Применение метода проектов для организации внеклассной работы по математике. "Математика +" – внеклассное мероприятие

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Краткая аннотация проекта:

Метод проектов можно применять при организации внеклассной работы. Предлагаемая разработка - это проект интеллектуальной игры, разработанный и реализованный учащимися 9-го класса для учеников 6, 7, 8 классов. Участие в этом проекте позволяет пережить ситуацию успеха многим ученикам лицея.

Дидактические цели

Педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся.

Формирование навыка самостоятельного планирования своей деятельности.

Формирование навыков работы в команде.

Привитие навыков работы с большими объемами информации, выделение главного.

Расширение кругозора учащихся при подборе материалов для проведения математических игр в младших классах.

Приобретение навыка доброжелательного отношения к учащимся младших классов.

Основные этапы подготовки проекта

  1. Собрание желающих принять участие в разработке проекта.

На собрании

а) выбор координатора проекта;

б) определение основных мероприятий, необходимых для реализации проекта;

в) распределение поручений среди участников проекта (кто пишет сценарий и подбирает задания для проведения игры, кто отвечает за техническое сопровождение проекта);

г) установление сроков выполнения поручений;

д) определение необходимых консультаций (количество консультаций; с кем из преподавателей и других сотрудников лицея нужны консультации; определить дату, время и место проведения консультаций);

е) определить дату, время и место проведения мероприятия;

ж) определить какое техническое оснащение необходимо для выполнения проекта, ответственных за техническое сопровождение проекта (фотографирование, музыкальное и компьютерное сопровождение), ответственных за подготовку и уборку помещения.

  1. Консультации с педагогами лицея и библиотекарем.
  2. Реализация проекта.
  3. Рефлексия.

Временные затраты для выполнения проекта

Временные затраты учеников при разработке игры для младших школьников определяются опытом участия в подобных мероприятиях.

Совместные временные затраты учителей и учеников – консультации учителей и библиотекаря для участников проекта – 1-1,5 ч.

Продолжительность игры – 50 минут

Программно – техническое обеспечение проекта

Техническое оснащение: Программное оснащение:
  • Компьютеры
  • Программы обработки изображений
  • Принтер
  • Программы работы с мультимедиа
  • Сканер
  • Текстовые процессоры
  • Доступ к Интернету
  • Веб - браузеры
  • Цифровая камера
  • Мультимедийные энциклопедии
  • DVD - проигрыватель
 

Материалы на печатной основе:

Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

Ю. В. Нестеренко, С. Н. Олехник, М. К. Потапов Лучшие задачи на смекалку. –  М.:АСТ – ПРЕСС, 1999.

Е. А. Лебединцева, Е. Ю. Беленкова Алгебра 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект – центр, 2004.

Е. А. Лебединцева, Е. Ю. Беленкова Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект – центр, 2002.

Е. А. Лебединцева, Е. Ю. Беленкова Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект – центр, 2003.

Intel® “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft) Учебное пособие. – 3 изд., испр.

- М.: Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004.

Интернет ресурсы:

http://Vschool.ru виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”

Другие принадлежности

  • Бумага для грамот победителям
  • Призы для награждения победителей
  • Колокольчик для ведущего
  • Конверты(их количество определяется количеством заданий, предлагаемых в ходе игры, умноженным на количество команд-участниц), бумага для записей игрокам и членам жюри
  • Стенд с портретами Лейбница, Эйлера, Декарта и др. учёных.

Оформление результатов проекта

  • Разработка сценария игры.
  • Публикация в лицейской газете “Кленовые листья” заметок о проведённой игре.

Сценарий интеллектуальной игры “Математика + ”

Звенит колокольчик, на сцену выходит ведущий.

Здравствуйте преподаватели и лицеисты! Начинаем последнюю игру 2004года! Сегодня играют 2 команды: вертикали А(8а,7а,6а) и вертикали Б(8б,7б,6б). Приглашаю команды на сцену! Команды выходят под музыку. Спешу представить жюри! (в составе жюри преподаватели математики и старшеклассники).

Ведущий: первый конкурс сегодняшней игры “Визитная карточка”, прошу выйти по одному представителю команд для жеребьёвки.

Право выбора очерёдности выступления получит команда, которая первая правильно сложит фразу из квадратиков, лежащих в конвертах.

[Primus inter pares]

Ведущий: (после того как определилась последовательность выступления команд) Вам стал известен девиз игры – “Первый среди равных”, первой будет выступать команда…(называет команду).

Ведущий: (после завершения первого конкурса) А сейчас звенит звонок, приглашая вас на урок биологии! Капитаны, получите конверты с заданиями!

Задание в конверте: это удивительное дерево растёт в лесах Бразилии. Из ствола этого дерева получают сок, который по своему составу почти не отличается от состава дизельного топлива. Его можно прямо без переработки заливать в бак автомобиля. Из одного отверстия в стволе получают около 20л растительной “солярки”. В некоторых странах уже началась массовая посадка этих деревьев. Заполни в соответствии с ключом свободные части таблицы числами и буквами. Запиши название удивительного растения на чистый листок, положи этот листок в конверт и передай членам жюри.

- - - 2
                     
                     

Ключ

1 -3 -1,5 -1 7 9 1,5 0
О П Е Й К А Ф Р

 Ведущий: и опять звенит звонок, приглашая на урок русского языка! (Выдаёт задания капитанам команд)

Задание в конверте: найдите закономерность и впишите в таблицу (рядом со знаком вопроса) необходимые буквы или слова. Заполненную таблицу передайте членам жюри.

? МНОГО НАРЕЧИЕ
А ? СОЮЗ
Т ТОНКИЙ ?
? ЕЛЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
М ? МЕСТОИМЕНИЕ
А АУКАТЬ ГЛАГОЛ
? ТРИ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
И ? ПРЕДЛОГ
? - КА ?
? АЙ МЕЖДОМЕТИЕ

 Ведущий: пока жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, объявляю конкурс для болельщиков! Болельщики! Поддержите свою команду! Внимание вопрос!

- На какой вопрос никогда нельзя дать утвердительный ответ?

- Сколько концов у четырёх с половиной палок?

- Как из 14 спичек сделать сухую траву?

Ведущий: а сейчас по расписанию урок истории (Выдаёт задания капитанам команд)

Задание в первом конверте: этот учёный написал философский труд “Рассуждение о методе”,

изучал рефлексы, на уроках математики вы пользуйтесь его системой. Запишите имя этого учёного, подойдите к стенду с портретами, найдите его портрет.

Задание во втором конверте: этот учёный жил в России в середине XVIII века и внёс большой вклад в развитие математики, он впервые предложил изображать отношения между множествами с помощью иллюстраций. Запишите имя этого учёного, подойдите к стенду с портретами, найдите его портрет. Рис.1.

Ведущий: слышите этот звонок? Он зовёт вас на большую перемену! Болельщики каждой команды показывают музыкальную открытку.

Ведущий: а теперь мы отправляемся на урок математики (Выдаёт конверты с заданиями капитанам команд)

Задание 1: найдите градусную меру угла А треугольника АВС, если AB=AC, AP=PQ=QR=RB=BC

Рис.2.

 

Задание 2: запишите, какая закономерность представлена в таблице. Замените знак вопроса числом, удовлетворяющим этой закономерности.

2     4      8   
4 16 64
8 64 ?

Ведущий: пока жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, я вновь объявляю викторину для болельщиков! Болельщики! Поддержите свою команду! Внимание вопрос!

- В каком веке ходили греки пятками назад?

- Всегда ли после двенадцати следует тринадцать?

- Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?

Ведущий: а теперь я объявляю главный конкурс игры – конкурс капитанов!

(капитаны получают задания в конверте).

Задание: напишите слова, которые обозначают то же самое, что и слова в скобках

А + (ёмкость для жидкости) = (счётный прибор)

Ал + (ограждение) = (мелкая старинная русская монета)

Буш + (хвойное дерево) = (старинная единица объёма)

Мно + (человек, проживающий в определённом месте) = (компонент умножения)

Плос + (часть скелета) = (вид поверхности)

Диа + (единица длины) = (отрезок, проходящий через центр и соединяющий две точки окружности).

После завершения конкурса капитанов жюри подводит итоги всей игры, и председатель жюри объявляет команду-победителя.

На следующий день после проведения игры участники проекта собираются для того, чтобы обменяться впечатлениями, обсудить какие материалы информационная группа отправит в редакцию лицейской газеты (наиболее удачные фотографии, заметки, интервью). Кроме того, важно обсудить какие моменты необходимо учесть при проведении следующих игр.

Приложение. Математика + игра начинается

Приложение. Математика+ тугодумы

Приложение. Работа над сценарием