руки книги. Они очень ждали их. Это их труд. Несколько минут дети просто листают книги, ищут свои работы, рассматривают фотографии, обмениваются впечатлениями с соседями. Это самые замечательные минуты – первая встреча!

Знакомство с содержанием сборника. В своих работах ребята находят “заветные строчки”, которыми хотят поделиться со всеми. Путешествия начинались не с водного похода. Сначала было Великорецкое. В 1383 году в густом лесу неподалеку от села была обретена икона святого Николая Великорецкого, и вот уже много лет к месту обретения иконы совершается в июне Крестный ход. О Великорецком первые строчки: “… Мы тихонько стояли в церковном зале, освещенном тусклыми лампадами. После этого нас ожидало таинственное и волнующее приключение: по мрачной винтовой лестнице с узкими скрипучими ступеньками нам предстояло подняться на колокольню. То, что мы увидели, превзошло все наши ожидания: перед нами открылась великолепная панорама. Леса, луга, дорога, по которой мы шли, река Великая – все казалось таким крошечным и хрупким! Нам даже разрешили ударить в колокол! Голос у колокола оказался низким и глубоким. Эхо от него долго разливалось в воздухе. Мы замерли, казалось, что с нами вело беседу время” (Елена Ходырева).

Затем читаются строчки о музее-усадьбе в деревне Бакули Слободского района: “ Мое внимание привлек колодец, расположенный рядом с банькой” (Рыбкина С.), “Мне запомнилась русская печь... Как вкусен был чай, который мы пили за столом! Самовар всегда объединял собравшихся вокруг него. Нас он тоже объединил” (Мышкина О.),

“Самое яркое впечатление – ветряная мельница. Говорят, что раньше на Руси их было много, а сейчас вот только в музее можно встретить” (Титова Н.), “Когда я решила покачаться на качелях, я сразу представила озорных крестьянских ребятишек в теплых вязаных свитерах и лаптях” (Куликова П.), “Хотя мне было очень страшно, я собрала всю свою волю и …полетела! Мне казалось, что я летела на своих крыльях, и мне не хотелось возвращаться на землю” (Втюрина О.).

Но большая часть книги – это рассказ о двух-, трех-…-словом, многодневных походах. О них – былина Жени Третьякова:

Было это не в Муроме и не в странах заморских,
Было это да во Кирове, в славном городе на семи холмах,
Что над Вяткою пораскинулся…
Как воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда собиралися во поход ребятушки,
Во поход да на байдарочках.
Как рассаживались ребятушки во автобусе,
Во автобусе да быстроходноем,
И была у ребятушек впереди дорога дальняя,
И была у них впереди дорога интересная…
Вот приехали они вскоре во чудесный край,
Во чудесный край на Немде-реке.
В том краю родники кругом из-под земли пробиваются,
Родники пробиваются, луга бархатны стелются…

“Вечером, ближе к ночи, мы собрались у костра, чтобы погреться, послушать и попеть песни под гитару. Я слушала, как поют мои друзья, и думала о том, что этот край мне никогда не надоест и что я хотела бы увидеть его еще не один раз. В заключение могу лишь добавить: чем-то это поход напомнил мне телевизионный проект “Последний герой”. Мы так же, как участники проекта, должны были вынести все трудные походные испытания: укусы комаров, мозоли на руках и ногах, ужасную жару днем и холод ночью” (Кудрявцева Д.).

Слово - гостю, участнику Великой Отечественной войны Якшину Г.В. Он рассказал об экспедиции в Новгородскую область по местам жестоких боев, где Герман Васильевич нашел солдатский медальон с запиской, содержащей не только официальную информацию о солдате, погибшем у деревни Холм, но и прощальные строки, обращенные к жене: “Маруся, прощай! Любил тебя до последней капли жизни. Твой Леня”, - и к матери: “Мама, прости за все. Сын Леня”…

Выступления ребят и гостей перемежаются туристическими конкурсами, самым ярким из которых оказался конкурс “Установи палатку”. И мальчики, и папы с удовольствием участвуют в конкурсе, помогают друг другу, не желая отступить. Палатки поставлены. Ребята с гитарами забираются внутрь палаток и поют любимые песни…

Родители также делятся своими впечатлениями от участия в путешествиях: “В водном походе я не была, но вот скальный массив запомнился. Было все замечательно” (Мирфаизова Е.Г.), “Первого переката очень боялась, но когда его прошли, плыли даже наперегонки. Правда, очень устали и очень болели руки на другой день” (Мышкина Т.П.), “Для меня все было в первый раз: и вода, и байдарки. Очень вкусная еда. И песни у костра запомнились” (Романовская Е.В.), “Хотелось бы отметить, что Кировская область очень приспособлена для туризма. Есть и скалы, и водопады, степи, тайга.

Так что поле для будущих походов огромно” (Брызгалов А.Н.).

Книга представлена, все участники путешествий и авторы работ имели возможность поделиться впечатлениями, разделить радость общего труда с людьми, близкими по духу, составляющими детско-взрослый коллектив класса.