Задачи урока: Узнать и ознакомиться с созданием эвенкийского наслега, познакомить учащихся с деятелями науки, искусства и литературы, с уважаемыми людьми, участниками Великой Отечественной войны выходцами Буягинского наслега.
Цель урока: Узнать жизнь и быт эвенков Буяги и дальнейшее знакомство, продолжение поисковых работ по изучению жизни других эвенкийских наслегов Алданского района.
Ход урока
Наглядные пособия:
- Карта Алданского района.
- Атлас Якутии.
- Картины Марфусалова Н.Е.
- Книги А.Н. Мыреевой.
- Портреты, фотографии участников Великой Отечественной войны.
- Инвентарь музейный.
- Таблицы этнического состава населения колхозов Алданского района.
- Списки проживавших в Буяге и колхозе им.Кирова.
План:
- Вступление.
- Эвенкийский наслег Буяга
Роды, племена. - Хозяйственная деятельность эвенков.
- Материальная и духовная культура.
- Жизнь эвенков в Советский период, воспоминания Ильиновой Марфы Николаевны.
I. Общие сведения (по Василевич Г.М.)
Эвенки - самая многочисленная и наиболее широко расселённая народность из числа так называемых малых народностей северной Сибири.
Эвенки - самоназвание народа, раньше известного под названием тунгусов, орочёнов, бираров, манегров. В настоящее время название эвенки стало общепринятым. Эвенков делят на 2 большие части, обособленные друг от друга территориально и различаюшиеся по своему хозяйству: 1) охотники-оленеводы; 2) коневоды, скотоводы и земледельцы.
Эвенкийский язык - является основным языком северной (тунгусской) подгруппы тунгусо-маньчжурских языков.
Эвенки в основном обитают в горной тайге, раскинувшейся по горным хребтам. Для климата этих таёжных областей характерны продолжительная холодная зима и теплое лето.
II. Эвенкийский наслег Буяга
Обширный Алданский район (площадь примерно 267,1 тыс.км2) занимает почти всю Южную Якутию, представляет собой одну из горных областей республики. По южной и средней частям Алданского района проходит большое количество гольцов и горных гряд, в том числе 3 гряды известного Станового Хребта. Очень развита система рек, речек и ключей. По долинам рек Амги и Алдана имеются незначительное количество лугов, вся поверхность района покрыта древесной растительностью.
В XVII веке на территории Буягинского наслега обитал род Пуягиров (буягиров). Это были эвенки оленеводы-охотники, вели полукочевой образ жизни, основной хозяйственная деятельностью являлась охота, оленеводство имело второстепенную роль.
По документам XVII в. пуягиры встречались по обеим берегам Лены от р. Синей до р. Олёкмы. Западные их пределы достигали района озера Туобуйа.
III. Хозяйственная деятельность эвенков
По роду хозяйственной деятельности эвенки Алданского района являются охотниками-оленеводами. накануне коллективизации вели кочевой образ жизни, они охотились на диких оленей, лосей, кабаргу, изюбра, а также на пушных зверей: на белку, колонка, горностая, ласку, лисиц, росомаху, рысь, волка, медведя, зайца и других.
Охота на диких копытных обеспечивала охотников-оленеводов мясом и шкурой. Пушной промысел вели только для обмена, за пушнину приобретали муку, масло, сахар и боеприпасы.
Олени служили в основном только как транспортное средство. Забивали домашних оленей только в исключительных случаях. С начала 30-х годов на территории юго-восточной Якутии начали появляться первые охотничье-промысловые товарищества и простейшие производственные объединения. Беднейшая часть охотников-оленеводов вступила в колхозы без долгих колебаний и раздумий.
Первым организатором колхоза в Буяге является Алексеев Григорий Тимофеевич (показать фотографию - дед Ильиновой М.Н.). Первоначальным наименованием был “Блюхер”, по имени государственного советского деятеля, затем был переименован в колхоз имени Кирова, в связи с борьбой против троцкизма в партии.
В колхозах в качестве основных направлений хозяйства остались прежние, традиционные для данной области: охота, оленеводство и скотоводство.
IV. Материальная и духовная культура
Культура (от лат. возделывание, воспитание, образовательное развитие) - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Сообщения учащихся:
- Васильевой Яны “Материальная культура”.
- Мартынова Юля “Семья и семейный быт”.
V. Буягинский наслег в Советский период
Советская власть для развития эвенкийского народа, сколько бы её не охаивали, с одной стороны имела огромное значение. Так, с созданием первых колхозов заметно улучшились условия жизни эвенков, дети стали учиться в школах, открывались общественные учреждения: клубы, интернаты, детсады, больницы. Благодаря этим мероприятиям советской власти из Буягинского наслега, так сказать "вышли в люди" наши земляки:
1. Алексеев Павел Васильевич - аспирант Ленинградского госуниверситета, погиб геройски при защите Ленинграда в 1943 г. В нашей школе с 1981 года с его именем принято присуждать лауреатские звания лучшим учащимся. Родился Павел Васильевич в 1920 г. в Буяге, с 11 лет начал учиться в Томмотской школе, закончил 7 классов, в 18 лет поехал в Ленинград, поступать в пединститут малочисленных народностей Севера им. Герцена. В этом институте учились: Марфусалов Дмитрий Иванович, Архипов Пётр Сергеевич, Павлов Александр Павлович и другие.
2. Архипов Пётр Сергеевич - родился в Буяге в 1916 году, закончив пединститут Пётр работал учителем в родном наслеге.
Когда началась война, его призвали на фронт в I набор, это было в июне 1941 г. Офицер, в чине лейтенанта служил минометчиком. Погиб в 1943 г., пока неизвестно где, т.к. письма, повестка, похоронка не сохранились.
3. Из большой семьи Архиповых на фронт ушло 3 сына. Самый старший из них - Архипов Павел Сергеевич - родился в 1914 г., воевал на II украинском фронте, работал на восстановлении железных дорог возле Сталинграда, ранений не имеет, дошёл до границ Румынии, демобилизовался осенью 1945 года.
4. Самый младший брат Павла Сергеевича был связистом, звали его: Егором Сергеевичем. О нём почти нет сведений: 1923 г.р., ушел на фронт при II наборе в армию, когда было призвано почти всё мужское население Буяги.
5. На войне были:
Мрфусалов Пётр Елисеевич
Марфусалов Николай Елисеевич
Марфусалов Дмитрий Иванович и многие другие.
В послевоенный период уже подросло новое поколение образованных людей:
- Мыреева Анна Николаевна - кандидат филологических наук.
- Марфусалов Кении Николай Елисеевич - народный художник.
- Исаков Семён Инокентьевич - кандидат сельскохозяйственных наук.
- Марфусалова Венера Петровна
Материальная и духовная культура эвенков
Материальная культура - объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определённые временные периоды, как-то: орудия труда, жилище и хозяйственные постройки, пища, одежда и украшения, средства транспорта и связи.
Духовная культура - выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев (связанных с хозяйственной, социальной и семейной жизнью человека), различных видов искусств, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передаётся как обязательная информация от поколения к поколению через рассказ или показ, через существующие формы воспитания.
I. Домашние производства
Северные народности до сих пор сохранили свое древнее натуральное хозяйство, где большое значение имели домашние производства.
Поскольку вся одежда и обувь охотника-оленевода и значительная часть его походных вещей изготовлялась из кожи и меха, каждое эвенкийское хозяйство, само (изготовляло) заготовляло и обрабатывало шкуры домашних оленей, диких копытных и других зверей.
Выделанная шкура оленя, в зависимости от густоты шерсти, шла или на весенне-осеннюю, или на зимнюю одежду. Из камусов оленя изготовлялись зимняя обувь и рукавицы. Некоторая часть камусов шла на покрытие лык. Другой вид обработанной шкуры - ровдуга (замша) в эвенкийском хозяйстве представляла собой универсальный материал, она шла и на одежду, и на изготовление многих вещей, необходимых в походной жизни. Очень много ровдуги требовалось на покрытие чума, из ровдуги шилась почти вся летняя одежда: рубаха, штаны, обувь, перчатки. На всевозможные чехлы, мешки, вьючные чемоданы, ремни, бечёвки, вязки, упряжки, лямки, поводья, подпруги, крепление нарт шла ровдуга из лосиных шкур и шкур диких оленей.
Одежда изготовлялась, кроме того, из меха пушных зверей - белки, горностая, колонка, лисицы, зайца, а также шкур волка, тарбагана, горного барана и т.д.
Обработка сухожилий и изготовление из них ниток сохраняется до сих пор.
При неумении выплавлять металлы из руд и неразвитости кузнечного дела в прошлом у эвенков кость, рога и камень играли роль основных материалов для выделки различных орудий труда. Из трубчатых костей животных выделывались наконечники стрел и различные детали рыболовной снасти. Из рога оленя и лося изготовлялись кольца для верёвок, лямок.
Эвенки и эвены в дореволюционный период свои потребности в металлических вещах удовлетворяли покупкой их у якутских и русских купцов, которые продавали всё это по большим ценам за пушнину. Особенно были дороги “серебряные” серьги, кольца, браслеты и другие украшения. Эвенки широко пользовались различными красками изготовляемыми ими из местного материала. Например, подшейные волосы оленя они окрашивали в жёлтый цвет, окуная их в отвар ягеля.
Немаловажна была в жизни кочевника роль бересты. Из бересты изготовлялись берестяная лодка, различные сосуды для временного пользования.
Сейчас сохранились лишь берестяные поплавки для рыболовной снасти и сосуды для переноски рыбы. Как и для всех народов лесной зоны, для эвенков Якутии дерево представляло собой универсальный, дешёвый и широко используемый материал. Почти вся посуда изготовлялась из дерева. При выделке излюбленным материалом была берёза и берёзовая щётка. Деревянные сосуды бывали цельными, долблеными или со вставленным донышком.
Как видим, из старинных домашних производств эвенков в новых условиях не получили продолжения те из них, которые были связаны с отжившей частью старого быта.
II. Хозяйственная деятельность эвенков
По роду хозяйственной деятельности эвенки Алданского района являются охотниками-оленеводами, накануне коллективизации вели кочевой образ жизни. Они охотились на диких оленей, лосей, кабаргу, изюбра, рысь, а также на пушных зверей: белку, колонка, горностая, ласку, лисиц, росомаху, волка, медведя и других.
Охота на диких копытных обеспечивала охотников-оленеводов мясом и шкурой. Пушной промысел вели только для обмена, за пушнину приобретали продовольственные товары (муку, масло, сахар) и боеприпасы.
Олени служили в основном как транспортное средство. Забивали домашних оленей на мясо только в исключительных случаях.
С начала 30-х годов на территории Юго-Восточной Якутии начали появляться первые охотничье-промысловые товарищества и простейшие производственные объединения. Беднейшая часть охотников-оленеводов вступила в колхозы без долгих колебаний и раздумий.
Первым организатором колхоза в Буяге является Алексеев Григорий Тимофеевич – (показать портрет, дядя Васильевой Матрёны Васильевны). Первоначальное название колхоза “Блюхер”, затем был переименован в колхоз “имени Кирова” в связи с борьбой против троцкизма в партии.
В колхозах в качестве основных направлений хозяйства остались прежние, традиционные для данной области: охота, оленеводство и скотоводство в меньших размерах.
III. Материальная и духовная культура
Культура (дать определение).
Жилища эвенков, занятых охотой и оленеводством, были полностью приспособлены к кочевому образу жизни.
Самым простейшим видом летнего жилища был ветровой заслон. Его строили следующим образом:
Недалеко друг от друга в землю втыкались две палки с развилками на верхних концах. На развилки палок затем накладывали жердину, так образовывался вход в заслон. А стены и потолок составляли прислонённые к перекладине несколько жердей. На них набрасывали любой подручный материал.
Заслон представлял собой временное жилище любого охотника-оленевода, вынужденного проводить ночь под открытым небом.
Остов конического чума эвенков всегда срубался на месте стоянки. Прежде всего из длинных жердей складывался треножник, называемый “hуона” или hуонаан. Верхние концы треножника связывались тальником. Для образования полного конического остова к треножнику добавлялся ещё десяток жердин, материал покрышки определялся сезоном года и состоятельностью владельца чума.
В любом чуме, независимо от его конструкции, в самой его середине помещался очаг - (отуу), обведённый сырыми чурками или камнями. Пол чума покрывался толстым слоем подстилки (hзктэ) из лиственничных ветвей.
Самым почётным местом в эвенском чуме считался “мал” или “малу” - сторона против входа, гости здесь спали и проводили день. Места по обе стороны от входа назывались “чонгал”. “Первый чонгал” занимали замужняя дочь или женатый сын. Левый чонгал являлся кухней. Мелкая и хрупкая посуда: фаянсовые чашки и чайники, деревянные и костяные лояки хранились в специальном ящике-шкафчике (hэлэрук) снабжённом несколькими перегородками. Каждая посудина, помещенная там, не должна была дребезжать и стукаться о стенки.
Семья и семейный быт
У эвенков в основном преобладают малые семьи, т.е. (семья) одна супружеская пара и её дети. Второе по численности место занимали семьи, где старые родители проживали вместе с детьми.
Неразделённые семьи эвенков к началу коллективизации сохранились только в виде проживания в родительском доме самых младших из детей. Вели все взрослые сыновья; при обзаведении собственной семьёй они сразу отделялись в виде самостоятельного хозяйства. Младший сын даже после женитьбы оставался вместе со своими родителями. По традиции, идущей из давних времён, младший сын эвенков считался законным наследником старых родителей, т.к. каждый из старших сыновей при своем отделении от родительского хозяйства брал свою долю в виде расходов на свадьбу, на уплату калыма (уплата за невесту) и на первое обзаведение. На долю младшего сына приходилось все то, что оставалось после ухода старших, его доля всегда бывала больше остальных, ибо ему доставалась и доля родителей. Зато на младшем сыне лежала обязанность ухаживать за престарелыми родителями.
Во многих вопросах, касающихся житейских проблем, муж и жена действовали сообща. Например, ни мать, ни отец никогда не решали единолично такие дела, как женитьба сына и выход замуж дочери. Воспитанием девочек занимались мать и взрослые сестры. Мальчики до 7-8 лет оставались с девочками дома. Мальчиков же 7-8 лет старшие уже брали с собой на ближнюю охоту и пастьбу оленей. Начиная с 14-15 лет мальчики могли ходить на промысел самостоятельно.
Эвенкийские дети любили играть в “лапту”, “омун чохчохуу”, “харах симсэ”, “бырыычыка” - прятки. “Бэйкээн” - кукла из тряпок и шерсти, различные предметы охотничьего и домашнего обихода, изготовленные в игрушечных размерах (всевозможные сумки, вьючные сумы, нарты, сёдла, топорики, деревянные ружья, черканы, лыжи и другие).
Состязались в беге, в прыжке в длину, в высоту, лазании по шесту, в забрасывании аркана, в стрельбе, соревновались на нартах.
При решении многих вопросов дети включались в беседу взрослых. Их никто не обрывал. Каждый вполне серьёзно выслушивал их "замечания" и возражение делалось тоном, не обижающим ребенка.
Брачный возраст считался наступившим для девочек в 16 лет, а для парней 17 лет. При совершении брака строго соблюдался закон эндогамии. Люди с одинаковыми родовыми названиями не имели права вступать в брак, т.к. они считались родственниками.
Использованная литература
1. Башарин Г.П. История аграрнх отношений в Якутии (60-е годы XYIII в - середина XIX в). М. 1956.
2. Василевич Г.М. Эвенки. Ленинград. 1969.
3. Гоголев А.И. Якуты. (Проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск. 1993.
4. Иванов В.Н. Социально-экономические отношения у якутов XYII в. Якутск. 1966.
5. История Якутии. Учебное пособие под ред. Г.П.Башарина. Якутск. 1988.
6. История Якутской АССР. Т.1-3. Москва-Ленинград. 1955-1963.
7. Макаров Г.Г. Северо-восток РСФСР. 1918-1921. Якутск.1988.
8. Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго-восточной Якутии. Якутск. 1964.
9. Петров Д.Д. Якутяне на фронтах Великой Отечественной войны. Якутск. 1965.
10. Хатылаев М.М. Золотопромышленность Якутии. Якутск. 1972.