Импрессионизм. Ренуар – живописец счастья (урок)

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

1. Сформировать знание об импрессионизме как направлении в искусстве на примере творчества Огюста Ренуара.
2. Создать условия для развития эмоционально чувственной сферы, познавательного интереса, образного мышления и зрительной памяти.
3.Способствовать эстетическому воспитанию и формированию нравственных ценностей (толерантность, стремление к счастью).

Форма занятия - урок

Тип урока – урок новых знаний

Оборудование урока:

1. Видеомагнитофон, экран, диапроектор, слайды по темам «Импрессионизм» и «Ренуар» (лучше компьютерный проектор).
2. Зрительный ряд «Импрессионисты». (На листках)
3. Зрительный ряд «Ренуар». (На листках)
4. Рабочий лист.
5. Портреты импрессионистов в репродукциях (Клод Моне, Эдуар Мане, Эдгар Дега, Камилл Писсарро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог).
6. Имена импрессионистов крупно под каждым портретом, желательно на цветных листах.
7. Словарь терминов. («Декаданс», «Импрессионизм», «Пленэр» и т.д.)
8. Книга А. Перрюшо «Жизнь Ренуара» (и др. для выставки).

Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Повторение.
3. Новая тема. «Импрессионизм». (Экскурсия)
4. Продолжение темы «Импрессионизм». (Лекция со зрительным рядом с элементами беседы)
5. Продолжение темы «Импрессионизм». ( Критики)
6. Введение в тему «Ренуар – живописец счастья». (Беседа)
7. Разработка темы «Ренуар – живописец счастья». (Лекция о жизни художника)
8 «Ренуар – живописец счастья». (Зрительный ряд с комментариями)
9. Вывод. Основные черты импрессионизма. (Работа учащихся)
10. Контрольная работа. (Знание картин О. Ренуара)

Программа Л.М. Предтеченской, 10 класс. В прошлом году предмет МХК в школе №22 шел факультативом, посещали не все учащиеся, и поэтому первая четверть была посвящена программе 9 класса, чтобы показать закономерное появление тех или иных направлений и художественных методов.

В данном классе программа 9 класса была пройдена в 8 классе, но по 2 часа в неделю, значит, знания у детей должны сохраниться, несмотря на то, что уроков МХК в 9 классе у них не было. Это позволит мне не задерживаться на повторении.

В своей школе у меня уже прошли вводный урок и уроки «Натурализм» (Э.Золя «Жерминаль») и «Чистое искусство» (О.Уайльд. «Портрет Дориана Грея»).

Это - первый урок в теме «Импрессионизм» и здесь я ввожу в тему и рассматриваю подробнее только первых импрессионистов, а следующая тема – «Постимпрессионисты» (Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог).

Думаю, что тема не вырвана из контекста курса МХК и в этом классе.

Мне известно, что в данном классе учащиеся получают как гуманитарные знания, так и физико-технические, наверное, они с трудом будут идти на контакт, считая, что знать искусство им не нужно. Попробую дать им роли экскурсоводов и критиков, думаю, что эти дети, учась в гимназии, элементарно воспитаны и грамотны, чтобы прочитать текст.

Спецификой урока будет являться усиленная работа с большим зрительным рядом, который необходим для восприятия и понимания творчества импрессионистов. Эффективность этой работы будет проверена в контрольной работе «Ренуар».

Главная цель – образовательная, так как для осуществления воспитания и развития условия минимальные (класс другой школы и возраст, который иногда долго приходится «покорять»)

Структура урока проста – повторение, новая тема, вывод. Решение проблемы – выделение сущности импрессионизма как художественного направления в искусстве и его основных черт будет настолько полным, насколько эффективно будет организовано чувственное познание творчества импрессионизма и насколько эмоционально отзывчивы учащиеся.

Структура урока определяется и принципом художественной драматургии – завязка (повторение и введение в тему), постановка проблемы и ее разработка (новые знания), кульминация (выводы), развязка (контрольная работа) и последействие (например, отзывы об уроке)

Такая структура позволит сформировать знание и подвигнуть познавательный интерес.

Методы – словесный, наглядный, частично-поисковый. Форма работы фронтальная под руководством учителя.

Результатом буду считать знание представленных репродукций картин Ренуара и особенностей импрессионизма, которое может быть востребовано на уроках литературы и истории и при подготовке к экзамену по истории. Возможно, произойдет расширение культурного кругозора у части учащихся, и эмоциональный отклик получу, когда учащиеся поставят знак в конце названия темы.

План урока

№ этапа Этапы урока Логический смысл этапов Методы и приемы Работа учителя и учащихся

I

Повторение

Звучит музыка – Моцарт. Симфония № 40.

Предлагается зрительный ряд из имен деятелей искусства предыдущих направлений и репродукций художников этих эпох.

Завязка.

Обобщает и систематизирует уже имеющиеся знания.

Музыка настраивает на повторение пройденного, так как именно она звучала в 8 классе и легко узнаваема.

Беседа

Частично-поисковый

Словесно-наглядный или объяснительно-иллюстративный

Учитель: демонстрирует зрительный ряд

Чья музыка звучала?

Учащиеся: ответы на вопросы

II

Введение в тему

Эпиграф:

С какой стати люди видят в импрессионизме нечто декадентское? Ведь дело-то обстоит как раз наоборот…»

Винсент Ван Гог.из письма к брату.

Музыка (Дебюсси «Лунный свет»)

Зрительный ряд

(экскурсия по выставке)

Формулировка и разработка проблемы 1

Отражали ли жизнь импрессионисты?

Вводит в новую тему, дает новые понятия, стимулирует интерес к теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации.

Понятия «декаданс», импрессионизм, пленэр,

Музыка (Дебюсси) формирует атмосферу непостоянности, неустойчивого движения, неопределенности.

Частично-поисковый

Фиксирование противоречий – прием, стимулирующий учебную дискуссию (Цуккерман)

 

 

 

Наглядный

Учитель: рассказ об эпохе 2-й половины ХIХ в – декадансе, демонстрирует зрительный ряд

Учащиеся: делают вывод

 

 

 

 

 

Рассматривают репродукции на листках, размышляют, слушают музыку.

III

Импрессионизм

Основные черты импрессионизма.

Кульминация 1

Подводит итог размышлениям о импрессионизме, декадансе.

Выделяет импрессионизм из других направлений в искусстве.

Частично-поисковый Задание – закончите фразу: импрессионизм – это …

(впечатление, изменение, свет и цвет, мгновенность, отсутствие предварительного рисунка, изображение природы, человека без проблем)

Ход урока

Эпиграфы:

Нужно создавать искусство своего времени. (О. Ренуар)

Я всегда старался писать людей, точно прекрасные плоды… (О. Ренуар)

Я знаю, что живопись… может быть большой живописью, оставаясь радостной. (О. Ренуар)

Организационный момент.

В класс входят учащиеся. Звучит музыка – (В. Моцарт. Симфония № 40)

Пока рассаживаются, подойти, раздать и попросить в нужный момент урока зачитать девочкам тексты экскурсоводов, попросить обратить внимание на выделенные слова, они понадобятся для вывода. Мальчикам – роли критиков, тоже попросить прочитать с выражением.

(На фоне затихающей музыки)

Учитель:

Здравствуйте.

Мы начинаем урок искусства, великую, облагораживающую силу его почувствовали еще древние люди. Наверное не случайно мы и сейчас украшаем свой быт, интерьеры дома, офисов то причудливыми орнаментами, то картинами…ведь и первобытный человек с большим старанием на бивне мамонта вырезал солнце, цветы, волны, женщину… Почему?

У поэта этот ответ звучит так:

У женщин, у волн и роялей – волнистые линии тел,

Из пенистых песенных далей их голос до нас долетел.

Мужчин в эти дальние страны не злато влечет и не честь.

Поэтому есть Магелланы, поэтому Моцарты есть.

(Глеб Еремеев)

Да, история знает имена многих великих людей, в т. ч. и композиторов, художников, писателей, чье творчество, так или иначе, сформировало наше отношение к миру.

Посмотрите в свой рабочий листок, я думаю, вы вспомнили имена, которые звучали у вас на уроках МХК и героев произведений.

Назовите, что вам больше всего запомнилось, что взволновало вас?

(Учащиеся называют, учитель комментирует)

  • У. Хогарт. Серия «Модный брак».
  • Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
  • В.А. Моцарт. «Свадьба Фигаро»
  • Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской.
  • Д. Фонвизин. «Недоросль».
  • Д. Бортнянский. Духовные концерты.

 

  • Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ».
  • В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери».
  • Л. Бетховен. Соната № 14 «Лунная».
  • О. Кипренский. Портрет Евграфа Давыдова.
  • В. Жуковский. «Светлана»
  • М. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

 

  • Г. Курбе. «Дробильщики камня».
  • Ф. Милле. «Сборщицы колосьев».
  • Дж. Верди. Опера «Травиата».
  • О. Бальзак. «Гобсек».
  • П. Федотов. «Сватовство майора».
  • Н. Гоголь. «Мертвые души».
  • А. Даргомыжский. Опера «Русалка».

(Список может быть исправлен или добавлен, исходя из пройденного к этому времени материала)

Каждое из этих произведений принадлежит определенному творческому направлению, художественному методу. Назовите их.

(Учитель обращает внимание учащихся к словарю терминов с названиями «Просветительский реализм, «Романтизм», «Реализм», «Символизм», «Натурализм», «Чистое искусство»- словарь может быть добавлен или изменен)

Учитель:

Прекрасного много, прекрасное всюду,

Но стало прекрасным оно потому,

Что кто- то ему подивился как чуду,

Поверил ему и научит ему.

Звучит музыка – (Эдит Пиаф. «Жизнь в розовом свете»)

Сегодня у нас встреча с чудом, творчеством художников – импрессионистов.

(Словарь «Импрессионизм»)

На уроке вам предстоит понять сущность импрессионизма, выделив его основные черты.

Итак: (показывая приготовленные таблички с именами импрессионистов) – Клод Моне. Эдуард Мане, Эдгар Дега, Камилл Писсарро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог. Проверьте запись в рабочем листке, поставьте ударение.

Жили эти художники во Франции, в довольно мрачную эпоху декаданса (словарь), когда в обществе, уставшем от войн и революций, царили настроения пессимизма, отчаяния, неверия в будущее, ощущение «конца света …»

За художника должны говорить его картины, говорил Ван Гог, давайте войдем в Эрмитаж, пройдем в зал импрессионистов, где благодаря русским меценатам собрана прекрасная коллекция картин этих художников.

В/фильм «Импрессионизм, К. Моне, О. Ренуар».

Продолжим экскурсию, девочки, на несколько минут я прошу вас побыть в роли экскурсоводов.

Учащиеся выразительно читают тексты. (Можно на фоне музыки. К. Дебюсси. Лунный свет»)

На экране (см. Слайд-презентацию № 1) Камилл Писсарро. «Оперный проезд в Париже».

Дождь, зонтики, вереница экипажей, мокрая мостовая, вот и все, что изображено на этом полотне. Но как все написано!

Поистине какое-то колдовство красок, и кажется, что сам воздух светится и мерцает мириадами дождевых капель.

В этом серебристом тумане тает глубина улицы, а за ней – невидимый, огромный Париж.

Мокрая серая каменная парижская мостовая отсвечивает множеством самых различных полутонов – желтых, розовых, зеленоватых.

На экране (см. Слайд-презентацию № 2) Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы».

В «Голубых танцовщицах» Дега само радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Но критики и публика очень часто смеялись над манерой художника «обрезать» предметы и людей, приписывая ее «неумению» умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины.

Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения.

Зрителя завораживает сияние голубого цвета – то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты…

На экране (см. Слайд-презентацию № 3) Эдуард Мане. «Бар в Фоли–Бержер».

Эту последнюю картину называют самым фантасмагорическим произведением Мане.

Пространство бара, отраженное в зеркале за спиной продавщицы, расширяется до бесконечности, превращаясь в искрящуюся мириадами огней и цветовых бликов поэтическую среду, в которой предметы и фигуры обретают новую жизнь. Девушка, воплощение женственности и грации, кажется сказочной феей, отчужденной от своего окружения. И это подчеркивается выражением ее нежного лица – мечтательным и грустным. Но, отраженная в зеркале, ее фигура склоняется с заученной грацией к посетителю.

На экране (см. Слайд-презентацию № 4) Поль Сезанн. Натюрморт «Персики и груши».

Выразительность пластичности предметов Сезанн передает в своих многочисленных натюрмортах зрелого периода. Здесь он стремится к контрастному сопоставлению форм и цветовых сочетаний, что в целом создает впечатление продуманной гармонии композиции.

Отбор предметов строго продуман. Горизонталь стола подчеркивает смятость скатерти, на которую положены яркие фрукты, а рядом высятся граненый узорчатый кувшин и круглая сахарница. Темно-красные персики, розово-золотисто-зеленоватые груши контрастируют с холодной гаммой, в которой написана белая с сине-голубыми переходами скатерть. Красная кайма, изломанная складками материи и окруженная ее холодными рефлексами, вторит приглушенным цветовым эхом насыщенности теплых тонов.

На экране (см. Слайд-презентацию № 5) Поль Гоген. «Таитянские пасторали». (Сцены из жизни пастушков и пастушек)

Создавая это произведение, художник подчинялся, прежде всего, своему интуитивному ощущению природы. Но, тем не менее, все в ней говорит о тщательно продуманном замысле. Здесь нет ни одной случайной детали. Все подчинено одной цели – создать единую мощную красочную оркестровку, где мотив свирели является только графическим олицетворением той музыки цветовых соотношений, которая и создает иллюзию таитянской пасторали.

Слушая музыку виво (таитянской свирели), на котором играет сидящая за деревом женщина, вторая таитянка, уже сделавшая шаг вперед, вдруг останавливается и замирает.

На экране ( см. Слайд-презентацию № 6) Винсент Ван Гог. «Красные виноградники в Арле».

Полотно поражает великолепием красок и удивительно переданным освещением. Стоит яркая прованская осень. Виноградники окрасились в желтые и пурпурные тона, и каждый куст уподобился маленькому костру с причудливыми по форме языками пламени. Среди этой полыхающей листвы виднеются фигуры сборщиц в сине-зеленых платьях. Круглое белесое солнце на шафрановом небе близко к горизонту. И если под его лучами еще горит виноградник, то размытая дождем дорога приобретает прохладные сине-сиреневые оттенки.

Все средства художественной выразительности и, прежде всего, колорит подчинены передаче восторга художника перед красотой осеннего пейзажа.

Учитель:

Скажите, есть ли, на ваш взгляд, в этих картинах ощущение «конца света»? (Нет)

А какие слова вы найдете для выражения вашего ощущения от просмотра этих репродукций?

К сожалению, многие художники были несчастны при жизни, картины их не покупались, в официальный салон не принимались. Они организовали так называемый «салон отверженных». Ван Гогу, например, удалось при жизни продать лишь одну картину «Красные виноградники» за 400 франков, а сегодня даже рисунки его стоят миллионы долларов.

На аукционе Сотби картина Моне недавно была продана за 14 млн. долларов, посчитайте в рублях. 14 000 000 Х 30 – 420 млн руб.

О чем говорит этот факт? (Обратиться к учащимся)

(О повышенном внимании к живописи импрессионистов)

Откуда же появилось название «импрессионизм»?

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 7). (Может быть продемонстрирован в компьютерной слайд-презентации, через диапроектор или в репродукциях, аккуратно оформленных в паспорту и заранее размещенных на стенах класса)

К. Моне. «Впечатление. Восход солнца».

Однажды Клод Моне выставил картину без подписи и надоевшему критику на вопрос: «Что же вы хотели изобразить?» Ответил: «Я хотел изобразить свое впечатление от восходящего солнца». С легкой руки критика картину назвали «Впечатление. Восход солнца». По-французски впечатление – импрессион, и всех художников, чьи картины были похожи на картину Моне, стали называть импрессионистами.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 8, № 9)

У Моне много картин с изображением Руанского собора.

Разное время суток – разное впечатление.

Импрессионисты не прошли мимо научных открытий, касавшихся оптики, разложения цвета.

Помните диффузию цвета из уроков физики? Кто знает, что это значит?

(Разложение цвета.)

Такие исследования велись еще Ньютоном и Гете. В 1839 году химик Э. Шеврейль опубликовал работу, где показал, что соседствующие цвета влияют друг на друга, то усиливая цвет, то обесцвечивая его.

Любой цвет, положенный на белый фон, кажется окруженным легким ореолом дополнительного цвета. Импрессионисты учитывали законы восприятия цвета на расстоянии и, избегая смешивать краски на палитре, располагали красочные чистые мазки так, чтобы они смешивались в глазу зрителя.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 10).Э. Мане. «Олимпия».

Когда Мане выставил свою «Олимпию», то удивился, что зрители не оценили его умения работать с белым цветом, который может быть и желтым, и зеленым, и синим, и розоватым рядом с насыщенными коричневым, черным, бордовым…

Злое шипение зрителей, особенно дам, раздавалось по поводу изображенной девушки. Рядом висели знаменитые картины с изображением Венеры кисти Тициана, Джорджоне, но видно слишком вызывающе смотрела на зрителя эта парижская девчонка с бульвара Монмартр.

А как зрители догадались, что это не аристократка? (Поговорить)

У картины поставили охрану, поместили повыше. Но, в конце концов, ее пришлось снять, и только через 20 лет она заняла свое почетное место рядом с Тицианом и Джорджоне, как шедевр живописи.

Так случилось не только с Э. Мане. Над всеми импрессионистами буквально глумились критики.

Критики. (Послушаем их)

Учащиеся (мальчики):

Критика на 2-ю выставку импрессионистов.

1. «… они позволяют себе пренебрегать всеми правилами, делают все шиворот – навыворот, нимало не заботясь ни о здравом смысле, ни о правдоподобии»
2. « От этих картин встали бы на дыбы лошади…»
3. « Люди у них похожи на трупе в морге».
4. «Право же смотреть на подобные вещи вредно»
5. «…Есть в этой группе, как и во всех знаменитых бандах, женщина. Ее зовут Берта Моризо – она сохраняет изящество вопреки разгулу обезумевшего рассудка…»
6. «Вчера арестовали беднягу, который, выйдя с этой выставки, начал кусать прохожих…»
7. «Приглашаем вас присутствовать при выносе, отпевании и погребении господ импрессионистов…»

А вы согласны?

(Конечно же, нет. На этих картинах радость жизни, счастье жизни).

(В этот момент можно начать работу по выделению черт импрессионизма)

Живописцем счастья называют Огюста Ренуара. (Это выражение Анатолия Луначарского)

А что такое счастье? (Обратиться к учащимся. Если будет некоторое смущение и нерешительность, можно вновь воспользоваться психологическим приемом передачи из рук в руки мягкой игрушки, в авторском случае - Сердце).

Когда человек бывает счастливым?

Наверное. Для вас счастье – это большая любовь, что-то возвышенное, недоступное…

(Я чувствую себя счастливой, когда отдыхаю на природе, когда вдруг мои сыновья неожиданно сделают уборку в доме, когда муж дарит мне цветы…) Значит, счастье складывается из моментов нашей жизни, можем ли мы создавать его?

Стих. В. Шефнер.

Идем за надеждою вслед,
За древней скрипучей арбою…
А счастье не там, где нас нет,
А там, где мы рядом с тобою.

В судьбу к нам оно не влетит
Кичливой и пышной жар – птицей,
Но вплавлены в будничный быт
Его золотые частицы.

Как же создавал свое счастье импрессионист О. Ренуар?

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 11).

Портрет Ренуара.

Родился в семье бедного портного, и у него не было возможности получить хорошее образование. Тем не менее, этот неуклюжий рыжеволосый мальчик не сдавался. Он улыбался, мечтал и рисовал. Правда, был момент, когда к отцу пришел регент церкви, где Огюст пел в хоре, и настоятельно просил отца отдать сына учиться музыке (Это был будущий знаменитый композитор Шарль Гуно).

Отец же, беспокоясь о судьбе сына, отдал его работать на фарфоровую фабрику разрисовывать посуду, статуэтки…, это надежнее.

Работники фабрики сразу заметили необычную радостность в раскрасках Ренуара и называли его в шутку вторым Рубенсом

Все заработанные деньги Ренуар вкладывал в свое образование, учился в мастерских художников – академистов правильному рисунку, правильному наложению красок на холст.

Его приветливость нравилась друзьям – художникам-импрессионистам, с которыми он встречался в кафе «Гербуа», и они охотно приглашали его писать на пленэре (словарь), т.е. на воздухе.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 12). «Купание на Сене. (Лягушатник)»

На берегах Сены всегда было многолюдно. Плескались в купальнях женщины, дети, в плавучем ресторанчике можно было перекусить…

Денег у импрессионистов часто не было, и они расплачивались картинами, которыми хозяин закрывал дыры. Представьте огорчение этого человека, когда картины импрессионистов резко выросли в цене!

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 13). «Завтрак лодочников».

Здесь же Ренуар встретил и свою будущую жену. Алина Шариго была простой швеей, девушка в шляпке украшенной цветком с собачкой в руках – это Алина. Действительно. Наше счастье может составить человек, идущий по жизни рядом с нами. Но Ренуар сомневался, он не верил своему сердцу, бежал от любви в Венецию, чтобы забыть все.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 14). «Собор Сан-Марко в Венеции».

Ведь художники редко бывают счастливы, а быть ответственным за жену, будущих детей – это совсем оторвет его от любимой живописи. Но, возвращаясь в Париж, он почему-то захотел, чтобы его встретила Алина. И она ждала его.

Зачитать из книги. (автор - Анри Перрюшо) стр. 157. (Три сына Жан – к/режиссер, Пьер – актер, Клод – скульптор)

Давайте далее рассмотрим картины Ренуара, и в конце урока в теме после слов «живописец счастья» поставьте свой знак.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 15). (Рассказывая о произведениях рекомендую произносить слова, характеризующие живопись импрессионистов)

Музыка (Шопен. Вальс)

«Женщина за пианино».

Серо-голубой цвет создает атмосферу звучания нежной музыки.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 16). «Ложа». (театральная)

Перед нами женщина, которая внимательно следит за происходящим на сцене. Ренуар запечатлел мгновенность, но мы вдруг неожиданно чувствуем духовное богатство женщины и безразличие ее спутника.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию №17). «Обнаженная».

Ее зовут Анна. Она как бы окутана жемчужной дымкой. Ренуар часто писал обнаженных женщин, но его внимание к женщине никогда не было вульгарным.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 18). «Танец в Буживале».

Гимн красоте и жизни, не содержащий ни единой горестной ноты.

Есть картины «Танец в городе» и «Танец в деревне» и там то же обаяние.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 19). «Зонтики».

В конце жизни, уже прикованный ревматизмом к инвалидной коляске, Ренуар вдруг сказал: «Я 40 лет шел к пониманию того, что королевой всех цветов является черная краска». Но он и черный цвет сумел сделать радостным! Черные зонтики уже не могут закрыть пробивающиеся солнечные лучи, вот-вот и зонтики закроются.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 20). «Бал в Мулен де ла Галетт».

Ах, как прекрасна молодость! Танцевальный зал как будто создан для встреч, любви и счастья.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 21, № 22). «Портрет Жанны Самари».

Разноцветные мазки подчеркивают радостный и приветливый образ этой знаменитой актрисы. Особенно привлекают глаза, они светятся добротой и вниманием к собеседнику.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 23). «Портрет мадам Анрио».

Тоже актриса, ее спокойный характер передан через голубовато – жемчужный фон.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 24). «Мадам Шарпантье с детьми».

Мягкие, нежные краски как будто рассказывают зрителю о тепле и семейном уюте в этом доме.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 25). «Коко рисует».

Как любовно выписаны локоны. Это ведь сын! Безмятежность детства – это тоже счастье.

А теперь закройте глаза, чтобы в вашей памяти остались эти картины. Откройте и сделайте так несколько раз.

Вы пережили сегодня определенные впечатления. Поделитесь ими, выразите их одним словом. (Если будет некоторое смущение и нерешительность, можно воспользоваться психологическим приемом передачи из рук в руки мягкой игрушки, в авторском случае - Сердце).

Учащиеся высказываются.

Учитель:

Так какими же чертами характеризуется это направление в художественной культуре второй половины ХIХ в.?

(Учащиеся называют).

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию №26)

Черты импрессионизма.

  • Мгновенность.
  • Сочность и яркость красок.
  • Чистота тона.
  • Цветные рефлексы.
  • Динамизм стремительных мазков.
  • Свето-теневые эффекты.
  • Впечатления.
  • Поиск прекрасного в обыденном и современном.

Зафиксируйте в своих рабочих листках то особенное, что вы увидели и почувствовали в творчестве художников – импрессионистов.

Контрольная работа (см. Приложение)

Карточка для ученика

Проверьте свою память, поставьте номер картины Ренуара напротив ее названия.

Лишних знаний не бывает.

Во время выполнения контрольной работы звучит музыка.

(Песня «В розовом свете» в исполнении Эдит Пиаф.)

Спасибо за работу. До свидания.

Рабочий листок

Критика на 2 –ю выставку импрессионистов.