Родительско-учительская конференция "Проблемы, радости, заботы делитть давайте пополам"

Разделы: Администрирование школы


Ежегодная школьная родительско-учительская конференция состоялась 18.05.2004 года под девизом: “Проблемы, радости, заботы делить давайте пополам!”. В работе конференции приняли участие 96 человек: 66 родителей (начальная школа – 16 человек, основная школа – 41 человек, десятые классы – 9 человек) и 30 учителей.

Конференция ставила своей целью укрепление сотрудничества между семьей и школой, выработку единых педагогических требований в воспитании детей. Конференция позволила оценить удовлетворенность родителей организацией образовательного процесса в школе, внести дополнения в родительский заказ школе. В ходе конференции был избран Совет ОУ.

Конференция открылась слайд-презентацией “Средняя общеобразовательная школа № 22 – лауреат областного конкурса “60 лучших школ Кузбасса”. Слайд-фильм знакомил участников конференции с наградами школы, успехами обучающихся, содержанием школьного образования, оснащенностью УВП.

Доклад директора школы Барсуковой Т.В. “Средняя школа №22 в условиях модернизации Российского образования” определил тематику круглых столов, где родители и учителя разрабатывали предложения, направленные на повышение качества образования в школе.

Доклад директора школы Барсуковой Т.В. “Средняя школа №22 в условиях модернизации Российского образования”:

– Добрый вечер, уважаемые родители, педагоги школы. Я благодарна всем Вам за то, что в этот очень жаркий день Вы нашли возможность уделить 2 часа времени нашей школе. В этом зале собрались представители большого коллектива школы № 22, ибо школа это:

  • около 100 преподавателей и технического персонала,
  • 755 обучающихся 1-11 классов,
  • около 1500 родителей…

А как пристально сегодня следят за успехами своих внучат бабушки и дедушки! Порой чаще, чем родители, приходят они на собрания и просто без особого повода в школу. Они тоже члены нашего большого школьного коллектива.

В зале присутствуют классные руководители 30 классов школы и по 4 представителя – родителя от каждого класса. Так давайте же проблемы, радости и заботы этого года разделим пополам!

Работу нашей конференции предлагаю построить следующим образом:

  1. Выступление директора школы об итогах учебного года, отчет об использовании внебюджетных средств.
  2. Перед работой круглых столов заглянем в нашу столовую, где выпьем по чашечке чая и попробуем школьные пирожки, так любимые Вашими детьми.
  3. После работы круглых столов вновь встретимся в этом зале и обсудим предложения в план работы школы.
  4. Выберем новый состав Совета ОУ.

Основной показатель работы школы – обученность, уровень знаний школьников.

В этом учебном году в школе 25 отличников.

Я благодарю родителей, учителей этих учеников за воспитание интереса к учебе у детей, за личный вклад в их успехи и помощь!

Хочу с этой трибуны, зная наверняка, что в зале присутствуют родители, назвать фамилии учеников – победителей городских олимпиад.

  • По предметам естественно-математического цикла 7 человек.
  • По предметам гуманитарного цикла 7 человек.
  • Начальные классы 2 человека.

Второй год команды наших школьников участвуют во всероссийской Интернет-викторине. В этом году они заняли: 1 место по физике, 1 место по английскому языку, 1 место по химии, 2 место по экономике, 2 место по обществознанию, 3 место по географии, обществознанию и информатике, оставив позади команды из Омска, Красноярска, Воронежа и других городов.

Каково качество организации образовательного процесса в школе? Какие необходимо создать условия? Подробнее обсудить эти вопросы Вам предстоит на круглом столе “Качество организации образовательного процесса” вместе с Кондратовой Н.А.

В этом году будет принят закон, который позволит реализовать государственно-общественный характер управления ОУ. При школах будут созданы управляющие Советы, т.к. попечительские советы, родительские советы в нынешнем статусе не смогли в полной мере выполнять функции органов государственно-общественного управления школой. Планируется, что в состав управляющих советов школ должны войти бывшие выпускники школ, представители местной власти, работодатели, а также родители учащихся.

Создание управляющих советов школ направлено, с одной стороны, на организацию поддержки школ путем привлечения средств от спонсоров, от бывших выпускников (МО РФ планирует открыть сайт "Твоя школа" с указанием адресов и реквизитов внебюджетных счетов каждой школы страны). А с другой стороны, управляющие советы школ должны обеспечить контроль за укладом жизни школы, понимая под этим качество учебного процесса, вопросы питания и безопасности школы и др., т.е. к полномочиям управляющих советов отнесены важные механизмы влияния на жизнь школы вплоть до участия в подборе педагогических кадров. Значит, в совете должны быть люди, действительно заинтересованные в развитии школы.

Особое внимание будет по-прежнему уделяться вопросам информатизации ОУ. На балансе школы на сегодняшний день компьютеры, подключеные в городскую Интрасеть, есть электронная почта, выход в Интернет; неплохая множительная техника – 2 ксерокса, сканер, 3 принтера.

Дважды прошла обучение в московском центре компьютерного обучения при техническом университете им. Баумана наш преподаватель ИВТ Кольцова Е.А., успешно сдав экзамены, мы получили статус участника программы Microsoft IT Academy (академия информационных технологий Майкрософт), что позволит предоставить своим обучающимся высококачественное образование по самым современных технологиям Майкрософт. Полученные знания и навыки при успешном прохождении обучения дадут возможность нашим ученикам сдать сертификационные экзамены Майкрософт, тем более люди, имеющие высшее образование и те, кто, безусловно, желает этого своим детям, знают, что в 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию, целью которой является создание к 2010 году общеевропейской системы высшего образования, обеспечение условий для свободной академической мобильности студентов, взаимное признание дипломов о высшем образовании. Все это не произойдет автоматически. Об этом заботиться надо уже сейчас, и в школе в частности, отсюда и решение наше об открытии профильных классов и введении с 2004-2005 учебного года предпрофильной подготовки в 9-х классах. Содержание школьного компонента, учебный план школы Вам предстоит обсудить в группе “Содержание школьного образования” (рук. Николайкова Е.В.).

Есть еще 2 темы, приобретающие особую актуальность в жизни школы.

Первая – здоровье детей. Следуя рекомендациям комитета образования, мы уже несколько лет работаем по 3-х часовой программе по физической культуре (со 2 по 7 класс), у детей есть возможность заниматься до вечера в спортивном зале, в школе работают 4 преподавателя физической культуры, секции:

  • волейбол (3-4 классы) – 44 чел.
  • волейбол (8-11 классы) – 15 чел.
  • ОФП (2-4 классы) – 15 чел.
  • волейбол (8-11классы, девушки) – 12 чел.
  • туристический клуб "Категория 22" (6-11классы) – 27 чел.
  • настольный теннис (5-6 классы) – 12 чел.
  • пауэрлифтинг (6-10 классы) – 9 чел.

Мы вступили в программу Президента 50*50 по поставке спортинвентаря в школу (средства за счет аренды спортзала). И сегодня получили спорт инвентаря на 27 тысяч. Достаточно внимания уделяем медицинскому обслуживанию детей. Я уже говорила, что в этом учебном году мы закончили реорганизацию медицинского кабинета, заключили договор с аптекой о поставке необходимых медицинских препаратов – на это уйдут бюджетные средства – 8 тыс. рублей в год.

В связи с опасностью заражения некоторыми серьезными заболеваниями через кровь, мы помогли приобрести прибор для обработки инструментов в стоматологический кабинет (стоимость его 12 тыс. рублей, школа заплатила 5 тыс. рублей).

Учащиеся школы принимают активное участие в городских спортивных соревнованиях. За этот год наши команды в городских спортивных соревнованиях показали высокий уровень подготовки и заняли десять первых мест, шесть третьих мест, четыре вторых места. Мы говорим огромное спасибо преподавателю физической культуры Пархоменко В.И. за отлично организованную работу. С будущего года в школе будет обучаться спортивный 3 класс из 24 мальчиков-хоккеистов.

Это лишь отдельные направления по сохранению здоровья школьников. Наша с вами, уважаемые родители, сегодня задача определить комплекс мер по обеспечению здоровья детей, по воспитанию здорового образа жизни. Полагаю, в данной аудитории нет необходимости останавливаться на проблемах курения, употребления спиртных напитков, ранних половых отношениях. Как и в любой другой школе, в нашей это имеет место. Другое дело, говорят об этом или умалчивают. Всех тех, кто будет сегодня работать в секции “Сохранение здоровья детей”, рук. Носачева Н.М., прошу очень серьезно обсудить эти проблемы.

Вторая тема – обеспечение прав обучающихся в школе. В школе работают Совет профилактики, административный совет, конфликтная комиссия во время экзаменов, органы ученического самоуправления. Введены ставки психолога, социального педагога.

Сохранение порядка в школьном дворе, по прилегающей улице ставят нас перед необходимостью решить вопрос о привлечении школьников к общественному труду. Типовое положение об ОУ разрешает такое участие в труде только с согласия родителей.

Создание атмосферы уважения личного достоинства обучающихся, соблюдения прав участников ВОП – темы для разговора на круглом столе “Защита прав ребенка”, рук. Андреева Е.Ю.

В педагогической прессе появилось выражение “внебюджетное финансирование” – самостоятельное ведение предпринимательской деятельности в виде аренды, торговли покупными товарами и оборудованием, платные дополнительные услуги, приобретение акций и облигаций. Что является для нас приемлемым? Прежде всего, аренда. Арендуется спортивный зал промышленными предприятиями города для занятий в вечернее время. Арендуют помещения школы стоматологический кабинет, Школа изучения иностранного языка “Континенталь”. Тренажерный зал открыт для платных посещений. Аренда дают нам в год около 50 тысяч рублей.

Хорошим подспорьем является спонсорская поддержка родителей. За год спонсорский родительский взнос составил 151 тысячу рублей. Особую благодарность хочу выразить родительским коллективам 2а,1б, 3а, 5а, 6г, 9б классов. (Родителям предлагают ознакомиться с отчетом о поступлении и расходовании внебюджетных средств МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 22” за 2003–2004 учебный год, который выдается каждому участнику конференции. Директор комментирует направления расходов, обосновывая их необходимость.)

Уважаемые коллеги! Это очень важно, чтобы мы не только говорили, что мы делаем что-то для улучшения образовательного процесса в школе, но и то, что это мы делаем вместе с родителями. Круглые столы.

Сохранение здоровья детей.

Руководитель: Носачева Н.М., методист школы, учитель русского языка и литературы.

Участники круглого стола обсуждали вопросы создания здоровьесберегающей среды в школе.

Созданы ли в школе условия (санитарно-гигиенические, психологические, педагогические) для сохранения здоровья ребенка во время школьного обучения?

Какие меры следует принять для борьбы с массовым курением в школе?

Что следует включить в практику работы школы, для формирования у детей желания сохранять и укреплять свое здоровье?

В ходе обсуждения выделили проблемные места, предложили пути решения трудностей.

Поднятые проблемы Предложения по решению
1. Состояние туалетов. Ремонт туалетов, восстановление рукомойников.
2. Соответствие парт росту обучающихся в начальной школе. Целевой взнос родителей (50 на 50 %).
3. Безопасность обучающихся Охранный пункт в школе. Пропускной режим.
4. Снижение зрения, истощение нервной системы обучающихся из-за большого объема домашнего задания. Организация контроля за объемом домашнего задания в старших классах.

Ввести систему автоматических зачетов.

Давать не менее 2 дней на подготовку между экзаменами.

5. Курение обучающихся. Решением конференции ввести штрафы, систему моральных наказаний.
6. Грязь в помещении с уличной обуви. Ввести решением конференции вторую обувь с 1 по 8 класс.

Защита прав ребенка.

Руководитель: Андреева Е.Ю., педагог-психолог, заместитель директора по развитию ОУ.

Участники круглого стола обсуждали вопросы создания правового пространства в школе.

Защищены ли в школе права ребенка на сохранение и защиту своего достоинства, обеспечения образовательных запросов, на высказывание своего мнения? Каковы причины их несоблюдения?

Соблюдаются ли права родителей на защиту интересов ребенка в школе? Что заставляет родителей в случае конфликта своего ребенка обращаться напрямую в ИДН?

Что следует включить в практику работы школы для обеспечения гарантии защиты интересов обучающихся и их родителей?

В ходе обсуждения выделили проблемные места, предложили пути решения трудностей.

Поднятые проблемы Предложения по решению
1. Недостаточный уровень знаний обучающихся о своих правах. Ввести в учебный план школы курсы, знакомящие обучающихся со своими правами с 6 класса.
2. Участие ребенка в общественном труде. Закрепить согласие родителей на участие ребенка в труде в договоре между родителями и школой. В договоре оговорить обязанность школы по обеспечению безопасности ребенка во время работ.
3. Неиспользование родителями возможностей школы при разрешении конфликтных ситуаций. Довести до сведения родителей на первом собрании процедуру разрешения конфликтной ситуации.
4. Эмоциональные срывы учителей. Организовать психологическую помощь учителям.

Удовлетворенность качеством организации образовательного процесса.

Руководитель: Кондратова Н.А., заместитель директора по УВР.

Участники круглого стола могли высказать мнение о своей удовлетворенности организацией и содержанием образовательного процесса в школе.

Удовлетворены ли Вы качеством организации образовательного процесса в школе (распределением учебной нагрузки, содержанием школьного образования, воспитательной работы, организацией учебного процесса, адекватностью выставляемых отметок, условиями для обучения одаренных детей, детей с трудностями в обучении)?

Что следует изменить в практике школы?

В ходе обсуждения были определены проблемные места и пути решения трудностей.

Поднятые проблемы Предложения по решению
1. Недостаточная удовлетворенность родителей своей включенностью в УВП. Шире привлекать родителей к организации кружков, проведению классных часов.

Разнообразить методику проведения родительских собраний.

2. Недостаточное знание обучающимися 5-9 классов тематики кружков и секций. Проводить презентацию тематики кружков и секций для родителей и школьников.
3. Неравномерное распределение нагрузки в начальной школе. Обеспечить равномерную нагрузку.
4. Недостаточный уровень дифференциации. Больше внимания уделять детям, успевающим на “три”. Учитывать мнение родителей при распределении индивидуальных часов на одаренных школьников и с трудностями обучения. Вводить платные услуги с 5 класса по запросам родителей.
5. Недостаточный уровень удовлетворенности уроками физики, химии. Уделить больше внимание предметам естественно-научного блока.
6. Корректировка родительского заказа. Увеличить число часов преподавания информатики.

Ориентировать тематику факультативов на спрос детей и родителей.

4. Содержание школьного компонента.

Руководитель: Николайкова Е.В., заместитель директора по УВР.

Участники круглого стола обсудили вопросы:

Какие основные качества личности, на Ваш взгляд, должны быть сформированы на начальной ступени обучения, в основной и средней школе?

Какие курсы следует включить в школьный компонент учебного плана для развития ожидаемых качеств?

Какие платные образовательные услуги следует организовать в школе?

Размышляя о личностных качествах, которые родители хотели бы видеть в своих детях, участники дискуссии отметили важность формирования самостоятельности, уверенности в себе, ответственности, работоспособности, взаимовыручки, порядочности. Для родителей и учителей важно, чтобы дети умели строить и поддерживать взаимоотношения, умели учиться. Единым желанием родителей было желание видеть в своем ребенке индивидуальность, которая сохранится за годы обучения в школе, станет проявляться ярче.

Проблемы школьного образования и пути их решения участники круглого стола увидели так:

Поднятые проблемы Предложения по решению
1. В начальной школе ребенок подавляется как личность, выставляемые отметки не соответствуют знаниям. Принять меры к изменению ситуации.
2. Есть факты оскорбления учителем учеников. Учить учителей знать возрастные особенности школьников. При необходимости обращаться к психологу.
3. Недостаточный уровень условий, формирующих умение учиться. Учить ребенка учиться.
4. В красивой одежде, деловой заставляют работать лопатой, граблями. Заранее предупреждать.
5. Много “окон”, учителя пропускают уроки. Обеспечить замещение уроков тем же предметом.
6.Корректировка родительского заказа. Вводить курсы по этике, психологии.

Информатику, английский язык вводить со второго класса.

Вводить дополнительные, в том числе платные образовательные услуги.

Роль родителей в управлении школой.

Руководитель: Барсукова Т.В., директор школы.

Были обсуждены следующие вопросы:

  • Реализуется ли в школе право родителей участвовать в управлении ОУ?
  • Как Вы видите участие родителей в деятельности Совета ОУ, который должен руководить развитием школы в соответствии со стратегическими государственными документами, а также созданием условий для качественной организации ВОП?
  • Как могут быть связаны между собой деятельность классных, школьных родительских комитетов и Совета ОУ?

В результате работы группы были определены следующие проблемы и пути их решения.

Поднятые проблемы Предложения по решению
1. Необходимость школьной формы. Решением конференции ввести единое требование к одежде школьника – деловой костюм.
2. Организация ремонтных работ в школе. Заранее определять необходимый объем работ и примерную сумму, которую нужно в качестве спонсорского взноса внести родителям. Решение принять Совету ОУ.

К рассчетам смет привлекать родителей-специалистов.

Совету школы ходатайствовать перед Красногорским разрезом о помощи в ремонте крыши спорт зала, т.к. в школе обучается много детей работников предприятия.

3. Востребованность компьютерной грамотности. Увеличить количество часов на преподавание информатики.
4. Недостаточная осведомленность родителей в тематике кружков (5–9 кл.) Записывать названия кружков в дневник.
5. Желание родителей, чтобы их дети обучались шахматам. Ввести обучение шахматам в начальной школе.
6. Охрана школы. Организация охранного пункта.
7. Содержание деятельности Совета ОУ. Помощь в ремонте, родительский заказ на образовательные услуги, введение общих требований к одежде школьника, помощь в организации общешкольного праздника “За честь школы”.

Анализ работы групп позволяет сгруппировать выделенные трудности. В основном они касаются необходимости урегулирования взаимоотношений “семья – школа”, обеспечения психологической и физической безопасности ребенка в школе, соблюдения санитарно-гигиенических норм, оформления родительского заказа школе. Эти трудности можно решить в следующем порядке:

  1. Заказ на содержание школьного образования.
  2. Ввести в учебный план школы:
  • учебные курсы, знакомящие школьников с их правами (с 6 класса);
  • надпредметные по содержанию учебные курсы, которые помогут ребенку организовать свой учебный труд;
  • курсы по этике и психологии (на родительский заказ хорошо работают курсы Современной русской школы, например, “Почитание родителей”);
  • увеличить количество часов на преподавание информатики;
  • информатику и английский язык преподавать со второго класса;
  • ввести обучение шахматам в начальной школе.

Требования к организации образовательного процесса.

  • вести постоянный контроль за распределением учебной нагрузки в начальной школе, за объемом домашнего задания в старшей школе;
  • вести контроль за адекватностью выставления отметок в начальной школе;
  • ввести систему автоматических зачетов;
  • учить ребенка учиться, т.е. шире использовать активные формы обучения, приемы НОТ школьника;
  • усиливать дифференциацию обучения, на ее основе больше уделять внимания “троешникам”;
  • тематику факультативов определять от запроса школьников и их родителей, организовать презентацию факультативов в 5–9 классах;
  • шире вводить дополнительные платные услуги.

Взаимоотношения “родители – школа”.

  • включить в содержание договора между школой и родителями пункт о согласии родителей на привлечение ребенка к общественному труду. В обязанности школы включить обеспечение безопасности ребенка при работе на улице Комарова, а также необходимость предупреждения родителей перед работами;
  • включить в договор между школой и родителями обязанность школы замещать уроки, пропускаемые учителем, организацию учебного процесса без окон;
  • на первом родительском собрании довести до сведения родителей процедуру разрешения конфликтных ситуаций между учениками на уровне школы;
  • обязать классных руководителей разнообразить методику проведения родительских собраний;
  • шире привлекать родителей к ведению кружков, классных часов, других мероприятий;
  • учитывать мнение родителей при распределении индивидуальных часов на работу с одаренными учениками и учениками с трудностями в обучении;

Заранее определять объем ремонтных работ, составлять смету с участием родителей-специалистов, необходимый размер спонсорского взноса родителей.

Требования к профессиональной компетентности учителя.

  • обучать учителей навыкам управления своим состоянием, особенно в конфликтных ситуациях.

Обеспечение условий школьной жизни.

  • решением конференции ввести деловой костюм как обязательный, вторую обувь с 1 по 9 класс, систему наказаний за курение;
  • организовать охранный пункт в школе.

Выборы Совета образовательного учреждения.

Совет ОУ – орган самоуправления школой, состоящий из трех представительств: представительство учителей, представительство родителей (законных представителей), представительство учеников.

Цель деятельности Совета школы – руководство развитием и функционированием школы в соответствии с программой развития, целевыми программами и планами развития отдельных направлений. Задачи Совета школы:

  • определение перспективных направлений деятельности школы;
  • привлечение общественности к решению вопросов развития школы;
  • создание оптимальных условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в школе;
  • защита законных прав участников воспитательно-образовательного процесса;
  • решение вопросов пребывания в школе обучающихся, нарушивших Устав ОУ.

Организация деятельности Совета школы осуществляется по принятому на учебный год плану. Заседание Совета проводит его председатель по мере необходимости, не реже двух раз в год.

Компетенция Совета школы:

  • утверждение Программы развития школы;
  • принятие решения об исключении обучающегося из школы;
  • направление ходатайств в административные органы, общественные организации, учебные заведения, предприятия и организации по вопросам перспективного развития школы;
  • проведение собеседований с родителями обучающихся (лицами их замещающими) по вопросам выполнения ими Закона РФ “Об образовании”, Устава школы;
  • утверждение локальных актов в соответствии с Уставом школы.

В Совет ОУ решением педагогического совета включены: заместитель директора по развитию ОУ, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по хозяйственной части, социальный педагог, педагог-психолог, учитель информатики, учитель начальных классов.

По предложению классных руководителей в Совет ОУ вошли родители и активные обучающиеся, члены школьной ученической организации МАРШ (Могучая Ассоциация Ребят Школы).