Познавательные игры по физике для учащихся 7–9-х классов

Разделы: Физика


Познавательная игра "Полет перед Рождеством"

Подготовка к игре.

Дети заранее делятся на экипажи по 7 человек, выбирают командира, придумывают название команды, приветствие команде–сопернику. Команды могут сделать небольшие подарки–сюрпризы команде-сопернику.

Ход игры.

Тренировки (интеллектуальная и физическая)

Интеллектуальная.

Цель: проверить широту знаний пилотов, степень их теоретической подготовленности.

Задаются вопросы типа:

- Какую единственную галактику можно увидеть на звездном небе Северного полушария невооруженным глазом? (Туманность Андромеды)

- Какая планета Солнечной системы имеет два спутника? ( Марс, спутники – Фобос и Деймос)

- Первая женщина – космонавт. (В.Терешкова)

- Вещество, которое в земных условиях может быть в трех агрегатных состояниях. (Вода)

- Самая близкая к Земле звезда. (Солнце)

- Ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы. (Меркурий)

- Самая большая скорость в природе. (Скорость света в вакууме, с = 300000 км/с)

Физическая.

Цель: проверить физическую подготовку пилотов, слаженность экипажа.

Команды выстраиваются в колонну и участвуют в эстафетах, получая различные задания.

- Сделать из бумаги “снежки” и попасть ими в цель. 6 человек бросают, один ловит кепкой;

- Пронести теннисный мячик в ложке. Держа ложку в руке, школьник бежит до стула, огибает его, возвращается назад и передает следующему;

- Передать носами верхнюю часть спичечного коробка.

Создание космического корабля.

Ребятам выдаются большие листы бумаги, фломастеры. Нужно нарисовать космический корабль, продумав его устройство, назначение каждой детали, комфортность пребывания в нем людей. Для подготовки дается 10-15 мин. После этого идет защита проектов.

Конкурс командиров.

Командир должен найти выход из трудной, непредвиденной ситуации. Командирам зачитываются задания, после минутного размышления они предлагают свой вариант ответа.

1. Ваш полет длится уже вторые сутки. Члены экипажа жалуются на головные боли, подташнивание. У всех космонавтов распухли лица, наблюдается отечность. Заглянув в зеркало, то же самое вы обнаруживаете у себя.

Ваши действия:

- прервать полет ввиду болезни экипажа;

- запросить центр управления полетом о лечении космонавтов;

- ваше решение.

Правильный ответ: типичное проявление невесомости – это прилив крови к голове, в результате чего и наблюдаются подобные явления, симптомы.

2. Пришла пора принимать космонавтам душ. Как это сделать на корабле? Учтите, что вода в состоянии невесомости собирается в капли шарообразной формы.

Ваши действия:

- не принимать душ;

- свое решение.

Правильный ответ: на корабле есть специальный резервуар, куда вода подается под давлением. Космонавту во время душа необходимо закрывать нос и рот.

3. На вашем корабле во время взлета оторвались алюминиевые панели противометеоритного экрана, который является еще и теплозащитным экраном. Температура внутри корабля поднялась до 50 С.

Ваши действия:

- прекратить полет;

- устранить неполадки, выйдя в открытый космос;

- свое решение.

Взлет корабля.

Имитация полета с помощью музыки, световых эффектов. Можно показать видеофильм или слайды о небесных объектах, встретившихся в пути, о планете – цели полета. Происходит спуск корабля на неизвестную планету.

Радиосвязь с ЦУПом.

Один член экипажа (радист) должен передать максимальное количество информации о небесном объекте, наблюдаемом в иллюминатор космического корабля. Дается 3 мин для подготовки сообщения. Команда–соперник должна определить, о какой планете идет речь.

На планете.

Один-два члена экипажа (исследователи) отправляются изучать поверхность планеты. Здесь нет атмосферы, поэтому передача информации при помощи звуковых сигналов невозможна, остается язык жестов. Команда должна расшифровать сообщение (4-5 предложений).

Возможен второй вариант: информация, которую необходимо передать, написана на листе бумаги и выдается исследователю. Например:

“Впереди на 500 м ровная поверхность. Дальше глубокий кратер, на его дне – неизвестный объект. Не знаю, как достать. Следуйте за мной, нужна ваша помощь.”

“Все нормально. Вдруг впереди показались инопланетяне. У них большие уши и на голове антенны. Пытаются вступить со мной в контакт. Помогите.”

Возвращение на Землю.

Имитация полета к Земле. Приземление (музыка, световые эффекты).

Рождественский конкурс.

Поскольку наш “полет” проходил перед Рождеством, то завершающим был данный конкурс.

Экипажи встретили инопланетянина, который пожелал слетать на Землю. Нужно объяснить ему, что празднуют жители планеты Земля, т.е. предоставить наиболее полно и интересно информацию о Новом годе и Рождестве.

Подведение итогов.

Все конкурсы оценивались по 5-бальной системе. В качестве жюри могут быть старшеклассники, уже знакомые с основами астрономии, бывшие ученики-студенты, учителя физики. После подведения итогов игры команды награждаются.

 Познавательная игра

“Космическая радуга”.

Цели игры.

Познавательные: познакомить учащихся с физическими явлениями, встречающимися в космосе, с профессиями людей, исследующих космическое пространство.

Развивающие: развивать наблюдательность, память, логическое мышление; повысить интерес учащихся к наукам, исследующим космос, к изучению физических явлений, происходящих в невесомости.

Воспитательные: формирование коммуникативных умений при работе в команде.

Подготовка к игре.

В 8-9 классах объявляется тема игры, предлагается составить команду из 5-6 человек. Команда должна придумать себе название и выбрать капитана.

На школьной доске или на листе бумаги нарисована “радуга”, которая состоит из 7-ми секторов, каждый сектор имеет свой цвет радуги и посвящен определенной теме. В каждом секторе 10-12 вопросов-звезд. На каждой звезде написана цифра, которую называют участники команд при выборе из данной темы.

Правила игры.

Каждый цвет “космической радуги” соответствует определенной тематике.

Красный – даты, оранжевый - космические аппараты, желтый – космонавты, зеленый – ученые, голубой – ситуации, синий – психология, фиолетовый – астрономия. Каждый цвет радуги содержит 10-12 вопросов, пронумерованных для удобства выбора команды. Команды участвуют в жеребьевке, определяется последовательность выбора командами вопросов. Команда выбирает сектор “космической радуги” и называет номер вопроса. После ответа на вопрос право хода переходит другой команде. За полный ответ команда получает 2 балла, за неполный - 1 балл. Если кто-то из других команд может дополнить ответ, то оставшийся балл получает та команда, чей представитель дал дополнительный ответ. Если команда не отвечает на данный вопрос, то на него могут ответить другие команды, при этом получая баллы за данный вопрос.

Ход игры.

Приводим примерные вопросы к разделам “космической радуги”.

1. Даты.

Нужно назвать дату, которая связана с определенным событием.

- Когда был осуществлен первый пилотируемый полет космического корабля?

(12 апреля 1961 года)

- Когда осуществилась стыковка космических кораблей “Апполон” и “Союз”? (июль, 1975 год)

- В каком году была осуществлена посадка советской станции “Марс-3” на поверхность

планеты Марс? (1972 год)

- Когда был запущен первый ИСЗ? (4 октября 1957 год)

2. Космические аппараты.

Нужно ответить на вопросы, связанные с космическими аппаратами, их полетами, особенностями и т.д.

- Как назывался первый пилотируемый корабль? (“Восток”)

- Стыковкой каких кораблей была создана первая в мире космическая станция? (“Союз-4” и

“Союз-5” в 1969 году)

- Как называлась советская автоматическая станция, которая стала первым искусственным

телом Солнечной системы? (“Луна-1”)

3. Космонавты.

В этом секторе представлены вопросы, связанные с именами космонавтов, героев дней вчерашних и сегодняшних.

- 108 минут в космосе. О ком это? (Ю.А.Гагарин)

- Он первый сфотографировал Землю из космоса, первый провел в космосе сутки, космонавт

под №2. Назовите его имя. (Герман Титов)

4. Ученые.

В этом секторе вопросы посвящены ученым, которые занимались вопросами теории и изобретением космических аппаратов.

- Кто впервые в мире разработал теорию жидкостных ракетных двигателей, рекомендовал для них различные виды топлива? (К.Э.Циолковский)

- Кто первый рассчитал скорость, которой должно обладать тело, чтобы преодолеть земное притяжение? (И.Ньютон)

5. Ситуации.

Командам предлагаются ситуации, с которыми столкнулись космонавты в состоянии невесомости или при полете. Ребятам предлагается найти выход из сложившейся ситуации.

- При посадке на Луну одному из космонавтов не хватило противогаза. Ваши действия?

(Противогаз предназначен для очистки воздуха, поэтому в безвоздушном пространстве Луны он бесполезен)

- В момент схода с орбиты и посадки на корабле (с космонавтами Леоновым и Беляевым) произошел отказ автоматической системы управления и ориентации, система не смогла выдать тормозной импульс. Как из этой ситуации смогли выйти космонавты? (Они включили систему ручной ориентации корабля и сориентировали корабль, а затем включили тормозной двигатель и благополучно приземлились)

6. Психология.

Важной частью подготовки космонавтов к полетам является клинико-психологическое обследование. Космонавтам необходимо было пройти ряд психологических тестов. Некоторые из них представлены в данном секторе.

- назовите слово, которое не является названием планеты (слова закодированы): РЕНАВЕ, НУПЛОТ, ТЮРЕПИ, МЕЛЯЗ, НОСЦЕЛ. (НОСЦЕЛ – СОЛНЦЕ)

- Определите примерный рост учителя физики.

7. Астрономия.

В этом секторе вопросы связаны с астрономией, знанием строения Солнечной системы.

- Перечислите планеты Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

- Где мы увидим Полярную звезду, находясь: а) на северном полюсе Земли; б) на экваторе Земли; в) на южном полюсе Земли? (над головой; на горизонте; не будет видна).

 Используемая литература для составления вопросов по играм:

  1. Грушинский А.Н., Грушинский Н.П. “Через космос к познанию недр”, М. “Недра”, 1993.
  2. Уманский С.П. “Космонавтика”, М. “Просвещение”, 1986.
  3. Цирульников А.М., Челноков С.А. “Человек на пороге Вселенной”, Горький, Волго-Вятское книжное издание, 1981.
  4. Цирульников А.М., Челноков С.А. “Человек и крылья”, Горький, Волго-Вятское книжное издание, 1977.