Урок математики: "Логарифмическая функция в уравнениях и неравенствах"

Разделы: Математика


Цели урока:

1. Образовательные – отработка умений систематизировать, обобщать свойства логарифмической функции; применять их при решении логарифмических уравнений и неравенств; уметь применять различные методы решения логарифмических уравнений.

2. Развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной памяти, развитие математической речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся.

3. Воспитательные - воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе; воспитание культуры общения.

Оборудование: плакат “Усердие всё превозмогает”; опорные сигналы, памятки, формулы–справочники; карточки с заданиями; тесты.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Творческое домашнее задание: за неделю до урока каждому дано задание – найти в дополнительной литературе задание по теме (логарифмические уравнения или неравенства, или задачи на нахождение области определения логарифмической функции).

Оформить следующим образом: лист складывается вдвое: на левой половине – условие, на правой – решение. Эти работы оцениваются экспертной группой, некоторые ребята защищают свои работы у доски во время урока. Листы складываются, сшиваются, таким образом, получается рукописный решебник, который в дальнейшем можно использовать, как дидактический материал.

ХОД УРОКА:

Дорогие ребята!

Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: Математика – интересный и очень нужный предмет.

Мы совершим восхождение на вершину “Пика знаний” - “ Логарифмическая функция в уравнениях и неравенствах”.

Для того, чтобы победить, вы должны быть волевыми, настойчивыми и целеустремленными, т.е. уметь применять все приобретенные знания по логарифму, поэтому эпиграфом нашего урока будут слова: “Усердие все превозмогает”.

Первенство будут оспаривать три группы. Коэффициент участия каждого “туриста” в нашем восхождении будут оценивать инструктор и его помощник.

Группа, которая достигнет вершины с наибольшим количеством баллов “Пика знаний”, станет победителем.

I. Принято, что к соревнованию человек готовится и свой день обычно начинает с зарядки, т.е. с разминки.

Проведем разминку и мы.

Записаны формулы, определите, какие из них записаны неверно:

1
2
3

4

5

6

I I. Теперь в путь!

Подъем к “Пику знаний” будет нелегким, могут быть и завалы, и обвалы, и заносы. Но будут и привалы.

Чтобы продвинуться вперед, надо показать знания.

Каждая группа пройдет “по своей лесенке” (при правильном выборе решения - ответа, получится слово).

I группа

II группа

III

III. Еще один участок подъема.

Нам уравнения – как поэмы,

Решаем мы их все шутя.

И все вопросы по логарифмам

Ласкают слух нам, да-да-да-да.

Итак, контрольные вопросы:

Дайте определение:

  • логарифма;
  • логарифмической функции;
  • логарифмического уравнения;
  • области определения логарифмической функции.

Перечислите:

  • основные методы решения логарифмических уравнений.

IV. Самое трудное восхождение.

Ребята, я вам давала творческое домашнее задание – в дополнительной литературе найти задание по теме:

“Логарифмические уравнения и неравенства”.

- Кто нашел одно задание? - Хорошо.

- Кто нашел два задания? - Прекрасно.

- Три задания? - Еще лучше.

- Четыре - пять? - Молодцы.

А теперь предстоит защита своей задачи.

(К доске выходят по одному из каждой команды. Остальные решают у себя в тетради.)

- Кто решил таким же методом? Кто другим методом? Почему выбрали этот метод?

теперь решите мои уравнения - задачи.

I групп

II группа:

При правильном решении, при верном выборе ответа, получится математический термин.

(Идёт проверка решения, выполненного детьми, у доски)

Молодцы, ребята! Мы преодолели самое трудное восхождение, а теперь - привал.

“Счастливая случайность выпадает лишь на долю подготовленнных умов”.

(Луи Пастер)

Сообщения учеников:

а) “Из истории логарифмов”;

б) “Число ”;

в) “Число ”.

Это в легендах, которые передаются из поколения в поколение, кажется все очень просто. Но научные открытия являются результатом долгих лет терпеливых поисков и раздумий. Чтобы и на вашу долю выпала счастливая случайность, нужно быть к ней готовым.

V. Представьте себе, мы попали в обвал. Наша задача - выжить в данной ситуации.

А чтобы выжить, нужно решить ряд уравнений.

Будьте внимательны, от работы каждого зависит результат группы.

Задания на карточках:

I группа:

Решить уравнения:

а)

б) (xІ-3x-10) =3

в) =

г)

д)

II группа:

а) logx -?ogx =2

б) log(xІ-5x+7)=1

в) log

Ответы на обратной стороне доски. Каждая группа проверяет ответы, подводит итоги - сколько верных ответов. Командир каждой группы подаёт сведения инструктору и его помощнику, которые в конце урока подводят общий итог работы класса в целом.

VI. Итак, подведем итоги урока.

  1. Что чувствовали сегодня на уроке?
  2. С какими трудностями вы встретились?
  3. Кому было трудно? Почему? Что ты сделал, чтобы преодолеть эту трудность?
  4. Что тебе помогло? (Опорные конспекты, подсказки товарищей…)
  5. Что было сегодня необычного? Что понравилось?
  6. Что взяли с урока? Кому и в чем помог разобраться сегодняшний урок?

Сами себе поставьте оценку в тетрадь.

Инструктор (подводит итог):

Отмечаю работу лучшей команды -

Лучший “турист” -

Лучшую творческую работу -

Учитель:

За творческую домашнюю работу каждому из вас будет выставлена оценка, а за сегодняшний урок я ставлю…(комментирую работу отдельных учеников, которые наиболее отличились своей работой и выставляю оценки в журнал)

Мы систематизировали, обобщили свойства логарифмической функции, применяли различные методы при решении логарифмических уравнений и неравенств. Показали свои знания, умения по теме. Из ваших творческих работ мы составим свой рукописный решебник, который в дальнейшем поможет нам при подготовке к экзаменам.

В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:

“Музыка может возвышать или умиротворять душу,

Живопись – радовать глаз,

Поэзия - пробуждать чувства,

Философия – удовлетворять потребности разума,

Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,

а математика способна достичь всех этих целей”.

Так сказал американский математик Морис Клайн.

Спасибо за работу!