Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи:
образовательные – вывести формулы решения простейших тригонометрических уравнений, сформировать у учащихся первичные умения и навыки их решения;
развивающие – развивать и совершенствовать у учащихся умение применять знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;
воспитательные – воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности.
Оборудование урока: кодоскоп, слайды, запасная доска, таблицы по тригонометрии: а) значения тригонометрических функций; б) основные формулы тригонометрии.
Содержание урока.
Ход урока, деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
I. Организационный этап Задачи: подготовить учащихся к работе на уроке. Взаимное приветствие; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид); организация внимания. |
|||||
II. Этап проверки домашнего задания Задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися. 1. Проверка домашнего задания у доски. а) Сравнить: arctg () и arccos arcctg и arcsin 1 б) Вычислить: arctg () + arccos () + arcsin 1 arcsin (-1) – arccos + 3arctg () в) Расположить в порядке возрастания: arccos 0,4; arccos (-0,2); arсcos (-0,8) |
Трое учащихся решают данные задания у доски. |
||||
2. С классом проводится фронтальный
опрос и устная работа. Вопросы: а) Дать определение: arcsin , arccos , arctg , arcctg ; б) Имеют ли смысл выражения: arcsin ; arсcos ; arctg 5; arcсtg ; arccos 1,8 ; arcsin (-1,5). в) Найти значения выражений и мотивировать свой ответ: arcsin 0; arсcos ; arctg ; arcсtg 1; г) Расположить в порядке возрастания: arcsin ; arcsin ; arcsin ; arccos 1; arсcos ; arcсos ; |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют устные задания. | ||||
3. Проверка работ, выполненных учащимися у доски. | Каждый учащийся, выполнявший работу, комментирует свой пример. | ||||
4. Назовите несколько значений угла
поворота ?, при которых выполняются условия: sin =; cos = 1; tg =. |
Предполагаемый вариант ответа: = arcsin =. Учитывая период функции синус = arcsin + 2 = + 2 = и т.д. |
||||
III. Этап получения новых знаний Задача: познакомить учащихся с простейшими тригонометрическими уравнениями, вывести формулы и отработать первичные навыки их решения. Учитель диктует, а учащиеся записывают тему урока: “Решение простейших тригонометрических уравнений”. Открывается запасная доска, где записаны уравнения: sin х = а, cos х = а, tg х = а, ctg x = a. 1. Дается определение простейших тригонометрических уравнений. 2. Осуществляется решение уравнений: sin х = 0, cos х = 0, используя определение синуса и косинуса. sin х = 0. Найдем на тригонометрической окружности точки с ординатой 0. Из А(1;0) в них можно попасть поворотом на угол n, n Є Z, т.е. х = n, n Є Z Аналогично получают решения уравнения cos х = 0. х = + n, n Є Z Решения уравнений sin х =1, sin х = -1, cos х = 1, cos х = -1, учащиеся по вариантам получают самостоятельно и осуществляют проверку через представленную учителем таблицу. Получили формулы решения уравнений (Приложение №1) 3. Выводятся формулы корней уравнений: sin х = а, cos х=а, tg х = а. A) Для вывода формулы корней уравнения sin х = а через кодоскоп показывается слайд с изображением в одной системе координат графиков функций у = sin х и у = а Если |а| > 1, (см. рис 1, приложение №2), то графики функций у = sin х и у = а не пересекаются, и уравнение sin х = а не имеет корней. Если |а| < 1 , (см. рис 2, прил. №1), то на отрезке [-; ] графики пересекаются в точке с абсциссой х = arcsin a, и, учитывая период функции синус, получаем: х = arcsin a + 2пn, n Є Z,(1), а на отрезке [;] графики пересекаются в точке с абсциссой х = п- arcsin a и, учитывая период , получаем: х = п – arcsin a + 2пn, n Є Z. (2) Эти две формулы можно объединить одной: х = (-1)к arcsin a + пn, n Є Z (3) Убедимся, что формулы (1) и (2) объединяет формула (3). При к = 0, х = (-1)0arcsin a = arcsin a, (1); При к =1, х = -arcsin a + п = п- arcsin a, (2); При к =2 , х = (-1)2arcsin a +2п = arcsin a +2п, (1); При к =3, х = (-1)3arcsin a + 3п = ( п- arcsin a) + 2п, (2). Б) Аналогично выводятся формулы корней уравнений (см. приложение №1, рис. 3, 4.): cos х = а х = +/- arccos a + 2пn, n Є Z. tg х = а х = arctgs a + пn, n Є Z. В) Для решения уравнений ctsх =а используют тождество tdх ctgх =1, откуда tgх =, и записывают уравнение в виде: tgх = По окончании вывода формул вывешивается плакат с опорным конспектом по теме урока. (см. приложение №3) |
Учащиеся привлекаются к определению
координат точек пересечения графиков, делают
выводы по ходу рассуждений вместе с учителем. Полученные формулы записывают в тетрадь. |
||||
IV. Этап первичного закрепления
навыков решения простейших тригонометрических
уравнений. Задачи: первичное закрепление навыков решения тригонометрических уравнений в ходе устной работы. Устно решить уравнения: sinх =, cosх =, sinх = 3, cosх =, cosх =-2,4, tgх =1, tgх =1,7. |
Учащиеся, пользуясь полученными формулами, устно решают уравнения. | ||||
V. Этап отработки умений и навыков по
решению простейших тригонометрических
уравнений. Задачи: отрабатывать умения и навыки решения уравнений. У доски 4 учащихся по очереди решают по два уравнения: а) 2sin х = 1, 2cosх = ; б)cosх –1 =0, tgх – 1 = 0; в) sin 2х = , = -; г) tgх = 0,8, ctgх = 2,5. |
Учащиеся работают вместе с отвечающим у доски или решают уравнения самостоятельно и сверяют решение с записями на доске. | ||||
VI. Этап проверки первичного усвоения
знаний, умений и навыков по теме в ходе
самостоятельной работы. Задачи: проверить степень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях учащихся. Самостоятельная работа. Решите уравнения:
|
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по команде учителя обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Верное решение показывается учителем через кодоскоп. | ||||
VII. Домашнее задание. Задачи: сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению. П.9, № 137-143 (г). |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |