Пояснительная записка.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации.
Задача, стоящая перед педагогическим коллективом гимназии №37 – создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя первых классов, учителя-предметники, работающие в 1 классах, медицинская служба гимназии, родители, администрация.
Цель программы: организовать учебно-воспитательный процесс первоклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период.
Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.
Раздел I. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся 1-х классов.
I. Организационная работа.
Сроки | Ответственные | |
Анализ достаточности
учебно-методического обеспечения. Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей. Введение новых форм организации нерегламентированной деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры). Организация “Школы развития для детей 5-6 лет”, которые не посещают дошкольных учреждений, в рамках платных дополнительных услуг. |
Август–сентябрь В течение года
В течение года
Октябрь–март |
Библиотекарь Администрация, учителя Учителя
Зам. директора по УВП |
II. Работа с педагогическим коллективом.
Сроки | Ответственные | |
1. Курсы повышения квалификации на базе
экспериментальной площадки при АПК и ПРО по
содержанию и методике работы по комплекту
программ и учебников “Школа 2000-2100”. 2. Совещания при завуче: 2.1. Ознакомление с нормативно-правовыми документами. 2.2. Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 1 кл. 2.3. Особенности организации деятельности учащихся 1 классов. 3. Заседания МО учителей начальных классов. Педконсилиум: обработка аналитического материала по классно-обобщающему контролю в 1-ых классах, уровень адаптации учащихся 1 классов. 4. Создание системы единого медикопсихолого-педагогического контроля за динамикой развития детей с целью решения проблемы адаптации в 1 классе. 5. Взаимопосещения: 5.1. Посещение уроков в 1 классе воспитателем ДОУ, другими учителями. 5.2. Посещение занятий в ДОУ учителями начальных классов. |
Май
Август Сентябрь Октябрь
Октябрь
В течение года
В течение года |
Учителя первых классов
Замдиректора Замдиректора Замдиректора
Руководитель МО нач. классов Учителя, медик
Учителя, воспитатель |
III. Работа с учащимися.
Сроки | Ответственные | |
Помощь учащимся по ориентированию в
расположении кабинетов, столовой, раздевалки. Изучение медицинских карт учащихся. Праздники знакомства. Посвящение в гимназисты. Встречи в неформальной обстановке (поездки в театр, экскурсии и т.д.) Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся через индивидуальные беседы с учащимися, родителями. Проведение на уроках минуток отдыха и расслабления, игровых моментов. |
Сентябрь-октябрь
Август-сентябрь Сентябрь-октябрь В течение года Сентябрь-октябрь
Постоянно |
Учителя
Учителя, медик Учителя Учителя Учителя
Учителя |
IV. Работа с родителями.
Сроки | Ответственные | |
Родительские собрания. 1.1. Переход на четырехлетнее начальное обучение. Особенности обучения в 1 классе. 1.2. Первая неделя ребенка в школе. 1.3. Анализ итогов совместной деятельности гимназии № 37 и родителей в период адаптации учащихся 1 классов. Консультации для родителей. Оформление “Информация для родителей”. Организация тематических выставок: “Подготовка детей к школе”, “Уголок школьника”, “Что должен знать и уметь первоклассник”. Организация “Школы родителей” будущих первоклассников. |
Май
Сентябрь Октябрь
Сентябрь-октябрь Сентябрь Октябрь-март
Октябрь-март |
Директор, учителя Учителя Зам. директора, Учителя Логопед, учителя Учителя Учителя
Зам. директора по УВП |
Раздел II. Координация деятельности педагогического коллектива в период адаптации первоклассников.
Форма деятельности | Тематика | Ответственные | Сроки |
Административные совещания | Задачи пед. коллектива в период адаптации. | Директор гимназии | Август |
Заседания МО учителей начальной школы | Реализация программы помощи в адаптации. | Руководитель МО начальных классов | Сентябрь |
Классно-обобщающий контроль в 1-х классах | Изучение деятельности первоклассников в период адаптации. | Замдиректора по начальной школе | Сентябрь Октябрь |
Совещания при замдиректора по УВП | Особенности организации деятельности учащихся 1-х классов. | Замдиректора по начальной школе | Октябрь |
Совещание при замдиректора по ВР | Особенности классных коллективов 1-х классов. | Замдиректора по воспитательной работе | Октябрь |
Раздел III. Аналитическая деятельность. Подведение итогов (ноябрь).
- Подготовка аналитических справок по итогам классно–обобщающего контроля в 1 классах, отчетов классных руководителей.
- Выработка рекомендаций и решений.
- Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.
- Проведение родительских собраний “Анализ итогов совместной деятельности гимназии № 37 и родителей в период адаптации учащихся 1-х классов”.