Раздел программы: Программирование на TURBO PASCAL 7.0 (11 кл)
Цели:
Обучающая:
- Знакомство учащихся с базовыми алгоритмическими структурами;
- Научить уч-ся организовывать циклы с предусловием и циклы с постусловием;
- Использовать циклы при работе с программой.
Развивающая:
Формирование навыков работы при создании
программ, отработать приемы вставки в программу
блоков цикла;
Воспитывающая:
- Воспитывать необходимость связывать изучение нового материала с уже известными фактами;
- Воспитывать ответственность за выполняемую работу;
- Воспитывать аккуратность при выполнении вычислений.
Тип урока: получения новых знаний.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа за ПК.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Организационный момент (вступительное слово учителя)
2. Формирование умений и навыков
Изучение нового материала
Учитель.
Циклический алгоритм – описание действий, которые должны повторяться в указанной последовательности несколько раз или пока не выполнится заданное условие. Циклический алгоритм имеет условие и тело цикла. Условие показывает, сколько раз или до каких пор надо повторять действия. Тело цикла содержит последовательность повторяющихся действий.
В языке программирования есть два оператора цикла, отличающиеся тем, что в одном из них условие проверяется в начале, а в другом в конце.
Учащимся раздаются опорные карточки с изображением блок схем циклов
Цикл с предусловием
Учитель.
Рассмотрим на примере “выполнения домашнего задания по предмету”.
Условие “Выполнить домашнее задание”.
Оператор цикла WHILE с предпроверкой условия
Общий вид:
WHILE условие DO тело цикла
где - WHILE, DO - зарезервированные слова (пока, выполнять)
условие - выражение логического типа
тело цикла - операторы яз. Паскаль
Выполнение оператора:
Если выражение “условие” имеет значение ИСТИНА, то выполняется “тело цикла”, следующее за словом DO. В качестве “оператора” может использоваться простой или сложный оператор.
Если выражение “условие” имеет значение ЛОЖЬ, то оператор WHILE прекращает свою работу, т.е. не выполняется ни одного раза.
Далее учащимся предлагается познакомиться с работой циклической структуры в программе.
Пример
Определить значение переменной s после выполнения фрагмента программы.
1. Var
i,s: integer;
s:=0; i:=5;
while i>2 do i:=i-1;
s:=s +i*i;
2. Var
i,s: integer;
s:=0; i:=5;
while i>2 do begin i:=i-1; s:=s +i*i; end;
Цикл с постусловием
Учитель.
Рассмотрим на примере известной ситуации из фильма “Приключения Тома Сойера”. Необходимо покрасить забор. Условие - Все ли доски окрашены?
Оператор цикла REPEAT с постпроверкой условия
Общий вид:
REPEAT тело цикла UNTIL условие
где - REPEAT, UNTIL - зарезервированные слова (повторять, до)
“тело цикла” - последовательность операторов
“условие” - выражение логического типа
Выполнение оператора:
Операторы “тело цикла” выполняется хотя бы один раз, после чего проверяется выражение “условие”. Если его значение ЛОЖЬ, то операторы “тело цикла ” повторяются, в противном случае оператор REPEAT завершает свою работу.
Далее учащимся предлагается познакомиться с работой циклической структуры в программе.
Пример:
Определить значение переменной s после выполнения фрагмента программы.
1. Var
i,s: integer;
s:=0; i:=2;
repeat i:=2*i; s:=s +i until i>5;
2. Var
i,s: integer;
s:=0; i:=1;
repeat i:=2*i; s:=s +i until i <3;
3. Применение полученных умений и навыков на практике
Учитель.
Теперь мы перейдем к практической работе за компьютером.
1. Отладить блоки программ за компьютером.
2. Перед учащимися ставится задача вычисления значений функции У=3Х 2+1,5 при изменении аргумента Х на отрезке от А до В с шагом Н.
4. Подведение итогов. Выставление оценок
5. Домашнее задание
Дана функция У=1/Х, где Х изменяется от А до В с шагом Н. Вычислить значение функции У с учетом ее области допустимых значений (ОДЗ).