Устные тематические зачеты в 7-м классе

Разделы: Математика


Проверка усвоения учащимися теоретического материала может быть осуществлена в разной форме, но традиционного текущего контроля недостаточно. Многие ученики в обычных классах не умеют математически грамотно выразить свои мысли. На выпускном экзамене требуется обосновать ключевые моменты решений задач, а без теоретических знаний обосновать невозможно. При выполнении части С Единого государственного экзамена выводы должны быть подкреплены ссылками на изученные свойства или признаки математических объектов, на изученные формулы, относящиеся к различным разделам курса математики средней школы. Кроме того, нельзя не учесть и того, что в национальных школах, в основном в сельских, существуют речевые затруднения в 5-7-х классах. Дети, которые учились в начальных классах на родном языке, слабо владеют русским языком и речью. Им нужно много времени для овладения математической терминологией. Для развития математической речи надо тренироваться, развивать речевую культуру. Кроме того, у школьников разная скорость усвоения программного материала, поэтому учащиеся с невысокой степенью подготовленности остаются “в тени”. Учитывая все это, провожу устный зачет.

Зачет состоит из двух частей: теоретической и практической. Каждую часть учитель по своему усмотрению может проводить отдельно или вместе, используя консультантов, помощников. Вопросы зачета вывешиваются за две недели до него.

Зачет проводится, прежде всего, с целью проверки достижения всеми учащимися уровня обязательной подготовки.

Практическая работа состоит из двух разделов: обязательных заданий, проверяющих владение обязательными результатами обучения, и дополнительной части, включающей более сложные задания, проверяющих усвоение повышенного уровня знаний. Таким образом, зачет позволяет дифференцировать учащихся по уровню их подготовки.

Зачет № 1. Выражения, тождества, уравнения

Теоретическая часть

  1. Что такое числовое выражение? Приведите пример.
  2. Что такое значение выражения?
  3. Что такое выражение с переменной? Приведите пример.
  4. Когда выражение имеет смысл (не имеет смысла)?
  5. Сформулируйте переместительное свойство сложения и умножения.
  6. Сформулируйте сочетательное свойство сложения и умножения.
  7. Сформулируйте распределительное свойство умножения.
  8. Какие выражения называются тождественно равными?
  9. Что такое тождество?
  10. Сформулируйте правила раскрытия скобок, перед которыми стоят знаки “+” или “–”.
  11. Какие слагаемые называют подобными? Что такое приведение подобных слагаемых?
  12. Что такое уравнение? Что значит решить уравнение?
  13. Что называют корнем уравнения?
  14. Какие уравнения называются равносильными?
  15. Сформулируйте свойства, используемые при решении уравнений.
  16. Что называют линейным уравнением с одной переменной?

Практическая часть (приводится образец одного варианта, вариантов должно быть достаточное количество).

1. Найдите значение выражения:

а ) 12х – 7 при х = – 1; х = 4; х = 0,5
б) 8а –11b при а = – 7, b = – 3

2. Упростите выражение:

а ) 2b – а + 4b -7а + 7
б ) у + 3(х – 2у)
в ) 10n – (5n – 3) + (3n – 1)

3. Решите уравнение:

а) – 8х = 24
б) 3х + 7 = 0
в) 13 – 5х = 8 – 2х
г) (7х + 1) – (6х + 3) = 5

4. Решите задачу с помощью уравнения:

Двое рабочих изготовили 657 деталей, причем первый изготовил на 63 детали больше второго. Сколько деталей изготовил каждый?

Дополнительные задания:

5. Найдите значение выражения: при а = – 0,7

6. Решите уравнение: 6(х – 1) + 3(5 – х) = 9

7. Купили карандаши, кисти и линейки, всего 43 штуки. Линеек купили на 7 штук меньше, чем кистей, и в 4 раза меньше, чем карандашей. Сколько купили карандашей, кистей и линеек в отдельности?

Зачет №2. Функции

Теоретическая часть

  1. Что такое функция?
  2. Что такое график функции?
  3. Какая функция называется линейной?
  4. Что является графиком линейной функции? Как построить график линейной функции?
  5. Какая функция называется прямой пропорциональностью? Что является ее графиком?
  6. В каком случае графики линейных функций пересекаются? Как найти координаты точек пересечения?
  7. В каком случае графики двух линейных функций параллельны?

Практическая часть

1. Функция задана формулой у = 4х – 8. Определите:

а) значение у при х = – 3
б) значение х при у = 12

2. Постройте график линейной функции у = 2х + 6. Укажите с помощью графика, чему равно значение у при х = – 2

3. Постройте график прямой пропорциональности у = 1,5х. Чему равно значение функции при значении аргумента, равного – 3.

4. Пересекаются ли графики функций:

а) у = 2х – 4 и у = – 4х +2
б) у = 2х – 3 и у = 2х + 3 ?

Дополнительные задания:

5. Постройте график функции: у = 2(х – 3), где х >0

6. Задайте прямую пропорциональность формулой, если ее график проходит через точку А (2; 9)

Зачет №3. Степень с натуральным показателем

Теоретическая часть

  1. Что называется степенью числа с натуральным показателем? Приведите пример, покажите основание и показатель степени.
  2. Каким числом (положительным или отрицательным) является:
    а) степень положительного числа
    б) степень отрицательного числа с четным показателем
    в) степень отрицательного числа с нечетным показателем?
  3. Что называют возведением в степень?
  4. Сформулируйте правило умножения степеней с одинаковыми основаниями.
  5. Сформулируйте правило деления степеней с одинаковыми основаниями
  6. Сформулируйте правило возведения в степень произведения.
  7. Сформулируйте правило возведения в степень степени.
  8. Сформулируйте правило возведения в степень дроби.
  9. Что называют одночленом?
  10. Что такое коэффициент одночлена?
  11. Что такое степень одночлена?
  12. Перечислите свойства функции у = х2.
  13. Перечислите свойства функции у = х3
  14. Что такое абсолютная погрешность?
  15. Что такое относительная погрешность?

Практическая часть

1. Представьте в виде степени:

а) х43
б) у10: у3
в) (а4)2

2. Возведите в степень:

а) (аb)3
б) (x/y)5

3. Упростите выражение:

а) 6а2с* (– 2ас3)
б) (4аb4)3
в) х4*( х3)5

4. Постройте график функции у = х2

5. Постройте график функции у = х3

Дополнительные задания:

6. Упростите выражение:

а)
б) хn-23-n

7. Вычислите: 

Зачет №4. Многочлены

Теоретическая часть

  1. Что такое многочлен? Какой многочлен называют многочленом стандартного вида?
  2. Сформулируйте правило умножения одночлена на многочлен.
  3. Как привести многочлен к стандартному виду?
  4. Что такое разложение на множители?
  5. Что такое вынесение общего множителя за скобки?
  6. Сформулируйте правило умножения многочлена на многочлен.
  7. В чем состоит способ группировки?

Практическая часть

1. Упростите:

а) (6х2– 2х) + (5 + 10х – 5х2)
б) (6ху + 8у) – (2ху + 8у – 1)
в) 2х (3х2 + 5ху – у2)
г) (а – 1)( 6 – а)

2. Решите уравнение:

а) 24 – 2(5х + 4) = 6
б)

3. Вынесите общий множитель за скобки:

а) 2аb – 5b
б) 3а2– 6а3 + 18а4

4. Разложите на множители:

аb – 4b + ас – 4с

Дополнительные задания:

5. Решите уравнение

12а2 – (4а – 3)(3а + 1) = – 2

6. Упростите выражение:

ху (х + у) – (х2+ у2)(2х – у)

Зачет №5. Формулы сокращенного умножения

Теоретическая часть

  1. Чему равен квадрат суммы?
  2. Чему равен квадрат разности?
  3. Чему равна разность квадратов двух выражений?
  4. Чему равна сумма кубов двух выражений?
  5. Чему равна разность кубов двух выражений?
  6. Какие выражения называют целыми? Приведите пример.
  7. Назовите способы разложения многочленов на множители.

Практическая часть

Преобразуйте в многочлен:

а) (х – 7)2
б) (3у – 4)2
в) (а + 2)(а – 2)
г) (3х – у)(3х + у)

2. Разложите на множители:

а) а2– 14а + 49
б) 4х2+ 4ху + у2
в) k2– а2
г) 36х2– 49у2
д) а3– 8
е) 27р3+ 8с3

3. Упростите выражение:

а) 3х(3х + 7) – (3х + 1)2
б) (у – 4)2– (4 – у)(4 + у)

Дополнительные задания:

4. Упростите выражение:

а) (х + 2у)2– (х – 2у)2
б) 3(2а – 5b)2– 12( а – b)2

5. Разложите на множители:

а) (3х + 1)(3х – 1) + (5х + 1)2
б) х6– у6
в) (6а – 2)2– (5а + 2)2

Зачет №6. Системы линейных уравнений

Теоретическая часть

  1. Какое уравнение называют линейным уравнением с двумя переменными?
  2. Что называется решением уравнения с двумя переменными?
  3. Что является графиком уравнения ах + bу = с с переменными х и у, где а 0, b 0?
  4. Что называется решением системы уравнений?
  5. Графический способ решения систем уравнений.
  6. Способ подстановки
  7. Способ сложения.

Практическая часть

1. Какие из пар (3; 1), (0; 10), (2; 4), (3; 2,5) являются решениями уравнения 3х + у = 10?

2. Решите с помощью графиков систему уравнений:

3. Решите систему уравнений двумя способами: подстановки и сложения

Дополнительная часть

4. Решите систему уравнений:

5. Составьте систему уравнений и решите:

У Толи 10 монет по 3 коп. и по 5 коп. Сколько у него трехкопеечных монет и сколько пятикопеечных монет, если всего у него 38 коп.?

Литература

  1. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы по математике. 7 класс.
  2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных. Учебник для 7 класса.