Анализ образовательной практики в Свердловской области показал, что во многих образовательных учреждениях постепенно складывается система партнерских отношений между педагогами, учащимися и родителями. Но вместе с тем, социальная практика участников образовательного процесса зачастую ограничена, недостаточно развита практика конструктивного взаимодействия между ними, практика диалоговых отношений, умения задавать вопросы, грамотно обобщать и актуализировать результаты своей деятельности, проектировать систему конкретных действий.
Для развития практики конструктивного взаимодействия между учащимися, их родителями и педагогами в МОУ Лицей в 2004 году был создан редакционно-издательский отдел “РИОЛ”. Редакционно-издательский отдел является структурным подразделением МОУ Лицей и образован для оперативного распространения лицейской информации (администрация, педагог, родитель, учащийся), ее обобщения, распространения и актуализации как на уровне лицея, так и на уровне района и города. Деятельность отдела носит общественный характер.
Цели деятельности отдела:
- создание условий для творческого и социального самовыражения участников образовательного процесса;
- информационное сопровождение деятельности различных субъектов образования;
- обобщение и распространение опыта работы МОУ Лицей.
Компетенции отдела:
- организация редактирования работ, представленных в отдел;
- подготовка представленных материалов к изданию в МОУ Лицей;
- актуализация изданных работ на уровне города;
- оперативное распространение информации о лицейской жизни;
- издание школьного журнала и газеты;
- обновление информационных материалов сайта лицея;
- организация видеосъемок, фоторепортажей и фотовыставок, презентаций (электронная версия);
- систематизация и хранение (электронный каталог) наиболее интересных информационных материалов по вопросам теории и практики образования;
- взаимодействие со школьными и вузовскими пресс-центрами, городскими СМИ с целью обмена информацией и проведения совместных мероприятий;
- организация школ мастерства среди учащихся и педагогов лицея с целью развития их творческого потенциала и повышения мастерства.
Основные направления деятельности:
- организация, функционирование и развитие редакционно-издательской деятельности в лицее;
- развитие творческого потенциала и совершенствование творческого мастерства участников образовательного процесса;
- совершенствование информационной системы лицея.
Редакционно-издательский отдел, являясь структурным подразделением лицея, имеет следующую организационную структуру:
Совет редакционно-издательского отдела формируется из членов отдела – руководители редакционных групп, редакторы журнала и газеты, технический редактор отдела, ответственный за связи с общественность. Возглавляет совет руководитель РИОЛ. Совет РИОЛ, являясь носителем координационной функции в редакционно-издательском отделе, обладает следующими компетенциями:
- функционально планирует и анализирует деятельность сотрудников отдела;
- планирует работу РИОЛ (утверждает годовой план работы отдела и план мероприятий редакционных групп);
- рассматривает вопросы развития редакционно-издательского отдела (тактическое развитие);
- устанавливает график редакционно-издательских процессов и осуществляет контроль за выполнением данного графика;
- принимает материалы от руководителей редакционных групп, рассматривает эти материалы и рекомендует к опубликованию;
- организует и координирует работу редакционных групп и школ мастерства;
- заслушивает полугодовые и годовые отчеты о работе редакционных групп);
- обобщает результаты общей деятельности.
Редакционные группы:
- организуют и координируют работу творческих групп и объединений по данному направлению (годовой план работы группы):
- мотивируют, координируют, рецензируют деятельность участников своих групп;
- готовят творческие работы для рассмотрения редакционным советом;
- организуют сотрудничество по своему направлению с другими подобными объединениями;
- организуют и контролируют работу школы мастерства по своему направлению;
- принимают активное участие в работе редакционно–издательского отдела.
На сегодняшний день в состав отдела входят три редакционные группы: “Образование XXI века”, “Лицейский вестник”, юнкоровское объединение “Проба пера”.
“Образование XXI века”:
Рубрика “Передовой лицейский опыт” – творческое объединение учащихся из научного общества лицеистов и педагогов.
Цель деятельности – создание условий для обобщения, распространения и актуализации творческого и научного опыта учащихся лицея.
Задачи: способствовать творческому и научно-исследовательскому самовыражению учащихся лицея; развивать у учащихся проектно–исследовательскую культуру (этап оформления, представления результата); развивать социальную коммуникацию, научные и творческие контакты с общественностью; редактирование и издание лучших лицейских ученических проектов; создание электронного каталога творческих и исследовательских проектов учащихся лицея с целью улучшения качества образовательного процесса.
Рубрики: “Парад воплощенных идей” (публикации педагогов по материалам семинаров, НПК); “Урок XXI века” (публикации по материалам работы творческих и пилотных групп педагогов); “Лицей – мой, твой, наш” (публикации по материалам тематических педсоветов и консилиумов) – творческое объединение педагогов.
Цель деятельности – создание условий для обобщения, распространения и актуализации творческого и научного опыта педагогов лицея.
Задачи: способствовать творческому и научно-исследовательскому самовыражению педагогов лицея; развивать у педагогов проектно-исследовательскую культуру; развивать социальную коммуникацию, научные и творческие контакты с общественностью; редактирование и издание лучших лицейских педагогических проектов.
“Лицейский вестник”
Рубрики: “Вестник лицейского образования”, Сайт лицея, Лицейское радио
Цель деятельности – оперативное информирование всех участников образовательного процесса о лицейских событиях.
Задачи: определять объем и содержание информационных фондов отдела; определять необходимые источники лицейской информации; оперативно обновлять информационные фонды отдела; информировать общественность о достижениях лицея через сайт лицея, радио лицея, радиогазету; организовывать видеосъемки, фоторепортажи и фотовыставки, презентации (электронные версии).
Юнкоровское объединение “Проба пера”:
Цель деятельности – обучение и подготовка к практической работе юных корреспондентов.
Задачи: способствовать творческому и социальному самовыражению учащихся лицея; развивать у учащихся культуру речи, письма и общения; формировать начальные профессиональные журналистские качества и навыки; готовить авторов для сотрудничества с различными подобными объединениями и городскими СМИ; формировать у подростков активную жизненную позицию.
В состав творческого объединения “Проба пера” входят две группы: участники журнала “Альтаир” и участники газеты “ЛИК”.
Журнал основан в сентябре 2003 года по инициативе учащихся 11 математического класса. В журнале есть постоянные рубрики, такие как: “Поэтический Парнас”, “Литературная критика”, “Мысли вслух”, “Философская проза”, “Страница Мурзилки”. Авторами выступают не только учащиеся, но и педагоги и родители.
Газета основана в сентябре 2000 года по инициативе учащихся гуманитарного класса лицея. Газета рассказывает о жизни детских лицейских объединений, представляет комментарии ко всем происходящим в лицее событиям.
При каждой редакционной группе созданы “Школы мастерства” (с обязательным годовым планированием курса лекций и занятий). Основная цель деятельности которых – организация работы по развитию творческого потенциала участника группы и повышению творческого мастерства автора.
Структурная модель возможностей повышения творческого мастерства и развития творческого потенциала участников редакционных групп:
Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями МОУ Лицей, НТГСПА, отдельными специалистами в области журналисткой практики различных учреждений и организаций города, пресс-центрами образовательных учреждений города и области.
За год деятельности редакционно-издательского отдела в лицее вышли в свет 15 методических пособий педагогов лицея, многие из которых были актуализированы на уровне Нижнетагильского филиала института регионального развития образования, 30 научно-исследовательских проектов учащихся лицея, которые были представлены на НПК российского и областного уровней, были отредактированы 6 электронных учебных пособий по различным образовательным областям, авторами которых явились педагоги и учащиеся лицея (учебники используются в учебном процессе при организации самостоятельной работы учащихся, на факультативных занятиях и спецкурсах), было выпущено 12 номеров газеты “ЛИК”, 6 выпусков журнала “Альтаир”, свою деятельность члены РИОЛ представляли на уровне города (пресс-конференция для СМИ города), на областном слете юнкоров. В течение года прошли два творческих марафона “Проба пера”, две лицейских эстафеты “Передовой лицейский опыт”, в ряды юнкоров было принято 14 человек, среди которых не только учащиеся, но их родители и педагоги.
Практика жизнедеятельности нашего отдела показывает, что РИОЛ сегодня – это действительно информационно-образовательный лицейский центр, в котором суперпозиция участников образовательного процесса “учитель – ученик – родитель” изменилась на “партнер – единомышленник – товарищ”, в котором каждый учится не только добывать информацию, новое знание”, но и делиться этим приобретением со всеми.