Краткая аннотация проекта:
Метод проектов можно применять при организации внеклассной работы. Предлагаемая разработка - это проект интеллектуальной игры, разработанный и реализованный учащимися 9-го класса для учеников 6, 7, 8 классов. Участие в этом проекте позволяет пережить ситуацию успеха многим ученикам лицея.
Дидактические цели
Педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся.
Формирование навыка самостоятельного планирования своей деятельности.
Формирование навыков работы в команде.
Привитие навыков работы с большими объемами информации, выделение главного.
Расширение кругозора учащихся при подборе материалов для проведения математических игр в младших классах.
Приобретение навыка доброжелательного отношения к учащимся младших классов.
Основные этапы подготовки проекта
- Собрание желающих принять участие в разработке проекта.
На собрании
а) выбор координатора проекта;
б) определение основных мероприятий, необходимых для реализации проекта;
в) распределение поручений среди участников проекта (кто пишет сценарий и подбирает задания для проведения игры, кто отвечает за техническое сопровождение проекта);
г) установление сроков выполнения поручений;
д) определение необходимых консультаций (количество консультаций; с кем из преподавателей и других сотрудников лицея нужны консультации; определить дату, время и место проведения консультаций);
е) определить дату, время и место проведения мероприятия;
ж) определить какое техническое оснащение необходимо для выполнения проекта, ответственных за техническое сопровождение проекта (фотографирование, музыкальное и компьютерное сопровождение), ответственных за подготовку и уборку помещения.
- Консультации с педагогами лицея и библиотекарем.
- Реализация проекта.
- Рефлексия.
Временные затраты для выполнения проекта
Временные затраты учеников при разработке игры для младших школьников определяются опытом участия в подобных мероприятиях.
Совместные временные затраты учителей и учеников – консультации учителей и библиотекаря для участников проекта – 1-1,5 ч.
Продолжительность игры – 50 минут
Программно – техническое обеспечение проекта
Техническое оснащение: | Программное оснащение: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на печатной основе:
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
Ю. В. Нестеренко, С. Н. Олехник, М. К. Потапов Лучшие задачи на смекалку. – М.:АСТ – ПРЕСС, 1999.
Е. А. Лебединцева, Е. Ю. Беленкова Алгебра 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект – центр, 2004.
Е. А. Лебединцева, Е. Ю. Беленкова Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект – центр, 2002.
Е. А. Лебединцева, Е. Ю. Беленкова Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект – центр, 2003.
Intel® “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft) Учебное пособие. – 3 изд., испр.
- М.: Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004.
Интернет ресурсы:
http://Vschool.ru
виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”Другие принадлежности
- Бумага для грамот победителям
- Призы для награждения победителей
- Колокольчик для ведущего
- Конверты(их количество определяется количеством заданий, предлагаемых в ходе игры, умноженным на количество команд-участниц), бумага для записей игрокам и членам жюри
- Стенд с портретами Лейбница, Эйлера, Декарта и др. учёных.
Оформление результатов проекта
- Разработка сценария игры.
- Публикация в лицейской газете “Кленовые листья” заметок о проведённой игре.
Сценарий интеллектуальной игры “Математика + ”
Звенит колокольчик, на сцену выходит ведущий.
Здравствуйте преподаватели и лицеисты! Начинаем последнюю игру 2004года! Сегодня играют 2 команды: вертикали А(8а,7а,6а) и вертикали Б(8б,7б,6б). Приглашаю команды на сцену! Команды выходят под музыку. Спешу представить жюри! (в составе жюри преподаватели математики и старшеклассники).
Ведущий: первый конкурс сегодняшней игры “Визитная карточка”, прошу выйти по одному представителю команд для жеребьёвки.
Право выбора очерёдности выступления получит команда, которая первая правильно сложит фразу из квадратиков, лежащих в конвертах.
[Primus inter pares]
Ведущий: (после того как определилась последовательность выступления команд) Вам стал известен девиз игры – “Первый среди равных”, первой будет выступать команда…(называет команду).
Ведущий: (после завершения первого конкурса) А сейчас звенит звонок, приглашая вас на урок биологии! Капитаны, получите конверты с заданиями!
Задание в конверте: это удивительное дерево растёт в лесах Бразилии. Из ствола этого дерева получают сок, который по своему составу почти не отличается от состава дизельного топлива. Его можно прямо без переработки заливать в бак автомобиля. Из одного отверстия в стволе получают около 20л растительной “солярки”. В некоторых странах уже началась массовая посадка этих деревьев. Заполни в соответствии с ключом свободные части таблицы числами и буквами. Запиши название удивительного растения на чистый листок, положи этот листок в конверт и передай членам жюри.
- | - | - 2 | ||||||||
Ключ
1 | -3 | -1,5 | -1 | 7 | 9 | 1,5 | 0 |
О | П | Е | Й | К | А | Ф | Р |
Ведущий: и опять звенит звонок, приглашая на урок русского языка! (Выдаёт задания капитанам команд)
Задание в конверте: найдите закономерность и впишите в таблицу (рядом со знаком вопроса) необходимые буквы или слова. Заполненную таблицу передайте членам жюри.
? | МНОГО | НАРЕЧИЕ |
А | ? | СОЮЗ |
Т | ТОНКИЙ | ? |
? | ЕЛЬ | СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ |
М | ? | МЕСТОИМЕНИЕ |
А | АУКАТЬ | ГЛАГОЛ |
? | ТРИ | ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ |
И | ? | ПРЕДЛОГ |
? | - КА | ? |
? | АЙ | МЕЖДОМЕТИЕ |
Ведущий: пока жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, объявляю конкурс для болельщиков! Болельщики! Поддержите свою команду! Внимание вопрос!
- На какой вопрос никогда нельзя дать утвердительный ответ?
- Сколько концов у четырёх с половиной палок?
- Как из 14 спичек сделать сухую траву?
Ведущий: а сейчас по расписанию урок истории (Выдаёт задания капитанам команд)
Задание в первом конверте: этот учёный написал философский труд “Рассуждение о методе”,
изучал рефлексы, на уроках математики вы пользуйтесь его системой. Запишите имя этого учёного, подойдите к стенду с портретами, найдите его портрет.
Задание во втором конверте: этот учёный жил в России в середине XVIII века и внёс большой вклад в развитие математики, он впервые предложил изображать отношения между множествами с помощью иллюстраций. Запишите имя этого учёного, подойдите к стенду с портретами, найдите его портрет. Рис.1.
Ведущий: слышите этот звонок? Он зовёт вас на большую перемену! Болельщики каждой команды показывают музыкальную открытку.
Ведущий: а теперь мы отправляемся на урок математики (Выдаёт конверты с заданиями капитанам команд)
Задание 1: найдите градусную меру угла А треугольника АВС, если AB=AC, AP=PQ=QR=RB=BC
Рис.2.
Задание 2: запишите, какая закономерность представлена в таблице. Замените знак вопроса числом, удовлетворяющим этой закономерности.
2 | 4 | 8 |
4 | 16 | 64 |
8 | 64 | ? |
Ведущий: пока жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, я вновь объявляю викторину для болельщиков! Болельщики! Поддержите свою команду! Внимание вопрос!
- В каком веке ходили греки пятками назад?
- Всегда ли после двенадцати следует тринадцать?
- Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?
Ведущий: а теперь я объявляю главный конкурс игры – конкурс капитанов!
(капитаны получают задания в конверте).
Задание: напишите слова, которые обозначают то же самое, что и слова в скобках
А + (ёмкость для жидкости) = (счётный прибор)
Ал + (ограждение) = (мелкая старинная русская монета)
Буш + (хвойное дерево) = (старинная единица объёма)
Мно + (человек, проживающий в определённом месте) = (компонент умножения)
Плос + (часть скелета) = (вид поверхности)
Диа + (единица длины) = (отрезок, проходящий через центр и соединяющий две точки окружности).
После завершения конкурса капитанов жюри подводит итоги всей игры, и председатель жюри объявляет команду-победителя.
На следующий день после проведения игры участники проекта собираются для того, чтобы обменяться впечатлениями, обсудить какие материалы информационная группа отправит в редакцию лицейской газеты (наиболее удачные фотографии, заметки, интервью). Кроме того, важно обсудить какие моменты необходимо учесть при проведении следующих игр.
Приложение. Математика + игра начинается