Цели:
- Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира, ее количественные и качественные изменения.
- Рассмотреть типологию стран, основанную на качественных признаках учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира.
- Рассмотреть разнообразие стран современного мира. Изучить разные формы государств.
- Понятие геополитика.
Оборудование: компьютер, приставка мультимедиа, политическая карта мира, карта полушарий, атласы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Слайд 3. Характеристика основных этапов формирования современной политической карты (на мониторе слайд “Этапы формирования политической карты мира” учитель последовательно дает характеристику каждого этапа.)
- Древний (до V в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств.
- Средневековый (V–XVI вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.
- Новый (XVI–XIX вв.) – формирование колониальной империи
- Новейший (первая половина XX в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы.
- Современный, в котором выделяется три основных этапа:
А) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии.
Б) Образование независимых государств Африки.
В) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.
Слайд 4. Государства главный объект на политической карте мира. Карта это динамичная система, здесь происходят количественные изменения (территориальные приобретения, потери, добровольные уступки) и качественные изменения (смена формации, завоевания суверенитета, введение нового государственного устройства). Учитель рассказывает как происходили эти изменения в последние 100 лет.
Слайд 5, 6, 7. В основе типологии стран современного мира – уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта (ВВП) и синтетический показатель (ИЧР) – индекс человеческого развития.
Первую группу образуют экономически развитые страны (слайд 5), в которую делят на 3 подгруппы:
- страны “большой семерки”, ВВП из расчета на душу населения составляет от 20–30 тыс. долларов;
- менее крупные страны Западной Европы, ВВП от 20–30 тыс. долларов;
- страны переселенческого капитализма.
Вторая группа страны с переходной экономикой (слайд 6), выделяют 2 подгруппы:
- бывшие социалистические страны Восточной Европы;
- постсоциалистические.
Третья группа развивающиеся страны, которые делят на 6 подгрупп:
- ключевые страны, ВВП составляет около 350 долларов;
- страны Латинской Америки, некоторые страны Азии и страны Северной Африки, ВВП более1000 долларов;
- “Азиатские драконы” - новые индустриальные страны;
- Нефтеэкспортеры;
- большинство развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки, ВВП менее 1000 долларов;
- наименее развитые страны, ВВп 100 – 300 долларов.
Рассмотрение наиболее распространенной группировки стран (слайд 8, 9, 10)
Слайд 8: По размерам территории выделяют. Учащиеся, работают с картами атласов, приводят примеры.
- страны – гиганты, площадь их более 3 млн. км2;
- страны – крупные, площадь более 500 тыс. км2;
- микрогосударства.
Слайд 9: По численности населения
- страны – гиганты – численность более 100 млн. человек;
- средние страны;
- микрогосударства, население, которых до 30 тыс. человек.
Слайд 10: По географическому положению. Учащиеся, работая с картами атласов, приводят примеры на каждый тип:
- страны с приморским положением
- страны, располагающиеся на полуостровах
- страны, располагающиеся на островах
- внутриконтинентальные страны
Слайды 11, 12, 13, 14 соответствуют делению современных стран мира по форме правления. Учитель дает характеристику каждой из форм правления, выделяя преимущества и недостатки каждой, приводя примеры на каждый тип.
- Республики – президентские, парламентские, смешанные;
- Монархии – конституционные, абсолютные, теократические;
- Содружество;
- Ливия.
Слайды 15 деление стран по особенностям территориально-государственного устройства, характеризуя каждый из типов.
- Унитарные государства (единая законодательная и исполнительная власти);
- Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся субъекты);
- Конфедерация (временный союз государств для достижения какой-либо общей цели).
Слайд 16 Учитель охарактеризовывает влияние международных отношений на политическую карту мира. Рассматривает вопросы, связанные с изменением представлений о геополитике в последнее время. Приводит примеры “горячих точек” рассматривая причины, которые лежат в основе их появления. Рассматривают вопросы, которые стоят перед политической географией и закрепляет понятие геополитика.
3. Итоги урока.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задания по данной теме. Слайд 17-18.
4. Задание на дом.
Параграф 19-22, на контурную карту нанести государства имеющие монархическую форму правления и государства федеративные по территориально-государственному устройству.