Урок математики в 1-м классе "Сложение и соответствующие случаи состава чисел"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок закрепления изученного.

Вид урока: урок-игра.

Технологии: на игровой основе.

Цели урока:

  • Закрепить знания таблицы для случаев вида “плюс, минус 3”.
  • Закрепить знание соответствующих случаев состава чисел.
  • Закреплять навык решения задач.
  • Развитие устных и письменных вычислительных навыков, развитие логического мышления, речи и творческих способностей учащихся.
  • Воспитание любви к животным, интереса и любознательности.

Оборудование:

  • Плакаты с заданиями.
  • Наборное полотно.
  • Демонстрационные картинки.
  • Разрезные картинки.
  • Веера цифр.

ХОД УРОКА

Этапы урока. Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент. Мотивация.

– Сегодня у нас необычный урок, сегодня к нам в гости приехал ЦИРК. Итак, вы и наши гости попали на цирковое представление! Оно необычно тем, что мы будем с вами не только смотреть, но и участвовать: считать, решать, думать и отвечать. Давайте покажем, как должны сидеть настоящие зрители. Стих.

Дети приготовились к уроку. Дети повторяют правила посадки.

Сядем ровно, не сгибаться,
Начинаем заниматься.

2. Основная часть урока. Устный счет.

а) – Внимание, вам необходимо узнать, кто же сегодня выступит на арене цирка. Для этого расположите числа в порядке увеличения – это верхний ряд, в порядке уменьшения – это нижний ряд. Давайте хором произнесем числа. Читаем хором, что получилось. Цирковые артисты.

Фронтальный опрос.

Учащиеся называют числа в порядке увеличения, затем в порядке уменьшения.

Учитель переворачивает карточки.

Хором дети читают слова:

ЦИРКОВЫЕ АРТИСТЫ

б) Встречайте первого циркового артиста, для этого отгадайте загадку:

У этой лошадки одежка в полоску,
Похожа одежка ее на матроску.

Появляется на доске плакат с изображением зебры с примерами (случаи +_ 3). Давайте решим примеры, ответы покажем карточками.

Беседа о “зебре – пешеходной дорожке”.

На доске плакат с примерами. Дети по цепочке решают примеры, остальные сигналят правильность или неправильность ответа.

7 - 3 =

5 + 3 =

9 -3 =

8-3 =

3 - 3 =

4 + 3 =

5 - 3 =

7 + 3 =

6 - 3 =

10 - 3 =

Ответы детей.

3. Устные задачи в стихах. А на арене появляется:

– Лопоухий и смешной, носит хобот он большой, хочет подружиться с нашей детворой. Слоненок. Он вам принес задачи в стихах,

Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел,
Пять – под березой,
Три – у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине? 5 + 3 = 8

Девять голубей на крыше сидели,
Три вдруг вспорхнули и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей? 9 - 3 = 6

Четыре жирафа пошли погулять,
За ними пристроились вдруг еще пять.
Давайте, друзья, быстро считать,
Сколько жирафов вышло гулять?

Устные ответы детей.

Затем устное объяснение задач.

Показ на доске.

4. Работа с математическими понятиями. Кто веселит всех на арене, без него не обходится ни одно представленье? Клоун.

Он просит вас из данных чисел и знаков составить одно равенство и одно неравенство. Какой знак мы используем… Запишите их в тетрадь.

Дети повторяют смысл понятий “равенство и неравенство”.

Составляют равенства и неравенства и записывают их в тетрадь.

На доске знаки “больше, меньше, равно, плюс, минус” и цифры 6, 3, 9

6 – 3 < 9

6 + 3 = 9

9 – 3 = 6

5. Физминутка. В небе плавает луна,
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можем мы луну достать,
6, 7, 8, 9, 10 – и пониже перевесить,
10, 9, 8, 7 – чтоб луна светила всем.

Когда я буду маленьким –
К коленочкам прижмусь,
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.

6. Закрепление знаний. Внимание, на арене появляется маг-волшебник, звездочет и фокусник. Он просит вас правильно распределить его звездочки по составу числа. Итак, веерами покажите

7 – это 3 и сколько?
7 – это 5 и сколько?
7 – это 1 и сколько?
7 – это 0 и сколько?

7. Решение задач. Молодцы, вы прекрасно справились, а еще волшебнику хотелось бы узнать, как вы умеете решать задачи про него. У фокусника в левой руке 5 волшебных палочек, а в правой на три меньше. Придумай вопрос и реши задачу.

На доске схема к задаче. Составьте задачу про фокусника, у которого есть мячи – большие и маленькие. Запишем с вами в тетрадь решение и ответ задачи.

Дети показывают состав чисел цифровыми веерами.

7=3 и 4 7=1 и 6

7= 5 и 2 7=0 и 7

Разбор задачи по четырем составным частям.

Фронтальный опрос: условие, составление вопроса, решение и ответ.

5– 3 = 2 (п.)

Ответ: 2 палочки.

Разбор задачи, 1 учащийся рассказывает составленную задачу, самостоятельная запись решения и ответа.

8. Физминутка. Хором дети:

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Только солнце лишь проснется –
Бабочка кружит и вьется.

9. Задание на смекалку. Встречайте следующего артиста:

Кто в лесу глухом живет,
Летом ест малину, мед,
Неуклюжий, косолапый,

А зимой сосет он лапу? Помогите Мишутке решить задачу на смекалку. Откройте страницу 107, внизу прочитайте задачу на смекалку. Оля сидит ближе, чем Даша, но дальше, чем Катя. В ходе разбора на доске появляется чертеж.

Чтение задачи вслух хорошо читающим учеником. Фронтальный опрос и разбор задачи.

3 ряд          2 ряд             6 ряд

Оля            Катя               Даша

10. Геометрический материал. Встречайте следующих артистов – загадка:

Мягкие лапки, а в лапках царапки (кошка). Посмотрите, сегодня к нам пришла не одна кошечка, а целых? 3. На доске плакат с кошками из геометрических фигур. Из каких геометрических фигур состоит 1 кошечка? Сравните 1 и 2. 2 и 3?

Сначала хором дети называют, из каких геометрических фигур состоит 1 кошка.

Один ученик сравнивает 1 и 2 кошку, а другой сравнивает 2 и 3 кошку. Остальные сигналят о допущенных ошибках.

11. Конструирование из раздаточного материала. И последнее, очень интересное задание просят вас сделать цирковые артисты – соберите из разрезных картинок фигурки артистов сегодняшнего цирка. Посмотрите на доску, что говорят они вам на прощанье? Молодцы! Ученики берут индивидуальные конверты с разрезными фигурками. Каждый собирает своего участника представления.

Дети хором читают надпись на клоуне: МОЛОДЦЫ.

12. Итоги. – Давайте хором поблагодарим всех за представление. На этом наш урок подошел к концу.

Чем мы сегодня занимались, и что вам понравилось?

Вы сегодня замечательно работали!!!

Встаньте те, кто считает, что хорошо потрудился!!!

Ученики хором отвечают:

СПАСИБО.