Речь пойдет о компромиссе, как одном из способов разрешения конфликтов. При этом, употребляя термин “разрешение конфликтов”, мы подразумеваем, что конфликт можно и необходимо разрешать. Таким образом, целью разрешения конфликтов считается некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди живут, учатся, работают в полной гармонии. Однако, ничего идеального, как известно, нет.
Конфликты неизбежно возникают и будут возникать – такова уж человеческая природа. Кроме того, не будем забывать о позитивной роли конструктивных конфликтов. Поэтому, возможно, более важным является умение управлять конфликтами, избирать наиболее продуктивные формы поведения в конфликтной ситуации. Классный час в форме ток-шоу “Компромисс – показатель слабости или признак зрелости личности?” призван помочь в этом старшеклассникам (он проводился в 10 классе).
Сценарий ток-шоу построен на выдержках из анкет, проведенных предварительно среди ребят и их родителей по названной теме, здесь он описан схематично. Для удобства проведения ток-шоу сопровождалось демонстрацией презентации (см. Приложение1).
1. Проголосовать за одну из двух позиций с помощью цветных карточек, полученных при входе в зал:
- Компромисс – показатель слабости личности;
- Компромисс – признак зрелости личности;
- Нельзя сказать однозначно.
2. Обнародовать результаты голосования (в процентном отношении).
3. Правила дискутирования:
- Не отвергай чужое мнение, а выражай свое.
- Говори за себя.
- Аргументируй.
- Активно высказывайся и отстаивай свое мнение.
4. Обсуждение вопросов:
- В ответ на вопрос о необходимости поиска компромисса: “…Вообще, для меня лицемерие – самый большой человеческий недостаток. По-моему, нужно всегда быть собой…” Итак, компромисс – лицемерие?
- Являются ли выражения “ты – мне, я – тебе” и “найти компромисс” синонимами?
- Так что же такое компромисс?
- Из толкового словаря: “Компромисс - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок”.
- “…Не умею подстраиваться под мнение других людей, превращаясь в раба, теряя свое лицо…”
- “…Нельзя изменять своим принципам, подстраиваться под других…” Действительно ли идя на уступки, мы изменяем своим принципам?
- “…Если мы все будем стараться делать все по-своему, то люди превратятся в зверей. Нужно стараться находить компромиссы…”
- Зачем нужны компромиссы? Когда перед человеком встает необходимость поиска компромисса?
- Что чаще всего для вас является причиной конфликта?
- По мнению психологов, конфликты могут быть конструктивными, деструктивными и просто пустыми. Как вы это понимаете? Чем, по-вашему, они различаются? Попробуйте вспомнить примеры из своей жизни.
Конструктивные направлены на развитие отношений, осуществление деятельности; деструктивные направлены на удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждение какого-то человека за счет других людей, отлынивание от исполнения обязанностей и т.д.; пустые конфликты возникают, когда раздражение или болезненное состояние человека делают его нетерпимым к другим людям.
- “…Быть хорошим для всех невозможно…”, поэтому я не буду стараться.
- “…Не стоит себя насиловать, чтобы угодить другому…”
- “…Если я есть такая, какая есть, то меня уже трудно исправить, и под людей я подстраиваться не могу, не умею…”
- …или другая позиция: От меня не убудет, а “Худой мир лучше доброй ссоры”? Действительно ли худой мир лучше доброй ссоры?
- “…Я не собираюсь подстраиваться под других только для того, чтобы с ними дружить. Я такой, какой я есть…” Так стоит ли подстраиваться только ради дружбы, и вообще, ради чего стоит идти на компромисс?
- Что могло бы вас заставить пойти на компромисс с человеком, который вам глубоко несимпатичен?
Разделимся на группы для решения следующих конфликтных ситуаций:
- Ситуация 1: родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден, а то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным и т.п. Как найти выход?
- Ситуация 2: некто А регулярно обращается к однокласснику Б с просьбой “Дай списать”.У них хорошие отношения, и Б не отказывает. Но каждый раз А за “творчески” списанное задание получает оценку выше, чем Б за то же задание, которое он решал самостоятельно. Это, впрочем, не останавливает А, и он в очередной раз приходит с той же просьбой к Б. Между ними назрел конфликт. Как из него выйти?
- Ситуация 3: родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе (“Он плохой!”). Как выйти из ситуации?
- Ситуация 4: ты уверен, что ты, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, во сколько тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 9 был дома!”. Как быть с этой проблемой?
Обсуждаем предложенные решения.
- А есть ли такая ситуация, в которой вы, невзирая на обстоятельства, ни за что не пойдете на компромисс?
- А как по-вашему, стоит ли идти на компромисс с террористами; чем руководствуются президент и правительство, заявляя, что никогда этого не допустят?
5. Итак, попробуем подвести некоторые итоги - повторим голосование.
6. Мы сегодня говорили о компромиссе, как одном из способов разрешения конфликтов. При этом, употребляя термин “разрешение конфликтов”, мы подразумеваем, что конфликт можно и необходимо разрешать. Таким образом, целью разрешения конфликтов считается некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди живут, учатся, работают в полной гармонии. Однако, ничего идеального, как известно, нет.
Конфликты неизбежно возникают и будут возникать – такова уж человеческая природа. Кроме того, не будем забывать о позитивной роли конструктивных конфликтов. Поэтому, возможно, более важным является умение управлять конфликтами, избирать наиболее продуктивные формы поведения в конфликтной ситуации.
7. Психолог К. Томас для описания поведения людей во время конфликтов предложил двумерную модель, в которой основными измерениями являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
И в этих двух измерениях К. Томас выделяет пять способов управления конфликтами <Рисунок 1>.
Сейчас мы с вами попытаемся с помощью опросника К. Томаса определить, какой из них предпочитает выбирать каждый из вас.
Каждый получает карточку (приложение 2), в которой будет делать отметки в одном из столбиков в зависимости от сделанного выбора.
Вам предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для вашего поведения. Необходимо обязательно сделать один и только один выбор.
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
6.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным уступить в одном, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь выяснить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23.
А. Я озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая спорную ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ключ к опроснику
№ | Соперничество I |
Сотрудничество II |
Компромисс III |
Избегание IV |
Приспособление V |
1 | А | Б | |||
2 | Б | А | |||
3 | А | Б | |||
4 | А | Б | |||
5 | Б | А | |||
6 | Б | А | |||
7 | Б | А | |||
8 | А | Б | |||
9 | Б | А | |||
10 | А | Б | |||
11 | А | Б | |||
12 | Б | А | |||
13 | Б | А | |||
14 | Б | А | |||
15 | Б | А | |||
16 | Б | А | |||
17 | А | Б | |||
18 | Б | А | |||
19 | А | Б | |||
20 | А | Б | |||
21 | Б | А | |||
22 | Б | А | |||
23 | А | Б | |||
24 | Б | А | |||
25 | А | Б | |||
26 | Б | А | |||
27 | А | Б | |||
28 | А | Б | |||
29 | А | Б | |||
30 | Б | А |
Итак, К. Томас выделяет следующие способы управления конфликтами <рисунок 2>:
I. Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть, это тип человека, который всегда прав.
II. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; это “демократичный стиль”, вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться, во время спора ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
III. Компромисс; с самого начала вы готовы уступить, хотя бы и в чем-то малом.
IV. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; ваше кредо – “вовремя уйти”, вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
V. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; своего противника вы “уничтожаете” добротой, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха;
при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как оба вынуждены идти на уступки; и только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Как вы думаете, какая модель поведения характерна для конфликтных людей?
Для неконфликтных?
8. А теперь попробуйте дать человеку, относящемуся к одному из этих типов, 3 добрых совета, которые помогли бы ему в общении.
Делимся на пять групп и работаем коллективно по группам.
9. Рефлексия
Каждый кратко ответит на вопросы:
Узнал ли я сегодня что-то новое о себе, что-то полезное для себя; жалею ли я о том, что пришел сегодня на эту встречу; стоит ли проводить подобные встречи впредь?