В последнее время в педагогической литературе много внимания уделяется детской игре. Рассматривая её с различных позиций, авторы говорят о непреходящем значении игры в жизни ребёнка-дошкольника.
Мы хотим поделиться своим опытом работы в этой области.
В 1997 году, проведя у себя в ДОУ глубокий анализ состояния игровой деятельности, мы пришли к выводу, что игра уходит из детского сада, становится способом переработки полученных на занятиях знаний. Основной причиной этого мы увидели то, что в режиме дня практически отсутствует время для самостоятельной игры. То есть, игровая деятельность предусматривается утром с 7.00 до 8.30, (основная масса детей приходит в детсад с 8.30 до 9.00) и вечером после ужина.
Как же быть? Мы решили посвятить игре время после завтрака. Таким образом, у нас в режиме дня появился игровой час. Конечно, это понятие условное. Длительность игрового часа составляет 35-60 минут в зависимости от возраста, желания детей. Это время полностью посвящено самостоятельным играм. Основная задача воспитателя – создать оптимальные условия для игровой деятельности.
Каковы цели игрового часа?
- Дать ребёнку наиграться, предоставить возможности для самореализации. В каждом ребёнке живёт страсть к игре и её надо удовлетворить – это так же естественно, как потребность в пище, отдыхе и т.д.
- Коррекция эмоциональной сферы. У ребёнка появляется возможность выплеснуть свои эмоции, беспокойство, раздражение, обиду, просто плохое настроение, чтобы они не тяготили, не отвлекали детей от организованной деятельности в течение дня.
- Коррекция социальных отношений. В условиях игровой деятельности ребёнок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения. Здесь всё происходит гораздо легче, чем в жизни. Возьмём для примера сюжетно-ролевую игру “Школа” – любой ребёнок может взять на себя роль “хорошего” ученика, или “шалуна”. При этом он смотрит на себя со стороны – как на исполнителя роли, как на человека, который знает, как следует себя вести на самом деле.
- Развитие коммуникативной сферы. У ребёнка появляется возможность насытиться общением со сверстниками, с взрослыми, почувствовать себя равноправным партнёром и другом.
- Обучение конкретным игровым навыкам. Наши дети свободны в выборе места для игры, сюжета, атрибутов. В то же время здесь найдут место и будут приняты любые творческие находки воспитателя.
В старшем дошкольном возрасте возможны специфичные моменты при проведении игрового часа – ребёнок может отказаться от предложения поиграть как с взрослым, так и со сверстником. В таком случае воспитателю надо проявить тактичность, внимание и понимание, предложить ребёнку выбрать себе занятие по душе. Такая ситуация объяснима: у детей начинает меняться форма общения со сверстниками и с взрослыми.
Теперь необходимо определить позицию воспитателя во время проведения игрового часа. Мы исходим из того, что взрослый всегда должен помнить о праве ребёнка на свободу при выборе игры – это его мир. А “вторжение” в этот мир взрослого со своими воспитательными и обучающими задачами должно быть очень корректным и незаметным для играющих.
Воспитатель может помочь детям в выборе игры (сюжета).
Воспитатель активно наблюдает, фиксирует свои наблюдения, анализирует их, обучает необходимым умениям и навыкам, подключаясь к игре детей (проявляя собственную инициативу, или принимая приглашение играющих)
Переход к другим видам деятельности.
После завершения игрового часа целесообразно заняться организованными видами деятельности, в том числе и учебной.
Как правило, дети к концу отведённого времени уже сворачивают игру. Воспитатель может сообщить ненавязчиво каждой группе играющих, что времени для игры осталось немного. Можно использовать песочные или обычные часы. При интересном, захватывающем сюжете возможен перенос его на занятие или прогулку.
В адаптационный период есть смысл отказаться от занятий в пользу игрового часа. Это позволит детям мягче войти в коллектив, довериться взрослому, а взрослому увидеть ребёнка с иных позиций.
План развития сюжетно-ролевой игры
в средней группе детского сада "Автопарк"
Задачи:
- обогащать содержание сюжетно-ролевой игры "Автопарк" за счёт расширения представлений детей об окружающем мире (экскурсии, художественная литература, дидактические игры и пр.);
- продолжать формировать умения менять в ходе игры роль и ролевое поведение при необходимости введения в сюжет новых персонажей, развивать у детей умение подключаться к игре двоих (или нескольких) сверстников, находя подходящую по смыслу роль;
- продолжать учить разворачивать самостоятельно сюжет, учить детей готовить обстановку для игры, самостоятельно и с помощью воспитателя изготавливать необходимые атрибуты.
Подготовительный этап |
Изменение игровой среды |
Кусты ролей |
ГАРАЖ |
||
|
СЛОВАРЬ Радиатор, фары, кабина, кузов, автомобильный транспорт, скорость, маршрут |
В – начальник гаража Р– водитель Р– диспетчер P – начальник гаража |
АЗС |
||
|
СЛОВАРЬ Автозаправочная станция, бензоколонка, кассир, автозаправщик, топливо, бензин |
Р– водитель 1 В – оператор АЗС Р – водитель2 Р – автозаправщик Р – оператор АЗС Р – оператор АЗС Р – оператор АЗС |
АВТОРЕМОНТНАЯ МАСТЕРСКАЯ |
||
|
СЛОВАРЬ Автослесарь, ремонтные работы, оборудование, двигатель, запасные части, сервисные услуги |
В – мастер Р – автослесарь Р – водитель В – диспетчер Р – диспетчер |
МЕДИЦИНСКИЙ ПУНКТ |
||
|
СЛОВАРЬ Медпункт, медосмотр, допуск к работе, состояние здоровья, самочуствие |
В – врач Р – медсестра Р – водитель Р – диспетчер Р – медсестра Р – диспетчер |
КАФЕ "У ДОРОГИ" |
||
|
СЛОВАРЬ Меню, шеф-повар, официант, посетитель |
В – официант Р – повар Р – посетитель В – официант Р – официант |