Цели:
1. учить составлять текст художественного стиля;
2. закреплять на практике умение использовать литературный прием
“олицетворение” при написании сочинения;
3. развивать эмоциональную сторону речи учащихся;
4. развивать интерес к родному языку.
Оборудование: репродукции с картин А.К. Саврасова “Грачи прилетели” и
В.К. Бялыницкого-Бирдли “Калужница зацвела”, плакат “Схема
построения описания”, изображение героев из книги Н.Носова
“Незнайка и его друзья”: Цветик, Знайка.
I. Организационный момент.
Солнце красное пригрело.
Отзвенели капели.
Май листочками шепчет.
Ну, а мы тихо сели.
II. Активизация познавательной деятельности учащихся.
а) Вступительное слово учителя.
- Весна давно вступила в свои права. И как она хороша!
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет.
Тёплый дождь, сверканье вод -
Вас назвавши, что прибавить?
Жизнь души, весны приход!
- Так писал об этом времени года поэт Жуковский. “Жизнью души” называет он весну. Действительно, когда всё пробуждается, покрываются зеленью нивы, то есть поля с озимой пшеницы, когда всё согрето ласковыми лучами солнца, во многих сердцах просыпаются светлые чувства. Недаром о весне создано много стихов, написано немало рассказов и картин.
б) Работа по картинам.
- Взгляните на картину Саврасова “Грачи прилетели”.
- Ранняя или поздняя весна изображена на ней? Обратите внимание, ещё не весь снег стаял, но как насыщена картина ярким светом. От неё так и веет талым снегом. Кажется, вот-вот услышишь деловитые крики грачей, обустраивающих свои гнёзда.
А вот картина художника Бялыницкого-Бирдли. Сколько света! Робкая зелень проглядывает на солнцепёке. Ещё чуть–чуть и зеленая дымка дальнего леса превратится в чудесный изумрудный наряд. Уж не этот ли уголок природы наблюдал великий писатель Н. Гоголь, когда создавал этюд “Картина весны”.
Зачитывается отрывок из кн. “Цветы лета”. Изд. “Детская литература”. М., 1975 г., стр. 4-5.
- Как точно и ярко нарисовал писатель эту картину весны, но в его руках ожили не краски. С помощью чего же изобразил Гоголь весну? (С помощью великого русского слова).
в) Упражнения в сравнении и анализе стилей текстов.
Наступила весна. Солнце прогрело почву. Распустились цветы на лугах. Появились листья на деревьях. |
Ах! Весна! Глаза фиалок Из травы глядят давно. Старый клён зеленой лапкой Постучал в моё окно. |
- Эти тексты написали два друга, герои книги Носова “Незнайка и его друзья”: ученый–исследователь Знайка и поэт Цветик. Сравните эти тексты, пользуясь памяткой.
1. Тема текста. 2. Вид текста. 3. Цель текста. 4. Стиль текста |
- Какова же цель первого текста? (Перечислить точные, научные приметы весны).
- В каких случаях пишут такие тексты? (На уроках природоведения пишут отчеты о погоде, о весенних изменениях в природе.)
- Дети зачитывают образцы делового текста из тетради по природоведению.
- Какова цель второго текста? (Красочно, словами нарисовать картину весны).
Вывод: первый текст называется деловым, второй художественным.
г) Ознакомление с новым термином.
В дальнейшей беседе выясняем, кто из героев какой текст мог написать, и как ребята об этом догадались. Уточняем, какой приём использовал поэт Цветик для более выразительного описания растений. (Олицетворение).
По книге “Практическое пособие по развитию речи” Нефёдовой и Узоровой даю определение олицетворения.
Олицетворение – наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека (речью, смехом, мыслями, переживаниями).
Затем предлагаю ребятам прочесть известные им стихи о весне и коллективно отыскать места, где использован приём олицетворение.
III. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем учиться создавать художественный текст – описание о весне. Попробуем сделать это так, чтобы читатель был вместе с нами рад приходу весны.
IV. Подготовительная работа к написанию сочинения.
а) Коллективно уточняем, что такое текст-описание.
Знакомимся со схемой построения описания.
Схема построения описания. 1. Представление объекта речи. 2. Наиболее характерные признаки объекта речи. 3. Оценка объекта речи. |
- Что же будет сегодня нашим объектом речи? (Весна) Запишем это слово с комментированием.
б) Упражнение в выборе признаков объекта речи.
- Выберите из данных признаков весны наиболее характерные для мая. Запишите эти слова в столбик.
Весна, лужи, сосульки, солнце, цветы, проталины, листья.
Прошу зачитать подобранные дома прилагательные, характеризующие некоторые весенние признаки. Отбираем лучшие.
Например:
Весна – ликующая, весёлая.
Солнце – доброе, ласковое.
Цветы – робкие, первые, нежные, душистые, чудесные.
Листья – изумрудные, молодые.
Прилагательные записываем с комментированием.
в) Упражнение в применении приёма олицетворение.
- Попробуем “оживить” приметы весны, придать им свойства, присущие человеку. В этом нам помогут глаголы. Выберете из написанных на доске глаголов те, которые “оживят” наш текст.
Весна – пришла, наступила, началась.
Солнце – согрело, приласкало, осветило, разбудило.
Цветы – распустились, разбежались (по лугу), улыбнулись.
Листья – шумят, шепчутся, шелестят, машут (ладошками).
- Есть ли свои идеи?
Запись глаголов с комментированием.
г) Упражнение в корректировке текста.
- Есть такая пословица “Поспешишь – людей насмешишь”. Так случилось и с Незнайкой. Он тоже написал текст о весне и поспешил.
Горячо припекает горячее солнце.
Зазеленела зеленая зелень.
Поражает наш взгляд нежная нежность цветов.
Кругом красивая красота!
Коллективно редактируем текст.
V. Физминутка.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
VI. Работа по составлению текста.
а) Называем тему будущего текста и подбираем к нему название.
б) Представляем объект описания, используя олицетворение. Выбираем наиболее удачный вариант, редактируем.
Аналогичная работа проводится с описанием каждого выбранного признака весны.
в) Работа над концовкой текста.
Напоминаю этюд Николая Гоголя “Картина весны”. (Отрывок из второго тома поэмы “Мёртвые души”) Выясняем, почему так много восклицательных предложений в конце текста (Автор выражает своё душевное состояние) Прошу попробовать выразить своё душевное состояние, своё восхищение весной с помощью восклицательного предложения. Редактируем.
VII. Работа над корректировкой готового текста.
а) Первое прочтение текста в полголоса с заданием: проверьте, нет ли лишнего в тексте.
б) Второе чтение с заданием: определите, нет ли повторов, если есть, замените неудачное слово синонимом.
в) Третье чтение с заданием: проверьте написание орфограмм.
VIII. Оценка составленного текста и подведение итогов.
- Есть ли желающие поделиться с нами своим творческим трудом? (Заслушиваем 3-4 работы. Коллективно оцениваем.)
- Сегодня на уроке мы сумели красочно, эмоционально изобразить весну, используя великий, могучий, родной русский язык.
IX.. Выставление и комментирование отметок.