Использование метода проекта на уроках информатики

Разделы: Информатика


Раздел №6. Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных. Прикладная среда - система управления базой данных Access. Техника безопасности.

Решение задачи с использованием технологии проектирования в БД. Урок №9.

Проект, который учащиеся должны будут получить в ходе решения задачи, является промежуточным.

  • по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный проект
  • по комплексности (содержанию): монопредметный
  • продолжительность: урок
  • форма деятельности (по характеру контактов): внутриклассная, групповая.

Вид продукта: структура БД.

Презентация: устная презентация созданной БД.

Цель урока: провести корректировку деятельности учащихся по разработке БД.

Задачи урока:

  1. Корректировка знаний учащихся по данной теме.
  2. Отработка навыка по созданию структуры РБД, терминологии используемой в РБД.
  3. Развитие коммуникативных и информационных компетенций.

Задача выбирается с учетом профиля обучения

Ход урока

Актуализация деятельности учащихся.

Во всех сферах человеческой деятельности благодаря информационным технологиям происходят глобальные изменения, которые заставляют нас переходить от бумажных носителей к электронным.

Это дает ряд преимуществ. Какие?

- экономия бумаги

- надежность хранения информации

- удобство и быстрота поиска информации (имеется определенная структура данных)

- наличие разнообразных программных средств для обработки информации в зависимости от её вида.

Сегодня на уроке нам с вами необходимо решить серьезную задачу: выполнить заказ фирмы “Купи-продай”, которая просит разработать БД для зоомагазина.

Для этого необходимо повторить некоторые теоретические вопросы по данной теме.

Повторение основных понятий.

Для того, чтобы решить поставленную перед нами задачу, нам необходимо вспомнить:

- Что такое структура?

- Что такое поле?

- Назовите основные характеристики поля;

- Что такое запись?

- Что влияет на формирование структуры БД?

- Какие принципы необходимо соблюдать для формирования правильной структуры БД?

Принципы, лежащие в основе разработки структуры:

  1. Правильность разработанной структуры (поля уникальны, тип, размер, формат):
    1. каждый элемент таблицы представляет собой один элемент данных, повторяющиеся элементы отсутствуют;
    2. все поля в таблице однородные;
    3. поля имеют уникальные идентификаторы.
  2. Соблюдается условие нормализации (поля таблицы должны отражать непосредственные характеристики (свойства, атрибуты) объекта, к которому относится запись).
  3. Полнота (Помни(!) избыточность, недостаточность атрибутов).
  4. Непротиворечивость данных (дублирование записей).
  5. Удобный доступ к данным.

Основная часть: работа над проектом

Задача.

Необходимо разработать проект, структуры БД для “ЗООМАГАЗИНА”: предполагается, что ею будут пользоваться покупатели.

1. Для того, чтобы создать БД, которую мы должны представить, и она соответствовала бы всем требованиям, нам необходимо сформировать 2 конкурирующие фирмы по разработке данного продукта (деление группы на более мелкие; они становятся конкурирующими фирмами по разработке структуры РБД).

2. В каждой группе имеется:

“Лист планирования”, где группа сотрудников определяет для себя действия, которые надо выполнить (распределение ролей для каждого ученика). Рисунок 1.

Рисунок 1

Помните, в ходе работы вы имеете право пользоваться источниками, не забывайте контролировать свое время, а главное - производить анализ своих действий. Для этого у вас имеется “Оценочный лист”. Рисунок 2.

Рисунок 2

Обратить внимание на логиста (очень ответственная работа - он должен объективно оценить каждого сотрудника своей фирмы и защиту проекта конкурирующей фирмы). Определите, кто из вашей фирмы сможет представить полученный продукт перед аудиторией. Во время защиты каждая группа принимает активное участие в анализе работы конкурирующей фирмы и принимает участие в выставлении оценки (в оценочном листе “Оценка группы”, имеется в виду соперники).

Защита проектов.

Приглашаем компетентное жюри, которое постарается дать вашей работе объективную оценку. Рисунок 3.

Рисунок 3

Анализ полученных результатов.

  1. Какой вывод мы можем сделать относительно нашей работы?
  2. Выполнили мы поставленную перед нами задачу?
  3. Какой продукт нашей работы мы получили?

Оценка работы. Спасибо за урок.