Урок истории по теме: "Человечество в Средние века"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся по курсу истории Средних веков;
  • контроль за уровнем знаний учащихся.
  • формирование общего представления о всемирной истории.

1. Обучающий аспект:

  • систематизация, обобщение и расширение исторических знаний о Средневековой цивилизации;
  • продолжить формирование хронологических умений;
  • на историческом материале раскрыть основные критерии средневековья.

2. Развивающий аспект:

  • развивать личность учащихся на основе овладения историческими знаниями;
  • способствовать развитию логического мышления и творческих способностей учащихся;
  • включив в содержание проверки новые исторические факты и источники, способствовать обогащению знаний.

3. Воспитывающий аспект:

  • на основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на нее исторических образов воспитывать уважение и пробудить интерес учащихся к истории;
  • сформировать творческое и ответственное отношение к миру;
  • подготовить к восприятию духовно-нравственных ценностей.

Тип урока: повторения и контроля за уровнем знаний.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная работа.

Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

1. Организационный момент (1–2 мин.).

2. Вступительное слово учителя:

Ребята, мы познакомились с периодом мировой истории, названным средневековье. Его рамки – V–XV вв., от падения Западной Римской империи до Великих географических открытий.

История средних веков сложная и противоречивая эпоха. Это и нашествие варварских племен, когда были уничтожены достижения высокой римской культуры, шли кровопролитные междоусобные войны, подавлялась свободная мысль. И в тоже время человечество сделало очередной значительный шаг в своем развитии: появились города, что дало огромный толчок развитию хозяйства и культуры. Совершены многие технические изобретения – механические часы, водяные двигатели, доменные печи, горизонтальный ткацкий станок, огнестрельное оружие, более совершенные корабли.

В средние века образовались государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Россия, Польша и др. В Западной Европе возникли выборные представительные органы – парламент. Генеральные штаты, сейм. Возник суд присяжных, который применяется и поныне в ряде стран.

В жизнь человека вошли многие достижения культуры: печатная книга, университеты, множество школ разных типов. Создана богатая литература. Получили развитие мировые религии, которые повлияли на складывание современной морали, нравственных правил поведения людей.

3. Постановка задачи урока.

Нам предстоит вспомнить изученный материал, закрепить и проверить ваши знания.

А) Понятийный диктант: письменный фронтальный опрос.

  • это участок земли с крестьянами, который давался за военную службу и передавался по наследству (феод).
  • большое хозяйство феодала в котором работали зависимые крестьяне (феодальная вотчина).
  • все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала (барщина).
  • платежи крестьян, для продуктов крестьянского хозяйства, которую отдавали феодалу (оброк).
  • хозяйство, в котором продукты и вещи изготавливались не для продажи, а для собственного потребления (натуральное).
  • большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству (сословия).
  • централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей от сословий (сословная монархия).
  • вещь изготовленная на продажу (товар).

Б) Работа с лентой времени.

Задание: покажите, на доске (закрасить) какое место занимают средние века в истории человечества. Сколько столетий охватывают?

В) Хронологическое лото.

Задание: соотнести даты и события.

Г) Работа со схемами.

– “Государство франков в VI веке”.

Задание: в чем состояла главная задача государства?

– “Организация христианской церкви”.

Задание: Почему Хлодвиг и знатные франки приняли христианство? Сделайте вывод о роли христианской церкви в средневековом обществе. Докажите.

Назовите источники богатств церкви и папы римского. (Церковная десятина, продажа индульгенций, плата за обряды, плата за прикосновение к “святым мощам”).

– “Феодальная лестница” (на доске нарисована схема с ошибками).

Задание: найдите ошибку в схеме и объясните, чьими вассалами были графы, а чьими бароны, для кого они были сеньорами и почему вы убрали слово крестьяне?

– “Сословия средневекового общества”.

Задание: напишите на какое сословие возлагалась обязанность “молиться”, “воевать” и на какое “трудиться”.

– Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала католическая церковь?

Физ. минутка: зарядка для глаз; на релаксацию.

Д) Эвристическая беседа:

  1. Что изучает раздел истории под названием медиевристика? (Средние века)
  2. Именно они начали великое переселение народов? (Гунны)
  3. Где и почему возникали города? (На перекрестках торговых путей, у стен монастырей, в гаванях т.к. была большая проходимость народа, можно продать товар)
  4. Многое было нужно средневековому купцу: оружие, чтобы отбиться от разбойников, деньги, чтобы платить многочисленные пошлины, мужество и воля, чтобы не бояться опасностей. А зачем ему была так необходима крепкая телега – даже больше, чем тем, кто совершал такое же путешествие без торговых целей? (Правило “что, с воза упало, то пропало”)
  5. В исторических исследованиях средневековья указывается, что 6 млн. чел. умерли от голода, 8 млн. стали жертвами войн, а еще 9 млн. стали жертвами эпидемий чумы и оспы. А чьими жертвами стали еще 12 млн. человек? (Инквизиции)
  6. Назовите самую длительную войну всемирной истории. (Столетняя)
  7. О какой стране идет речь: старейшая из сохранившихся монархий; во время парламентских выборов члены палаты лордов и королева голоса не имеют; парламент до сих пор голосует выходя в двери (за – выходи в одну дверь, против – в другую). (Великобритания)
  8. Кто она? – ее объявили колдуньей и предали суду; а четыре с половиной века спустя возвели в ранг католической святой; по официальной версии она публично сожжена в Руане 12 мая 1431 г., по другой версии избежала костра, вышла замуж и умерла своей смертью. (Жанна д'Арк)
  9. Назовите наиболее известную героическую поэму французского эпоса, на каких исторических фактах она основана? (“Песнь о Роланде” в ней рассказывается о смерти племянника Карла Великого, во время отступления из Испании)
  10. С середины XII в. в городах, освободившихся от власти сеньоров сооружали ратуши, торговые помещения, больницы, гостиницы, соборы. Какие архитектурные стили господствовали?
  11. Почему на книжном шкафу прикреплена дата 1450 год? И выставлено много книг? Почему изобретение этого немца считается до сих пор величайшим изобретением человечества? (Заранее в кабинете оформить выставку книг по истории Средневековья и прикрепить дату 1450 г.)

Е) Письменный фронтальный опрос.

Задание: найдите допущенные ошибки в историческом тексте “Человечество в Средние века”.

По окончании работы устная проверка. (Учитель просит ученика прочесть текст и назвать ошибки).

Подведение итогов урока.

Учитель благодарит за проделанную работу и оценивает работу каждого ученика. Просит оценить друг друга, аргументировано, формируя коммуникативную культуру. Выставление оценок в журнал и дневники.