Урок: "Технические средства компьютерной графики. Кодирование графической информации"

Разделы: Информатика


Цель:

1. Дать представление об устройствах и функционировании графической системы ПК.
2. Раскрыть способы кодирования графической информации. (продолжительность занятия - 2 урока, 9 класс)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного в 8 классе (компьютерная графика)

Ответить на вопросы:

  1. Что такое компьютерная графика?
  2. Что называется графическим редактором?
  3. Типы компьютерной графики и их особенности?
  4. Что называется пикселем?
  5. Как представлен цвет в ПК (RGB-режим)?

III. Изложение нового материала

Теперь поговорим о технических средствах графической системы ПК. Ученики получают опорные конспекты к уроку, по которым идет осуждение нового материала (схема и пояснения к ней)

Схема графической системы ПК.

ЦП – центральный процессор;
ОП – оперативная память.

Дать характеристику всем устройствам ГС ПК:

  1. Изображение на дисплее получается из совокупности множества светящихся точек;
  2. Пиксели на экране образуют сетку из горизонтальных строк и вертикальных столбцов, которая носит название “растр”;
  3. Размер графической сетки M*N определяет разрешающую способность экрана, от которой зависит качество изображения;
  4. Видеоконтроллер – устройство, управляющее работой графического дисплея;
  5. Видеопамять – двоичный код изображения, выводимого на экран;
  6. Дисплейный процессор периодически (50-70 раз в секунду) читает содержимое видеопамяти и в соответствии с ним управляет работой дисплея
  7. Сканер – устройство ввода в компьютер изображений с рисунков, чертежей, фотографий, слайдов.

Ответить на вопрос “Как кодируется изображение?”

Код пикселя – это информация о цвете.

N=2i

Как влияет количество цветов в изображении на информационный размер этого изображение в памяти ПК?

Задачи:

  1. Сколько цветов будет содержать палитра, если каждый базовый цвет кодировать в 2 битах?
  2. Пусть видеопамять ПК имеет объем 512 Кбайт. Размер графической сетки 640*200. Сколько страниц экрана одновременно разместится в видеопамяти при палитре из 16 цветов; 256 цветов?

IV. Практическая часть (сканирование и обработка оцифрованных изображений)

В качестве заданий к данному уроку учащимся было предложено подготовить фотографии и отсканировать их, используя разрешение 300 пикселей на дюйм, но не обрабатывать.

В ходе выполнения практической работы предлагаю учащимся определить размер графического файла и варианты улучшения качества оцифрованного изображения, рассматриваем несколько вариантов улучшения качества изображения:

  • Быстрая корректировка с помощью команды “Автоуровни”;
  • Ручная настройка изображения при помощи команды “Уровни”;
  • Улучшение контрастности изображения при помощи команды “Автоконтраст”.

Теперь, когда качество изображения улучшено, подготовим ее для размещения на Web-странице и для печати:

  • Для размещения изображения на Web-странице размер графического файла не должен превышать 30 Кбайт, оптимальный размер графического файла составляет 10-15 Кбайт. Как можно уменьшить размер файла (изменение разрешения до 100-75 dpi, изменение размера изображения)? Создаем копию “Изображение – Дублировать”, уменьшаем разрешение и, если необходимо – размер картинки “Изображение – Размер изображения). Сохраняем результат.
  • Для печати оптимальным является разрешение 300 dpi, но возможно на оцифрованном изображении присутствуют области, которые не нужны на новом снимке, их можно удалить при помощи операции “Кадрирование” (инструмент )

Примечание: если возможности отсканировать изображение нет, можно воспользоваться изображениями:

V. Итоги урока

Мы выяснили сегодня, что необходимо ПК для работы с графической информацией, познакомились с основными графическими устройствами ПК, разобрались с вопросом представления графической информации.

В ходе выполнения практической работы вы научились подготавливать оцифрованные изображения для печати и для размещения на Web-страницах.

VI. Домашнее задание

  1. Конспект.
  2. Какие ещё существуют устройства для работы с графической информацией?
  3. Графическое изображение размером 100 на 150 пикселей из 256 цветной палитры преобразовали в 16 цветную. Как изменился информационный объём изображения? Во сколько и на сколько?