Знаки и символы при конспектировании текста

Разделы: Технология


Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса необходимо добиваться оптимального сочетания классических и нетрадиционных методов и приёмов обучения, выбираемых с учётом развития способностей уч-ся 5-х - 9-х классов. При изучении курса технологии должна быть обеспечена преемственность с учебным материалом других предметов (математики, геометрии, черчения и др.). Учитель стремится к индивидуальному подходу, чтобы практические работы приносили удовлетворение учащимся. Занятия проводятся в виде лекций и практических работ. Обязательно ведение конспекта, также придаётся большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний и умений, и применение их на уроках. Рекомендуется выставление двух оценок, дифференцированно отражающих правильность выполнения работы, теоретическое знание терминов, а также качественное оформление. В процессе изучения технологии рекомендуется широко пользоваться учебным и наглядным пособием: плакатами, таблицами, моделями, образцами, чертежами.

Для быстрого конспектирования текста мною была предложена новая методика употребления знаков и символов при написании текста быстро и кратко. При разработке “азбуки быстрого писания” я обратилась к знакомым учащимся символическим знакам, которые уже применяются при оформлении задач по математике, геометрии, черчении и другим предметам. Запись текста знаками экономит время и бумагу. А самое главное, печатая тексты на компьютере, при оформлении проектов учащиеся применяют знаки, находящиеся на клавиатуре. Ориентируясь в современном пространстве знаков и символов, учащиеся без особых усилий применяют “азбуку быстрого писания” при конспектировании текста по технологии. Этот метод применяется мною с 1999 года успешно.

Переходя в 5 класс, девочки встречаются с новыми методами в оформлении конспектов (не нарушая общего орфографического режима), но после постоянного напоминания и наглядного оформления текстов на доске, они постепенно приобретают навыки “азбуки быстрого писания ”. В помощь учащимся разработаны инструкционные карты, где отражены знаки и их значение в тексте, особенно применяемые в последовательном описании построения чертежа с применением краткого обозначения мерок, а также их графического изображения.

Инструкционная карта. “Азбука быстрого писания”.

Например: Построение чертежа прямой юбки (фрагмент из учебника Технология 6 кл).

1. Построить прямой угол с вершиной в точке Т. Отложить расстояние до линии бедер ТБ = Дст : 2 . Отложить длину юбки ТН = Ди. Через точки Б и Н провести горизонтальные линии бедер и низа юбки. Расчёт по своим меркам: ТБ = ….: 2 = ……см, ТН = ….см.

2. Отложить ширину юбки по линии бедер ББ = Сб + Пб = ….см, через точку Б провести вертикальную линию, точку пересечения которой с линией талии обозначить Т , а с линией низа - Н . Расчет по своим меркам: ББ = …. + 3,0 = ….см.

3. Отложить ширину заднего полотнища ББ = Сб : 2 =….см. Провести вертикаль через точку Б . Точку пересечения её с линией талии обозначить Т , а с линией низа - Н . Расчёт по своим меркам: ББ = …..: 2 =….см.

Этот же фрагмент можно записать очень кратко по разработанной методической рекомендации). Фото страницы из рабочей тетради ученицы прилагается.