План урока.
- Из истории почты Жиганского улуса Республики Саха(Якутия) (вступительное слово учителя).
- Как мы работали на почте из воспоминаний выпускников Ирины Прокопьевой, Александра Емельянова.
- Смешные случаи из жизни почтальона “Печкина” на примере местных почтальонов рассказанные детьми.
- Тесты из истории местной почты.
- Письмо в эпистолярной форме.
Объясняем ребятам – эпистолярная форма это послание – письмо. К плану урока прилагаю письма ребят на тему – “Если бы я был президентом”.
Что-то слышится родное
в долгих песнях ямщика:
то разгулье удалое,
то сердечная тоска.
А.Пушкин
Наша школа имеет давние связи с предприятиями района. Ребята из моего класса работали почтальонами в летнее время, а в зимнее время ребята заменяли или помогали разносить почту в предпраздничные дни, а в праздники телеграммы. Выполняли они работу ответственно, добросовестно, за что администрация узла связи не раз поощряла ребят от имени профкома учебными принадлежностями. Кроме этого мы собрали очень богатый материал по истории почты и представили его в улусный музей. Представляю Вам разработку урока – посвященного “Неделе международного письма” под названием “Я Вам пишу”.
Основная задача урока - помочь ученикам в освоении значения почтовой связи для истории России, обобщить знания учащихся о почтовой службе.
Вникая в материал урока, учащиеся задумываются о связи прошлого с настоящим. На занятиях продолжается формирование умения участвовать в дискуссиях.
Оборудование урока: карта Российской Федерации, фотографии из истории почты, филателия.
В ходе подготовки к уроку VIII-X классы пишут письмо “Если бы я был президентом”.
Учитель: Путь открытия населенных пунктов Крайнего Севера был водным и наземным. Из материалов истории и освоения Жиганского улуса – существовала и действовала практически единственная ямщицкая почтовая дорога: самый первый путь первопроходцами был проложен: из Москвы через Тобольск, Нерчинск далее на реку Олекму, по Олекме-реке, далее по Лене и до Якутска. Из Якутска через Вилюйск и Жиганск – далее Эйик – Оленек – Булун - Сиктэх – Верхоянск – Охотск.
Если проследить этапы путей освоения северо-востока Сибири, то все маршруты экспедиции, открытие, освоение, изучение и перевозки товаров, грузов и продовольствия, пушнины, слоновой кости и людей, то можно прийти к мнению: использовался сухопутный, трудный и долгий путь: Якутск – Вилюйск – Жиганск – Охотск. Если этому длинному пути добавить наш суровый заполярный климат, непроходимые лиственные леса и болота, пересеченный восточносибирский рельеф с поднятыми и неприступными кустарниками, то можно представить, какую надо иметь волю, мужество, терпение и здоровье, чтобы пройти по ней и достигнуть долгожданного пункта назначения и отдыха.
Слово “ям” и “ямщик” пришли на Русь вместе с татаро-монгольскими завоевателями. “Ям” - (тюркское название) это селение на почтовом тракте, а их жителей возивших почту называли ямщиками.
Петр Иванов: Зимовье Жиганска было основано казаками – Петром Бекетовым, Алексеем Архиповым и Лукой Яковлевым водным путем осенью 1632 года.
Ямщиковая дорога в пределах нашего улуса начиналась с местного озера “Немудьан”, которая лежит на границе с Нижне – Вилюйским районом. Пересекая реку Линда, левый приток реки Лена – эта дорога разветвляется: одна направляется на северо-запад, в сторону Эйика Эргэ – Линдэ от нее уходит дорога на Бестях. По ней раньше возили товары, продукты, почту, переезжали на жительство. Проезжая мимо с.Баханай – за местностью “Биллях” отходит путь далее вдоль бесчисленных озер. Заболоченность лугов, пересекает речки “Табын”, “Арбай”, мимо группы озер “Табын”, “Уолба” до Жиганска.
Иза Петрова:
Сведения о дороге.
Она оказывается очень широкой, утрамбованной, ухоженной, в данное время заросла травой. Об этой дороге нам хорошо поведали – Титов Семен Титович (почтальон 40–х годов), Иванов Михаил Николаевич – охотник, Иванова Анна Васильевна – охотник.
Как же происходило становление почты в округах Якутского воеводства, затем – области и губернии? Выходцы из России, в первую очередь промысловики и служилые люди, передвигались с верхней Лены к ее низовьям на Оленек, Яну, Индигирку и Колыму, там и оседали. Реки давали возможность транспортного сообщения. Появились первые зимовья – предпосылки появления крупных населенных пунктов. Основные из них: Жиганское - на Лене, Оленекское – на реке Оленьке, на Яне - Янское Нижнее, Среднее, Верхнее. На Индигирке – Зашиверское, на Колыме Колымское Нижнее и Среднее. Все они со временем стали крупными населенными пунктами, а некоторые приобрели статус города. Село Казачье в низовьях Яны стало для севера Якутии торговой столицей. В 1783 году Жиганск был возведен в статус уездного города Иркутской области.
Через Жиганск и пролегал почтовый путь к северу. Этот населенный пункт органически вошел в почтовую цепочку сложившуюся в XVIII – XIX вв., и еще в первой половине нашего века сохранял свое значение (тракт Якутск – Жиганск – Булун).
Слепцов Миха: Почтовый тракт в Жиганск в первые годы своего существования обслуживался 13 станками. Восемь из них – шестью лошадями, остальные на собаках. Тракт вначале пролегал по Лене, затем в связи с некоторым обустройством Верхоянского тракта перевозка почты в зимнее время осуществлялась по линии Якутск – Верхоянск – Жиганск – Булун. Старейший в мире город за полярным кругом – Верхоянск – был связан почтовыми трактами с Якутском, Булуном и Усть-Янском. Пошли тракты на Колыму. Длиннейший Колымский тракт (Якутск – Верхоянск – Среднеколымск) тянулся 2375 верст.
То была единственная, самая северная на континенте грунтовая почтовая дорога, тянувшаяся параллельно полярному кругу, оснащенная 24 станциями.
Основным видом транспорта в зимнее время здесь являются почтовые олени. Путь от Булуна до Якутска ямщики на тракте состояли исключительно из местного населения – якутов. Нередко среди ямщиков встречались старики или молодые парнишки лет 13-15, а иногда даже и женщины.
Отдыхали по 20 – 30 минут, на стоянках. На каждой стоянке, даже если землянка необитаема, непременно пили чай. Встречались и стоянки, на которых проживали несколько семей притрактовых ямщиков имевшие для смены оленей и лошадей. Время от времени происходила смена ямщиков. Дорога шла вначале через бескрайнюю тундру, затем полосами шла тайга, а далее ехали по реке Лене. По пути миновали городок Жиганск – районный центр, имеющий свое почтовое отделение, на полпути между устьем Лены и Якутском. Дом, в котором расположена почта был одним из самых больших в Жиганске. В одной комнате – контора. В другой жил начальник почтового отделения. Из Жиганска до Якутска иногда добирались на лошадях, обычно на лошадях тракт сопровождался до Вилюйска. Вот с такими трудностями в XIX веке почти до 30-ых годов XX века шла почтовая служба перевозя грузы, людей на север Якутии.
Ирина Прокопьева: В 7-8 –ых класса мы помогали почтальонам нашей почты в внеучебное время. А летом устраивались на работу. Видя, как много почты приходит каждый раз самолетами, мы решили всем классом работать. Хотя зимой было холодно, мы помогали в субботние дни. Зато весной было много солнца и тепла, и случались разные случаи. То с велосипеда наш Андрей упал с разбега в лужу, правда почту он сохранил сухой, затем вся его одежда вся была в грязи. То боялись собак, что они будут кусаться и ждали взрослых у подъездов.
Александр Емельянов: Взрослые увидев нас улыбались и спрашивали свои газеты и журналы. Помощь почте в праздничные дни облегчала работу почтальонов, ведь им тоже хотелось быть дома в праздники. А нас эта работа сплотила как коллектив, и в конце учебы к нам приходили работники почты обязательно с подарками от профкома, и мы получали учебные принадлежности и сладости. Теперь прошли годы и мы с радостью вспоминаем каким полезным делом были заполнены наши школьные годы.
Кириллова Альбина Ивановна: К примеру случай о почтальоне Марии Третьяковой, боявшейся собак больше всего на свете, из-за чего местным ребятам приходилось ее сопровождать. Возвращаясь с курсов почтовой службы – Альбина Борисова везла сметану, самолет вовремя не вылетел, тогда она вышла на привокзальную площадь, нашла чистый снег и поставила свой бидон. На следующий день перед вылетом подошла – увидела следы человека и подумала что сметану кто-то взял, так и прилетела ни с чем. Двоюродный брат начал дотошно расспрашивать как было дело, и пришел к выводу что это были ее собственные следы, ведь по воздуху она не передвигалась, вот смеху то было ………..
1) Сколько было почтовых станций от Якутска до моря Лаптевых.
а) 24;
б) 20;
в) 25;
2) Как называли путь на Севере для перевозки почты:
а) почтовая дорога;
б) почтовые тропы;
в) почтовый тракт;
3) Кто является самым старым почтальоном:
а) Семен Титович Титов;
б) Иванов Михаил Михайлович;
в) Петров Прокопий Николаевич;
4) Кто является на данный момент начальником почты:
а) Петрова Варвара Михайловна;
б) Егорова Антонина Семеновна;
в) Протопопова Галина Васильевна;
5) Кто является живой легендой почты:
а) Варвара Тимофеевна Николаева;
б) Мария Захаровна Коваль;
в) Чахова Елена Васильевна;
Соин Андрей: Если бы я был президентом Республики Саха (Якутия).
Во-первых, чтобы быть президентом республики, я бы постарался получить юридическое или экономическое образование.
Во-вторых, вёл бы здоровый образ жизни, занимался бы спортом и не позволял бы себе выступать перед публикой с бумажкой в руке.
Обязательно бы досконально выучил русский, якутский и английский языки.
Никогда бы не позволил себе править республикой из своего кабинета, а почаще встречался с народом на рабочих местах, старался бы жизнь людей устроить одинаково комфортно, вне зависимости от социального статуса и места жительства – в городе, посёлке, селе или маленьком наслеге.
Человек должен нормально зарабатывать, иметь возможность куда-то поехать в отпуск, получить хорошее образование и дать его своим детям.
Чтобы не было безработицы я бы больше внимания уделял экономике. Развитая экономика позволит иметь в республике больше рабочих мест, что позволит избавиться от безработицы.
Быть президентом очень трудно и ответственно. Необходимо все знать и везде успевать.
Кириллова Ульяна: Если бы я была президентом:
Я думаю что не стану президентом. Но если все же стала бы, то сделал бы нескольео вещей.
Во-первых, я не смогла бы изменить и перевернуть все с ног на голову. Вряд ли можно за два президентских срока из развивающейся страны сделать “конфетку”, а более того, я думаю, что и через поколения наша страна не станет развитой и богатой. Но все же нужно сделать первый шаг. Не существует ни одного способа развития чего-либо, кроме одного – труда, каторжного труда. В труде и есть наша сила. Труд, честность, патриотизм – это нужно агитировать и даже немножко внушать людям.
Пусть ты даже простой уборщик, но будь таким уборщиком, чтоб все говорили: “Этот человек – настоящий специалист своего дела!” и если все будут честно заняты своим делом, дети наших детей будут гордиться своими предками, видя что мы сделали все с волей и совестью! Вот и все что я могу предложить из своего мимолетного президентства, и если это не все, что можно сделать для нашего будущего, то точно одно из основных.