Цели урока:
- формирование навыка рисования кистью;
- развивать творческую активность учащихся;
- способствовать формированию чувства любви и дружбы к близким людям; воспитывать эстетических впечатлений детей о красоте цветочного мотива в росписи русской матрёшки.
Оборудование урока:
- фигурки игрушечных матрёшек;
- иллюстративный материал (модели матрёшек);
- музыкальное оформление (русские народные песни и плясовые);
- альбом “Игрушки Крутца” И. Бусева-Давыдова.
I. Организационный момент
II. Стихотворение (читает учитель)
И в 6, и в 10 лет, и в 5,
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует:
Цветы, рисунки, лес и сказки…
Все нарисует, были б краски
Да лист бумаги на столе
И мир в семье и на Земле.
А что сегодня на уроке мы будем рисовать, вы уже, наверное, догадались.
Конечно же, это матрешка!
(Дети смотрят выставку, представленную у доски. У каждого ребенка на столе тоже стоят матрешки).
Ребята, а кто из вас знает, чем матрешка отличается от всех остальных игрушек?
Стихотворение читает ученик:
Ребята, какую оплошку допустила девочка? |
|
Ребята, а вы хотите узнать, как появилась матрешка, и какой искусный мастер ее так красиво расписал? Началось все так:
Когда-то, примерно сто лет назад, художник Василий Малютин привез в Москву из Японии фигурку игрушечного лысого старика, сердитого на вид и с узкими глазами. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигурок. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам – понравится ли? (Кукла выглядела так: яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову алый платочек. Костюм состоял из юбки, кофты, передника и жилетки. В руках она держала булку хлеба). И кукла понравилась.
Так и хотелось назвать ее русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша? И стали новые игрушки матрешками. Слава о них разнеслась по всей нашей стране. Каждый, кто ее делал, старался придать ей что-то свое, индивидуальное. А так как раньше не было фабрик, где делали игрушки, то людям приходилось вручную, с помощью ножа, придавать фигурки форму, а потом расписывать ее красками. Чтобы матрешки получались красивыми, мастера слушали русскую народную музыку. И вот матрешка готова, но нужно ее еще высушить. Поэтому матрешек выносили на воздух. Летом к пруду, а зимой раскладывали прямо на снегу фанеру, бумагу и на них все расставляли. Снег белый, а игрушки как полыхающая радуга – малиновое в них, зеленое, синее, желтое, алое. Все такое жаркое, как будто нет никакой зимы, как будто прогнали ее люди, вырастив эти дивные цветы. И в заснеженных садах они, и над замершей речкой, и во дворах. Снег и цветы – вот какое чудо! Говорят, что когда поблизости никого нет, игрушки начинают водить хороводы и тихо поют
Но все-таки, из всего этого многообразия матрешек, существуют три самых знаменитых матрешки. Это матрешки из городов Загорска и Семенова и третья матрешка из поселка Полховский Майдан.
Давайте на них посмотрим. (Данные матрешки представлены на доске.)
Далее идет работа с детьми по нахождению отличительных признаков друг от друга.
А какая из матрешек вам больше понравилась? (Ответы).
Стихотворение.
Все они матрешеньки
Все они милешеньки
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Нарядные, пригожие,
Чуть на меня похожие.
И правда, хотя все они разные, но каждая из них является желанным гостем в каждом доме, ведь во все времена считалось, что: русская матрешка – символ дружбы и любви! Даря ее своим близким, мы желаем им счастья и благополучия. Вот почему, она добрая посланница этих чувств живет в наших квартирах домах.
Теперь давайте отдохнем. Представим себя матрешками, которых только что расписали и вынесли на улицу для того, чтобы высохла краска. Поблизости нет людей, поэтому мы сейчас будем петь и танцевать.
Мы веселые матрешки, Ладушки-ладушки. На ногах у нас сапожки Ладушки-ладушки. В сарафанах наших пестрых, |
Отдохнули, о матрешках поговорили, приступаем к работе. Ребята, теперь ваша задача заключается в том, чтобы попытаться создать свою матрешку.
А чтобы она получилась красивая, мы, как и мастера того времени, будем слушать русскую народную музыку. Перед тем, как вы начнете работать, подумайте, кому вы свою матрешку подарите с пожеланиями счастья и благополучия. (Практическая работа).
III. Выставка рисунков
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
IV. Итог урока
Что запомнили из урока о матрешках?