Цель:
1. Дать представление об устройствах и
функционировании графической системы ПК.
2. Раскрыть способы кодирования графической
информации. (продолжительность занятия - 2 урока, 9
класс)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение изученного в 8 классе (компьютерная графика)
Ответить на вопросы:
- Что такое компьютерная графика?
- Что называется графическим редактором?
- Типы компьютерной графики и их особенности?
- Что называется пикселем?
- Как представлен цвет в ПК (RGB-режим)?
III. Изложение нового материала
Теперь поговорим о технических средствах графической системы ПК. Ученики получают опорные конспекты к уроку, по которым идет осуждение нового материала (схема и пояснения к ней)
Схема графической системы ПК.
ЦП – центральный процессор;
ОП – оперативная память.
Дать характеристику всем устройствам ГС ПК:
- Изображение на дисплее получается из совокупности множества светящихся точек;
- Пиксели на экране образуют сетку из горизонтальных строк и вертикальных столбцов, которая носит название “растр”;
- Размер графической сетки M*N определяет разрешающую способность экрана, от которой зависит качество изображения;
- Видеоконтроллер – устройство, управляющее работой графического дисплея;
- Видеопамять – двоичный код изображения, выводимого на экран;
- Дисплейный процессор периодически (50-70 раз в секунду) читает содержимое видеопамяти и в соответствии с ним управляет работой дисплея
- Сканер – устройство ввода в компьютер изображений с рисунков, чертежей, фотографий, слайдов.
Ответить на вопрос “Как кодируется изображение?”
Код пикселя – это информация о цвете.
N=2i
Как влияет количество цветов в изображении на информационный размер этого изображение в памяти ПК?
Задачи:
- Сколько цветов будет содержать палитра, если каждый базовый цвет кодировать в 2 битах?
- Пусть видеопамять ПК имеет объем 512 Кбайт. Размер графической сетки 640*200. Сколько страниц экрана одновременно разместится в видеопамяти при палитре из 16 цветов; 256 цветов?
IV. Практическая часть (сканирование и обработка оцифрованных изображений)
В качестве заданий к данному уроку учащимся было предложено подготовить фотографии и отсканировать их, используя разрешение 300 пикселей на дюйм, но не обрабатывать.
В ходе выполнения практической работы предлагаю учащимся определить размер графического файла и варианты улучшения качества оцифрованного изображения, рассматриваем несколько вариантов улучшения качества изображения:
- Быстрая корректировка с помощью команды “Автоуровни”;
- Ручная настройка изображения при помощи команды “Уровни”;
- Улучшение контрастности изображения при помощи команды “Автоконтраст”.
Теперь, когда качество изображения улучшено, подготовим ее для размещения на Web-странице и для печати:
- Для размещения изображения на Web-странице размер графического файла не должен превышать 30 Кбайт, оптимальный размер графического файла составляет 10-15 Кбайт. Как можно уменьшить размер файла (изменение разрешения до 100-75 dpi, изменение размера изображения)? Создаем копию “Изображение – Дублировать”, уменьшаем разрешение и, если необходимо – размер картинки “Изображение – Размер изображения). Сохраняем результат.
- Для печати оптимальным является разрешение 300 dpi, но возможно на оцифрованном изображении присутствуют области, которые не нужны на новом снимке, их можно удалить при помощи операции “Кадрирование” (инструмент )
Примечание: если возможности отсканировать изображение нет, можно воспользоваться изображениями:
V. Итоги урока
Мы выяснили сегодня, что необходимо ПК для работы с графической информацией, познакомились с основными графическими устройствами ПК, разобрались с вопросом представления графической информации.
В ходе выполнения практической работы вы научились подготавливать оцифрованные изображения для печати и для размещения на Web-страницах.
VI. Домашнее задание
- Конспект.
- Какие ещё существуют устройства для работы с графической информацией?
- Графическое изображение размером 100 на 150 пикселей из 256 цветной палитры преобразовали в 16 цветную. Как изменился информационный объём изображения? Во сколько и на сколько?