Написание писем (модель интерактивного урока на материале пособия Сафоновой В.В.)

Разделы: Иностранные языки


Основная цель любого учебно-методического комплекса по иностранному языку – развитие коммуникативной компетенции учащихся во всех видах речевой деятельности, в том числе и письменной речи. Обучение письменной речи на иностранном языке приобретает в последнее время всё большую значимость: для возможного участия в международных программах и проектах, учебы и дальнейшего получения работы за рубежом необходимы умения и навыки заполнения разнообразных анкет и формуляров, оформления официальной корреспонденции, написания неофициальных писем, текстов телеграмм и т.д. Развитие подобных умений, наряду с ознакомлением с социокультурными особенностями письменного этикета и диапазоном использования английской письменной речи является основной задачей учебного пособия “Written English” (автор – проф., д.п.н. Сафонова В.В.) [2]. Коммуникативно-поисковые задачи и задания пособия, с помощью которых учащиеся овладевают речевыми и социокультурными особенностями этикета письменной речи на английском языке; коммуникативно-ориентированные упражнения для письменной практики, для обучения чтению и пониманию аутентичных образцов письменной речи, письму и говорению в ситуациях повседневно-бытового общения формируют у учащихся устойчивые навыки письма на английском языке. Пособие построено по типу коммуникативного задачника, поэтому нам представляется наиболее удачным использование интерактивных методик, которые способствуют интенсификации обучения, повышению мотивации учащихся.

Многие считают, что интерактивные уроки предполагают использование мультимедийных учебных материалов, ресурсов глобальной сети Интернет. Однако, это не совсем верно. Использование компьютерных технологий, по нашему мнению, – лишь один из возможных вариантов обучения, построенных на основе диалоговых форм познания [1]. Иными словами, для того, чтобы урок в полной мере мог называться интерактивным, в нём должно присутствовать активное взаимодействие, как виртуальное (компьютер плюс ученик), так и реальное (учитель плюс ученик; ученик плюс ученик) между равноправными участниками.

Ниже мы предлагаем план-разработку интерактивного урока обобщения по теме “Написание писем” на материале пособия для учащихся 10–11 кл. “Письмо на английском языке” Сафоновой В.В.

Возможность варьировать план урока и его течение в зависимости не от оставшегося времени или учителя, а в зависимости от желания ученика, причем в “узаконенных” условиях, не только позволяет создать на уроке ситуацию успеха, помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности, а более слабому – выполнить посильный объем работы, развивать навыки адекватной самооценки и подготовить ученика к самостоятельной творческой деятельности, но и внести в урок ту самую “интерактивность”, подобно тому, как телезрители имеют возможность активно участвовать в организационном оформлении интерактивных телевизионных программ.

Предлагаемый нами вариант так называемого интерактивного урока содержит, на наш взгляд, несколько преимуществ.

Во-первых, учащихся может привлечь само название “Интерактивная игра (эксперимент, программа и т.п.)”, как привлечение в учебный процесс интересующих их явлений из окружающего мира (например, интерактивные телевизионные программы).

Во-вторых, учащиеся более активно включатся в само “творение” урока, они станут своего рода со-создателями урока.

И, наконец, в-третьих, учащиеся полностью самостоятельно и произвольно смогут обогнуть подводные камни своей недостаточной (в силу ряда причин) подготовленности к уроку, недоработанного материала и пр.

Суть предлагаемой модели проста: учащимся предлагается самим выбрать один (два или более) вариантов пути – этапов урока, среди которых практически нет обязательных. Конечно, проводить в такой форме каждый урок не является целесообразным, но она больше подходит для уроков обобщения, подведения итогов по теме. Результат – выполнение всеми учащимися предусмотренных заданий, положительные оценки и отметки, хорошее настроение и, следовательно, желание учиться.

Можно возразить, что, избегая сложных заданий, слабые учащиеся будут получать высокие отметки, не соответствующие уровню знания, более того, учитель лишается возможности проверить их знания по “сложным” вопросам. Эти опасения представляются нам безосновательными, т.к. существует множество способов сделать это до обобщающего урока в индивидуальном порядке. Более того, учитель будет иметь возможность использовать “оставшийся” материал на других уроках, а учащимся будет интересно узнать, что же они пропустили, выбрав только один шаг из предложенных.

Проведение подобного “интерактивного” урока требует от учителя гораздо большей подготовки (приходится готовить несколько вариантов возможного “течения событий”). Кроме того, учителю необходимо обладать своего рода психологической или особой “педагогической” гибкостью, чтобы по ходу урока свободно изменять план урока и варьировать задания.

Подобный план-конспект урока нельзя считать традиционным по форме записи, т.к. в ней нет точной последовательности этапов урока, т.к. на любом моменте урока учащиеся могут сменить “направление” своего пути. Таким образом, модель урока представляет собой набор отдельных фрагментов – заданий, которые в процессе занятия складываются, как мозаика, в единую картину.

Наглядно представленная схема занятия – одна из нескольких необходимых деталей вещественного оформления урока. Мы рекомендуем заготовить структурную схему “движения” учеников по этапам урока на доске (листе ватмана, отдельных карточках для учеников и т.п.), чтобы учащиеся наглядно представляли себе ход урока (рис.1).

рис. 1

Для удобства представим этапы урока в виде отдельных карт с указанием:

  • особенностей данного этапа, его задач,
  • заданий и рекомендаций к ним и
  • оборудования, необходимого для данного этапа.

ХОД УРОКА

0. Greetings (организационный момент)

Как в любом традиционном, так и не традиционном уроке, у данного момента урока задачей является подготовка учащихся к активной речевой деятельности, ознакомление с целями, задачами и структурой урока. Очень важно объяснить учащимся особенности вариативности содержания урока. Предлагаем сделать это следующим образом.

… Today we shall try to sum up all the knowledge that we have learnt about writing letters. Let it be our trip to the imaginary Writing Land. We’ll go step by step to reach it and to find the surprise that is awaiting us there.
If you look at this scheme, you’ll see our steps. We can use any one we choose, or like, or want to go to. But let’s be attentive – the steps marked with words and numbers are nearly ordinary though creative tasks, and those marked with asterisks are more interesting though more complicated.
…Сегодня мы попробуем обобщить все знания, которые получили по теме “Написание писем”. Пусть это будет нашим путешествием в воображаемую страну письменной речи. Мы пойдем, шаг за шагом, чтобы достичь её и найти сюрприз, который ожидает нас там.
Если вы посмотрите на этот план, то вы увидите наши шаги. Мы можем использовать любой шаг, который выберем, который нам нравится. Но будем внимательны – шаги, отмеченные буквами и номерами – почти обычные, хотя и творческие, задания. А шаги со звездочкой – более интересные и трудные.

Замечание!

Учителю следует предложить учащимся на выбор форму организации дальнейшей работы:

  1. Фронтальную, когда следующий этап выбирается всем классом (группой), посредством голосования, обсуждения и др.
  2. Групповую, когда каждая подгруппа следует своему собственному маршруту.
  3. Индивидуальную, когда выбор осуществляется каждым учеником отдельно.
  4. Смешанную с использованием элементов всех предлагаемых форм.

В соответствии с избранной формой изменится (в каждом конкретном случае) время на проведение и контроль задания и т.п.

I. Letters (буквы)

Задача этапа (3): обобщение и контроль ЗУН при соотнесении букв английского и русского алфавитов.

Оборудование (О): карточки с буквами русского алфавита.

Задания и рекомендации (ЗР):

Look at the Russian letters and write down their equivalents in English. Change one letter to make the sentence correct. What phrase have you got?

(Учитель показывает учащимся буквы в следующем порядке В, Э, Л, К, О, М, Э, –, Т, О, –, В, Р, И, Т, И, Н, Г, –, Л, А, Н, Д! Учащиеся при записи получают фразу “Welcome to Writing land!”– “Добро пожаловать в страну письменной речи!”)

При переходе к следующему этапу урока учащиеся могут выбрать один из трех вариантов.

II.

2а. Names (имена)

З: обобщение и контроль ЗУН записи имен собственных на русском языке буквами английского алфавита и наоборот.

O: 4 фотографии или рисунка с изображением людей разного возраста, из них только 2 подписаны: 1) Иван Петрович Арбузов; 2) Susan Nightingale.

3P: Look at the photos of these persons. Write down the name of the first one in English, the second one – in Russian (Mind the pronunciation!).Try to sign the rest photos using the both alphabets.

2b. Addresses (адреса)

З: обобщение и контроль ЗУН написание адреса на конверте в соответствии с правилами английского языка.

О: почтовый конверт или его макет для каждого учащегося; большой макет конверта на доске, карты Великобритании, США и др.

3P: You are sure to know how to address the envelope. In what order should we do it?

Рис. 2(Учащиеся называют порядок написания адреса, учитель отмечает его на макете: 1. Names / Organization, 2. House, street, 3. Town/ City, 4. State / District, 5. Post code, 6. Country.)

Write an address of any imaginary person on your envelope.
If you like you may use the maps.

(Учащиеся подписывают конверты, используя выдуманные адреса) (рис. 2).

2. Creative task (творческое задание)

Read the story.

In pre-Hitler days, in Berlin, Herr Remarque, the author of “All Quiet on the Western Front”, was talking to an American girl.
The American, speaking in German, asked Remarque why he had never visited the United States. His answer was: “I know only a few sentences in English.”
“What are these sentences?” inquired the girl.
Remarque said: “How do you do? I love you. Forgive me. Forget me. Ham and eggs, please.”
“Why, with that vocabulary you could tour my country from Maine to California,” the girl said.

Do you like this story? Can you think of five phrases, which would help to tour Russia all through? Write them down in the way they could be written in the English-Russian dictionary.

III. Letters (письма)

3a. Formal (официальные)

З: обобщение и контроль ЗУН оформления официальных писем.

О: образец официального письма (либо настоящее официальное письмо) для каждого учащегося с одним пропущенным элементом.

3Р: Read this letter. Find the main element of its structure, name them. What element is missing? Use your imagination and write it yourself.

(Если у учащихся возникают проблемы, можно посоветовать им обратиться за помощью к пособию Сафоновой В.В., с.18 упр.3).

3b. Informal (неофициальные)

З: обобщение и контроль ЗУН оформление неофициальных писем.

О: 1).карточки (по числу учащихся) с темой для письма, например:

  • You bought a new motor bike;
  • You have just read an interesting novel;
  • You have just learned something striking;
  • You don’t remember your friend’s E-mail;
  • You are going to travel abroad;
  • You have just returned from Spain, etc.

2) “заготовки” для писем с указанием реального адреса учащегося, приветствие и заключения.

3P: The purposes of writing letters are different. They depend on the events of your life and your mood. Choose one of the topics and write a brief letter to your friend.

(Если у учащихся возникают проблемы, можно ответить на вопросы упр.2 с.31 пособия Сафоновой В.В.).

3. Creative task (творческое задание)

З: обобщение и контроль ЗУН просмотрового и изучающего чтения, а также навыков составления резюме.

О: лист ватмана с наклеенными на него рекламными объявлениями о приеме на работу; резюме.

3P: Look through the following advertisements. What is the purpose of their publishing? Now read the curriculum vitae. Find the advertisement in answer to which this resume is written. Make necessary changes to improve it.

Curriculum Vitae

Name: John Brown, Zn.
Address: Liverpool, Rosengarten str, 25
Telephone: Home (527)16642
Age: 26. Have no wife and no children.
Education: Liverpool Grammar School, I have A lever passes in French and German.
Languages: I know French, German well, read in Russian. I speak English since my birth.
Work Experience:

  • 1992–1996 – The Liverpool Plastics Corporation. I was a manager (in charge of organizing new contacts).
  • 1996–2005– Now I am the chief manager of the local branch of the corporation.

References: Sam Sandwich, Esq., Tutor of Economics, the University of Leeds, LS2 9JT, Leeds.

IV. Letters of different purposes (письма разного назначения)

4a. Invitation + agreement (приглашение и принятие приглашения)

4b. Invitation + refusal (приглашение и отказ)

З:обобщение и контроль ЗУН написания официальных и неофициальных приглашений и ответов на них.

О: корона (ее можно сделать из фольги), пышный воротник, разноцветные шапочки-конусы.

3Р: What phrases would you choose to invite your friend to your birthday party? And what phrases would you use inviting the queen/ king? Imagine that one of you is a queen/ king, one is a duke or a prime-minister, one of you is having a birthday party and all the rest are his friends. Write down your letters to each other and dramatize them.

(“Король” надевает корону, “премьер-министр” – воротник, “именинник” и его друзья – разноцветные шапочки. Учащиеся составляют полилог, “озвучивая” письма. В зависимости от выбранного шага, приглашение либо принимается, либо от него отказываются. В случае затруднения рекомендуется упр.1 с.37, упр. 2 с. 43).

4c. Thanks (благодарность)

З: обобщение и контроль ЗУН написания писем, содержащих выражения признательности и благодарности.

O: Карточки с заданиями для каждого учащегося:

  • You visited your friend last Monday.
  • You travelled together with your friend.
  • You have just returned from the family of your friend, etс.

3Р: Take a card, read the task and try to write a very brief letter of thanks according to the situation.

(Учащимся можно предложить выполнить упр. 2,3 стр.46–47.).

4d. Apology (извинения)

З: обобщение и контроль ЗУН написания писем, содержащих извинения и сожаления по поводу чего-либо.

O: карточки с заданиями для каждого учащегося:

  • You promised but didn’t visit your friend.
  • You broke your neighbour’s tape – recorder.
  • You couldn’t come to the professor because the door lock was broken.
  • You didn’t help your friend to write his report though he asked about it, etc.

3P: Read your task and write a short letter of apology. Don’t forget to stress that you are really sorry.

4. Creative Task (творческое задание)

Для каждого подпункта четвертого шага учащиеся могут выбрать следующие задания:

a. (b). Invite your friend wherever you like using only 5 words (using rhymes, poems, jokes, etс.).
c. Look at the card on Page 48 and design your own card of thanks.
d. If you have already done ex. 3 p.51, choose of the situation and write a short message of apology.

V. Congratulation (поздравления)

З: обобщение и контроль ЗУН написания поздравительных писем и открыток.

0: чистые открытки, посвященные разным праздникам.

3Р: Congratulate your friend (teacher, relatives) on the chosen occasion. (Don’t forget about pleasant wishes).

5. Creative task (творческое задание)

Для учащихся могут быть предложены следующие задания:

  • read the congratulation and compose your own one;
  • complete the congratulation;
  • think of an unusual holiday or celebration and congratulate your friend;
  • draw your own postcard on any holiday.

VI. Results (результаты, итоги)

На данном этапе учитель подводит итоги проведенного урока, оценивает работу и активность учащихся и напоминает о сюрпризе, заготовленном заранее. Это почтовые адреса и письма сверстников, учащихся из стран изучаемого языка.

Конечно, предложенная модель – всего лишь примерный вариант подобного урока, учитель вправе варьировать и видоизменять задания, применять данную форму к другим изученным темам. Главное, чтобы учитель был способен гибко переходить от одного этапа урока к другому, а учащиеся приняли эту форму работы и активно включились в нее.

Литература.

1. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов.// Русский язык в школе, 1999. № 5, С.3–8

2. Сафонова В.В. и др. Контрольные задания к учебнику английского языка для X–XI классов школ с углубленным изучением английского языка/ В.В. Сафонова, В.Н. Симкин, Е.Н. Гром. – М.: Просвещение, 1999.

3. Сафонова В.В. Письмо на английском языке: Пособие для учащихся к учеб. англ. яз. для X–XI кл. шк. с углубл. изуч. англ. яз. – 2 изд. – М.: Просвещение, 1996.