Согласно результатам тестирования и сравнительному анализу данных, мною были сделаны следующие выводы:
1. Проектная технология положительно влияет на развитие гибкости мышления учащихся, что свидетельствует о разнообразии идей и стратегий, способности переходить от одного аспекта к другому.
2. Низкие показатели оригинальности компенсируются у большинства учащихся тщательной разработанностью и наоборот.
3. Скачки в показателях категорий тесно связаны с временными рамками, ограниченным временем проведения теста. Как правило, учащиеся выполняли долгосрочные проекты продолжительностью от двух недель до нескольких месяцев. Тест ограничивается десятью минутами. Данный факт доказывает еще раз точку зрения большинства педагогов и психологов и мою собственную о том, что творчество невозможно заключить в какие-либо рамки.
Помимо тестов для определения креативности могут быть использованы специальные анкеты и опросники со списками ситуаций, чувств, форм поведения, характерных для творческих людей. Наблюдая за учащимися из контрольной группы в процессе проектной деятельности, я выявила уровень их креативности, применив опросник креативности Джонсона [Приложение 2]. Опросник креативности (ОК) фокусирует внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. Опросник креативности — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10–20 минут. Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций. Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам. Минимальная оценка - 8 баллов, максимальная - 40 баллов. Таким образом, я определила уровень креативности учащихся, исходя из своего субъективного опыта. С целью определения объективности оценки учащихся своих творческий способностей и подтверждения данных, полученных посредством тестов креативности П. Торренса, я предложила учащимся ответить на вопросы теста Джонсона самостоятельно. Собственная оценка учащихся своих творческих способностей оказалась практически идентичной моей оценке. Кроме того, данные опросника совпадают у некоторых учащихся с результатами тестов П. Торренса. Таким образом, учащиеся объективно оценивают свои творческие способности, готовы применить их в проектной деятельности [Приложение3].Немаловажным фактом, свидетельствующим в пользу метода проектов, является повышение личностной самооценки старшеклассников в процессе проектной деятельности. Так, исходя из наблюдений на этапе распределения ролей в проекте, некоторые учащиеся объективно доказывали другим, что они могут успешно справиться с выбранной ими ролью на данном этапе проекта и подтверждали это на последующих этапах. “Мне это интересно, значит, я справлюсь с заданием”, - таков был и есть основной мотив учащихся в процессе работы над проектом. Адекватная и правильная самооценка побуждает старшеклассника к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков. У учащихся, работающих над проектами, ярче проявляются и другие характеристики личности, такие как самосознание и самоконтроль. Самоконтроль – часть самосознания, оценка человеком личностно-значимых мотивов и установок. Самосознание является результатом развития деятельности и ориентировано на осмысление человеком своих действий, эмоций, мотивов поведения, потребностей, статуса в окружающей среде. Самоконтроль близко смыкается с самосознанием и является его проявлением.
В процессе проектной работы учащиеся самостоятельно добывают нужную информацию, анализируют и объединяют индивидуально собранные материалы в единое целое, повышая, таким образом, свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор. Мои выводы основаны на результатах школьного теста умственного развития учащихся (ШТУР).
Первый этап тестирования осуществлялся одновременно с определением уровня креативности в 2003 – 2004 учебном году, второй этап соответственно в 2004 – 2005 учебном году. Так, диагностика выявила у 50% учащихся экспериментальной группы повышение уровня развития интеллектуального развития от среднего до выше среднего. Несмотря на то, что уровень остальных респондентов остался прежним, количество баллов по отдельным субтестам у них возросло. Так, показатели субтеста осведомленности увеличились на два – три, а в некоторых случаях на 5 – 6 баллов, что свидетельствует о развитии кругозора, наличии умения сопоставлять, применять знания на практике. Важным в проектной работе является умение обобщать, анализировать результаты деятельности. Показатели субтеста обобщения возросли на 7 – 10 баллов. Следовательно, метод проектов является эффективным для развития не только креативности, но и интеллектуальных умений учащихся старшего школьного возраста [Приложение 3].
Исходя из вышеизложенного, я полагаю, что на завершающем этапе средней общеобразовательной школы личностно-ориентированное проектное обучение является особенно значимым по следующим причинам:
- учащиеся 10 – 11 классов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой “третий мир”, существующий между детством и взрослостью;
- промежуточность общественного положения и статуса юношества способствует активизации мыслительной деятельности старшеклассников и повышению степени их самостоятельности;
- на старшей ступени обучения активно развивается на основе рефлексии свое собственное самосознание, образ “Я”, соотношение реального и идеального “Я”;
- перед школьниками этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.
Таким образом, проектная технология позволяет актуализировать собственно учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал. Это создает условия для развития креативности учащегося, обеспечивает по-настоящему продуктивный характер учебной деятельности и продуктивность образовательного процесса.
Ресурсы Internet:
1.www.mtu-net.ru
2.www.muk21-konkovo.narod.ru