Можно ли потрогать время

Разделы: История и обществознание


Образование – это не только передача определённых знаний, умений и навыков, образование – это, прежде всего воспитание личности. Сегодня, наряду с высоким образовательным уровнем, учащиеся, к сожалению, имеют неразвитость эстетических потребностей потерю эмоционального, нравственно-эстетического отношения к миру, невысокий уровень духовных, нравственных начал, дефицит культуры.

Поэтому значение музея, как средства воспитания и образования, в настоящее время сильно возросло. В своей совместной деятельности школа и музей имеют общую воспитательную цель: осуществлять деятельность в условиях музейной среды, направленную на передачу культурного исторического наследия. Для реализации этой цели необходимо выполнение следующих задач:

  • формировать свободную, духовную, творческую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности;
  • воспитывать уважение, толерантность к национально-культурным традициям народов Якутии;
  • формировать представления об истории Республики Саха (Якутия).

Совместная деятельность школы и музея предполагает различные формы работы:

  • посещение передвижных выставок, тематических экскурсий, музейных праздников;
  • проведение лекций, участие в работе семинаров, конференций;
  • работа со специальной литературой в библиотеке, фондах;
  • посещение видео зала, театральных представлений, викторин, игр, конкурсных программ, тематических занятий в лектории, музейных уроков.

В течение ряда лет я работаю в контакте с городским музеем истории освоения Южной Якутии им. И.И. Пьянкова. Основные достоинства совместной работы школы и музея, на мой взгляд, следующие:

1. Музей является уникальным хранилищем человеческой памяти. Он осуществляет связь времен, дает уникальную возможность сделать своими союзниками в воспитании тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, нравственности. Краеведческий материал успешно можно использовать как во внеклассной работе, так и на уроке истории.

2. Музей сегодня – это центр межкультурного общения, центр встречи различных культур. А целая серия экспозиций музея посвящена культуре и быту народов Якутии. Предметы из музея расширяют представление о прошлом и настоящем народов Севера, создают представление о быте и культуре, формируют толерантность, таким образом позволяют развивать личность ребенка.

3. Применение музейных экспонатов на уроках, проведение внеклассных мероприятий в музее повышает их эффективность, развивает интерес к предмету.

В современных условиях работники музея находят новые формы работы со школьниками. Такой формой являются тематические лекции, игры (“Бабушкин сундук”, в которой используются музейные предметы: утюг, самовар, сундук, предметы эвенкийского быта), разработано тематическое планирование на основе фондов, экспозиций, и коллекций музея.

Совместная деятельность музея и школы дают положительные результаты. Сами дети отмечают, что “посещение музея приносит радость”, “мы узнаем много нового и интересного”, “экспонаты музея не дают забывать о том, что было давно”, “это так здорово: тихо ходить по залам и соприкасаться с вечностью”.

Музей, как нельзя лучше, служит цели формирования культурного человека, выполняет единую задачу образования и воспитания – развитие свободной, духовной и нравственной личности.

План – конспект тематического семинара по истории на тему
“Сибирь и народы Якутии в XVII веке”

Цель:

  • ознакомить учащихся с материальной и духовной культурой народов Якутии, помочь учащимся понять нравственные устои народов, населявших территорию Якутии в XVII веке,
  • способствовать формированию умения работы в группах, а также обобщить знания учащихся по теме.

Оборудование урока:

Карта “Россия в XVII веке; фотовыставка “Якутск в былые годы”; выставка книг “Земля Олонхо”; раздаточный материал (фотографии, документы, описание предметов быта).

Раздаточный материал:

  1. Текст фрагмента главы 12 “Дети” из книги В.Л. Серашевского “Якуты”;
  2. Карточки с цитатами русских историков, общественных деятелей и писателей о политике России в Сибири;
  3. Тексты с описанием предметов быта народов Якутии из “Народного искусства Якутии” составитель М.В.Хабаров;
  4. Тест “Культура и быт якутов в XVII веке”;
  5. Вопросы анкеты “Как я работал на уроке”.

Организация урока:

Тематический семинар, в ходе которого выполняется работа учащихся в группах по 5-6 человек. Число таких групп может варьироваться в зависимости от количества учащихся в классе. Групп может быть 4-5.

К данному уроку каждая группа получила опережающее задание (карточки) с инструкцией, помогающей ей его выполнить. Учащиеся имеют возможность получить консультацию учителя.

В каждой группе целесообразно выделить эксперта, который отвечает за организацию работы в группе, оценивает работу членов группы на уроке (участие в обсуждении, выступление с мини-докладами, решение теста, составление таблицы), защищать выполненные задания может любой член группы.

Задания для 3 групп учащихся.

Карточка № 1

1. Подготовить информацию о местных народах (дать характеристику занятий, общественного строя народов Якутии в XVII веке) и продвижении русских в Якутию;

2. На основе полученной информации составить таблицу “Народы Якутии в XVII веке”.

Карточка № 2

1. Подготовить информацию об основании Ленского (будущего Якутска) острога.

2. “Экскурсоводы” проводят экскурсию по теме “Якутск в былые годы”.

Карточка № 3

1. Посетите городской краеведческий музей и подготовьте информацию о культуре и быте народов Якутии (о национальном празднике якутов – ясыах, о предметах быта якутов).

2. Составить тест по теме “Культура и быт якутов в XVII веке”.

Ход урока

В самом начале урока преподаватель должен указать учащимся на то, что урок по данной теме будет тематическим семинаром.

I. Введение в тему.

Известно, что в Якутии находится полюс холода. На севере царствует полярная ночь. Зима длится восемь месяцев, и лишь остальное – весна, лето и осень. Но тем не менее, северные народы – юкагиры, эвенки, эвены, чукчи, якуты обжили эту ледяную оконечность планеты, видимо, с незапамятных времен.

II. Обмен полученной информацией между группами.

Дальнейший ход урока определяется учителем. Представители групп делают мини-доклады на основе полученного ими задания. Соблюдается последовательность событий, учитель корректирует и дополняет ответы учащихся, прослеживает логические связи в выступлениях, делает выводы и обобщения. Учащиеся могут задавать выступающим вопросы.

Мини-доклады, подготовленные в группах.

Карточка № 1.

К 30-м годам XVII века якуты заселили, в основном, бассейны Лены и отчасти верхнего течения Лены близ Олекмы, Амгино-Ленское плоскогорье и бассейн нижнего течения Вилюя. Другие племена края обитали в районах, расположенных за пределами территории якутов: эвенки кочевали по Олекме. По среднему и верхнему течению Алдана, по Вилюю, по левым притокам, по тайге от нижнего течения Олекмы до Вилюя, к востоку от Алдана и впоть до побережья Охотского моря. Эвены обитали в бассейнах Яны, Индигирки, Колымы. В этих же районах проживали и юкагиры. Часть из них обитала бассейнах Алазеи, Анадыря, Гижиги и Пенжины. Отдаленную северо-восточную окраину занимали чукчи.

Уровень социально-экономических отношений у эвенков, эвенов и чукчей был, в основном, одинаковым. У этих племен сохранился первобытно-общинный строй. Каждый род занимал определенную территорию. Члены рода охраняли свои промысловые угодья от посягательств чужеродцев и давали вооруженный отпор тем, кто стремился захватить эти угодья.

Якуты, разводя крупный рогатый скот, получали молоко, мясо и шкуры, использовали волов в качестве тягловой силы. Коневодство давало мясо и шкуры. Из кобыльего молока приготовляли напиток – кумыс. Важное значение имело то, что лошади служили основным средством передвижения. Подсобными занятиями у якутов были рыболовство и охота. Зимою якуты жили в юртах – балаганах, а летом – в легких урасах, имеющих форму усеченного конуса, крытых в большинстве своем берестой.

В общественной жизни якутов пережитки первобытно-общинного строя переплетались с зарождавшимися элементами феодальных отношений.

Вплоть до начала XVII века на всей территории Якутии не было государственности. Существовали различные объединения якутских скотоводов по территориально-племенному признаку, между ними шли междоусобные войны. Среди родовых групп эвенков, эвенов, чукчей и юкагиров также происходили родовые распри.

Планомерное освоение сибирской территории началось еще с середины 1580-х годов, в ходе, которого царские воеводы возводят первые сибирские города. С 1615 года на главных и южных путях начинается дальнейшее продвижение русских на восток. Вначале они двинулись в районы Южной Сибири. В 1628 году красноярский атаман Ермак Кольцов на реке Кане основывает Канский острожек. На севере мангазейские казаки проникают впервые на “великую государеву реку Лену”, и по казачьим преданиям, ставят в урочище Чабыдал первый якутский Ленский острожек.

Учащиеся заполняют таблицу “Народы Якутии в XVII веке”, выполнение которой корректируется учителем. Работа оценивается экспертом в группе.

Народы Якутии в XVII веке.

Народы населявшие Якутию Территория Общественный строй.
Занятия
     
     
     
     

Карточка № 2.

Любое человеческое поселение, по всей вероятности, начинается с колышка или приметного камня. Якутск берет начало с маленького острожка, которому строители дали название “Ленский”. Однако острог по мере своего роста и назначения переименовывался – сначала в “Якутский острог”, а затем в город Якутск (Якуцк). Честь основания “Якутского острога” (будущего Якутска) принадлежит енисейскому казачьему сотнику Петру Ивановичу Бекетову. Летом 1631 года он с отрядом из 30 казаков был отправлен, чтобы поставить острог на великой реке. Преодолев огромный путь, полный трудных и опасных лишений, Бекетов остался в Усть-Куте на зимовку. Весной 1632 года, вслед за ледоколом, отряд поплыл вниз по реке и 30 июня высадился на правом берегу Лены, в 70 верстах ниже от современного Якутска. Градоначатцы через три с половиной месяца, 25 сентября 1632 года построили на том месте первый острог на Лене. Однако весной 1633 года, наводнение снесло часть изб и амбаров острога. Было решено перенести острог на семь верст выше, на местность Чымаадай на правом возвышенном берегу Лены. Перевезенный на новое место острог представлял собой маленькую крепость, окруженную деревянным тыном частокола. Внутри крепости, кроме немногих жилых домов, находились “съезная” изба, часовня, государев амбар. Острог постепенно рос. В августе 1638 года Московское правительство создает самостоятельную административную единицу – Якутский уезд с центром в Ленском остроге. Так Ленский острог из отдаленного окраинного городка превращается в центр огромной территории непосредственно подчиненной Московскому правительству. Первыми воеводами этого далекого и обширного уезда были назначены стольники Петр Петрович Головин и Максим Богданович Глебов. В первую же весну приезда воевод острог опять был затоплен. Встал вопрос о переносе острога в более удобное место. Поиски нового места привели на “Еюков луг”. В апреле 1643 года начали строить новый острог. Острог имел “воротные” башни с вышками высотою до четырех саженей. Башни соединялись между собой острыми кольями с целью воспрепятствовать подходу острогу снаружи. Внутри острога были сооружены “приказ двойной на подклетях”, то есть резиденция воевод и их помощников, атаманский двор, пороховой погреб, амбары, храм “Во имя преподобного отца Михаила Малевина”, храм “Живоначальной троицы шатровой”. Сюда же были перенесены со старого острога три амбара (для хлеба, соли и здания тюрьмы). За острожными стенами поставили гостиный двор, амбар “теплой” для соболиной казны, амбар и двор “для приезду иноземцев”.

Учащимися проводится экскурсия с использованием материала фотовыставки “Якутск в былые годы”.

Карточка № 3.

Якуты справляли традиционное празднество, которое называется ысыах. Это празднество имело тесную связь со скотоводческим хозяйством, устраивалось в начале лета Ысыах.

Начинался с церемонии окропления земли кумысом (напиток из кобыльего молока) или выплескиванием его в огонь. В основе ысыаха лежал обычай разбрызгивания кумыса в жертву духам природы и покровителям скота. Суеверным людям отдаленного прошлого казалось, что соблюдение этого обычая способствует развитию скотоводческого хозяйства.

Вслед за окроплением земли кумысом или выплескиванием его в огонь начиналось пиршество. Основным угощением были кумыс и мясо. Присутствующие рассаживались по кругу, старейшим или наиболее уважаемым людям подносили по чорону кумыса. Чорнон с кумысом передавался по кругу присутствующим.

На ысыахе выступали народные певцы и сказители-олонхосуты, исполняли олонхо (богатырский эпос) и песни-импровизации. Устраивались спортивные игры: конские скачки, борьба, перетягивание на палке ремнях, состязания по прыжкам разных видов. Заводились хороводные пляски. Мужчины и женщины брались за руки, составляли большой круг и двигались по солнцу, повторяя куплеты запевалы, пели и приплясывали.

Учащиеся на данном этапе урока выполняют тест “Культура и быт якутов в XVII веке”. Тесты проверяются и оцениваются в группах.

Тест по теме “Культура и быт якутов в XVII веке”.

1. Зимнее жилище якутов:

  • хижина
  • ураса
  • балаган.

2. Напиток из коровьего молока у якутов:

  • кумыс
  • ураса
  • батуруссы

3. Коновязные столбы, типичная принадлежность двора:

  • сэргэ
  • куобах
  • кылыны

4. Кумысные кубки:

  • соны
  • чорон
  • ыстанга

5. Богатырский эпос:

  • олонхо
  • ысыах
  • хасаас

III. Этнографические изыскания.

Учитель предлагает учащимся провести этнографические изыскания. Учащиеся, используя, фрагменты главы 12 “Дети” из книги В.Л. Серашевского, отвечают на следующие вопросы:

  1. Что является главной целью воспитания в якутской семье?
  2. Каково было отношение в якутской семье к старшим?
  3. Какие качества воспитывались в детях?

В.Л. Серашевский “Якуты” Глава 12 “Дети”

В якутских семьях, как правило, было много детей. К новорожденным якуты не проявляют особенной нежности. В первые недели, по-видимому, только матери обращают на них внимание: они нюхают, целуют и ласкают их с заметной страстью. Игрушек у якутских детей чрезвычайно мало. Самое распространенные – это толстые обрубки длинною дюйма два, украшенная простой резьбой и вырезанными на одном конце рожками, такие обрубки должны изображать коров, быков и телят. Работать приучают якуты детей исподволь, с самого раннего детства. Часто малыш, едва заметный от земли, напевая, собирает по целым часами ветки валежника в соседнем лесу или носит дрова в избу и держит полено выше себя ростом. Девочки, не умеющие вдеть нитку в иголку, подолгу сидят рядом с матерью и подрубают по ее указанию. Способность к рукоделию у якутских детей замечательная. Они также скоро устают, как их родители, и не менее ленивы. Чем старше они становятся, тем чаще приходится их наказывать. Правда, часто на них взваливают и непосильные работы: в 7–8 лет они уже водят быков; зимой и летом посылаются к соседям за несколько верст; нянчат младших, носят воду, помогают в поле, летом собирают коров, а зимой гоняют их к проруби, куда нередко необходимо тащить на веревке телят; если последние вырвутся, побегут к воде и случайно захлебнутся, с детей жестоко взыскивают. Летом детей заставляют собирать съедобные травы, коренья и ягоды, а в земледельческих округах – колосья.

Совместно с учителем учащиеся делают вывод о том, что в якутской семье очень большое значение придавалось нравственным сторонам жизни, традиции передавались из поколения в поколение, что способствовало сохранению многих духовных ценностей.

IV. Анализ документа.

“Челобитная стрелецкого сотника Петра Бекетова о походе на реку Лену”.

“Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии бьют челом холопи твои государевы дальние твоей госудаевы отчизны Енисейского острогу сотник стрелецкий Петрушка Бекетов служилыми людьми, да сирота твой, государев, промышленный человек Якунка Семенов сын Заруба.

...И я, Петрушка, пошол с волоку Ленского в Якуцкую землю и приплыл я, Петрушка служилыми людьми, во 140 году майя в 14 деньв Якуцкую землю под якуцкого князца под Семена Улта и под брата ево Камыка под их улусы и пристал и по государеву указу почаля, Петрушка, им князцам и всем улусным людем про государьское величество росказывать и их почал призывать под государеву царскую высокую руку и хотел им государево жалованное слово сказать. И те князцы своими людьми пчали меня, Петрушку, служилыми людьми отсылать от берегу и подгосударьскую высокую рукою быти не захотели и в государеве ясаке мне, Петрушке служилыми людьми, отказали, а иные почали стрелять. И я, Петрушка, прося у бога милости велел служим людем для годарьского величества с ними битца, и божиею милостю и государьским счастьем служилые люди тех якутов рогнали и схватили на том бою служилые люди Бутунской волости князцова сына Локая Камыкова. И собрався те князцы Семен Улта да брат ево Камык со всеми своми людьми и вину свою великому государю принесли, и я Петрушка, привел тех князцов всех к шети и собрал государьским счастьем и грозою с тех якуцких князцей и людей их государева ясаку на 140 год 24 соболя, да 4 шубы собольи.Да на 141 годс того ж Калмыка да з брата ево Семена Улта и сих роду их 3 сорока 9 соболей вново великому государю прибыли учинил я, Петрушка. И тот князец Семен Улта и з братом своим Камыком и с родом своим государьским счастьем учинился под государьскою высокою рукою послушны и в государев в новой острожек приезжали по вся дни безстрашно с женами и з детьми, где я, Петрушка, служилыми людьми государским счастьем поставил острог в Якуцкой земле”.

Вопросы к документу:

  1. Кто автор документа? Что вы знаете о нем?
  2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания?
  3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе?
  4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
  5. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?

V. Самостоятельная работа учащихся.

Эта часть урока начинается со стихотворения поэта из Верхней Лены Сергея Шевкова.

“Они пришли из-под Тамбова.
Из Холмогор, из далека,
Чтоб прочно тут осесть, обжиться,
Стремясь надежно не впритык,
Чтоб эта “Ленская землица”
Узнала ральник и сошник.
Пришли в открытую, не крадом.
Не с тем, чтоб сеять смерть и зло,
С крестом, с хозяйственным укладом,
С запасом окающих слов.
Рубили грады и остроги.
А Север звал, дремуче нов,
И уходил в поход далекий
С людьми охочими Дежнев”.

Учитель предлагает учащимся для обсуждения вопрос: “Какое значение для народов Якутии имело вхождение в состав России?” Школьникам даны различные оценки данного события историками, общественными деятелями, писателями. В ходе беседы формируются и записываются в виде плана ответ на данный вопрос.

Цитаты историков, общественных деятелей, писателей о политике России в Сибири.

  1. “Географический подвиг открытий непосредственно переходил в трудовой подвиг освоения. Стук топора – это первое чем извещал русский человек о своем поселении в любом уголке Сибири, и свежий бревенчатый сруб свидетельствовал о начале качественно нового этапа освоения этих земель” (В.В. Покровский)
  2. “Сибирские остроги строились в мирной обстановке, Якутский острог не был приспособлен к военным действиям. Строители менее всего преследовали военные цели…” (М.К. Одинцова).
  3. “Русские даже в пору колониального государства над народами империи не придерживались ни теории, ни практики расизма, как немецкие и английские колонизаторы”. (профессор Токарев).
  4. “К счастью для России в ее истории не было тотального уничтожения слабых по принципу расы и идеологии”. (Л.Н. Гумилев).

VI. Рефлексия.

Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, определить степень усвоения материала.

Оценка работы на уроке по 10 балльной системе.

1. Как я усвоил материал?

а) усвоил весь материал, получил прочные знания; (9–10 баллов)

б) усвоил новый материал частично; (7–8 баллов)

в) мало что понял, еще необходимо поработать. (4–6 баллов)

2. Как я работал?

а) со всеми заданиями справился сам; (9–10 баллов)

б) допустил ошибки; (7–8 баллов)

в) не справился с частью заданий. (5–6 баллов).

VI. Подведение итогов работы.

В заключении мы посчитали необходимым ознакомить интересующихся с описанием предметов быта якутов, составленные учащимися на основе материалов краеведческого музея города Нерюнгри и взятыми из книги “Народное искусство Якутии” (составитель М.В. Хабаров).

 Чорон. Чорон был любимым и обязательным предметом жизни якутов, особенно необходимым в обрядовых церемониях и на праздниках. Чорон с кумысом подносили молодым на свадьбе, с чороном встречали гостей. Делали якуты свои необычные кубки из одного куска березы все тем же кривым ножом. Орнамент выполняли специальными ножами. Наибольшее распространение получили чороны на одной ножке, хорошо известны кубки и на трех ножках. Чороны конца XVII – начала XVIII веков из могилы Чачана – этюка напоминают своей формой скифский котел. Это сходство настолько очевидно, что может служить наглядным свидетельством наличия связи культур – Западной Сибири и Средней Азии с культурой Северо-Восточной Сибири. Для каждой части чорона, определенная группа орнаментов: у края венчиков – гребенчатый и зубчатый в виде треугольников и ромбов; на центральных поясах – “ячейки сети”, “позвоночный узор”, “палец-узор”, по венчику шел гребенчатый в свободном сочетании с названными узорами, основание ножки разделялись на секторы, заполненные ромбиками, точками, зигзагами. Иногда поддон украшали прямыми линиями – символами деревьев.

Украшения.

В тесной связи со всеми другими видами прикладного творчества якутов развивалось ювелирное искусство, в котором они достигли значительных успехов. Большое влияние на него оказало кузнечное ремесло.

Якуты любили холодн – та же медь!”. Еще называли золото “красным серебром”. Серый, с легким оттенком голубизны цвет ювелирных украшений пришелся подстать смуглолицым заказчицам. Кузнецы-ювелиры ценили серебро за его замечательные пластические свойства: оно легко поддавалось ковке, чеканке, литью, резьбе, гравировке и вместе с тем было довольно твердым и весомым.

Самые распространенные и многочисленные женские украшения якутов – серьги и кольца. Существовали серьги трех видов: бусиные, колечки и подвески. К первому типу относятся серьги из разноцветных бусин, нанизанных на медную или серебряную проволочку. Такими же скромными украшением были колечки с накладными замочками.

Маленькие подвески довольно разнообразны: кружочки, ромбики, трапеции, гирьки с капелькой на конце, стилизованные листики зерна. Реже встречается лировидная форма. Заметим, кстати, что у якутов лиры никогда не было, зато существовал зубной музыкальный инструмент, по форме напоминающий лиру – хомус, у которого к широкому основанию, выгнутого в форме дуги, крепился длинный и тонкий стержень, выступавший наружу через противоположный зауженный конец инструмента.

Мотивы растительного орнамента в произведениях якутского ювелирного искусства богаты и разнообразны. Это и вьющийся стебель, и полу распустившиеся цветы, бутоны, круглые ягоды, трилистники, розетки из листьев. В якутский орнамент с XVII века проникли восточные и русские элементы, но мастера по-своему осмысливали чужеродные мотивы, например, даже лепестки у чашечки стилизованного закруглены, что напоминает рога быка, мотив сугубо национальный, имевший широкое распространение.

Мутовка.

Одним из распространенных бытовых деревянных изделий якутов была мутовка. Приведем описание из старого этнографического очерка: “Немаловажную роль в хозяйстве якутки играет мутовка. Это палочка в аршин длиною, на конце которой насажен небольшой отрезок полого рога с пробуравленным в нескольких местах дырками. Такой мутовкой сучат всякую более или менее жидкую пищу во время ее приготовления, мешают тесто для оладий, сбивают масло и т. д. Для сбивания же сливок употребляется мутовка, у которой вместо рога посажен деревянный кружок с вырезами по радиусу на наружной стороне”.

Берестяная посуда.

В хозяйственном инвентаре якутской семьи, как и у других сибирских народов, было много берестяной посуды. Из этого мягкого и прочного материала плели не только солонки и другую мелочь, но делали ведра для кумыса, лохани, бураки для хранения масла. Берестяным ремеслом обычно занимались женщины. Конским колосом они сшивали туеса, табакерки маленькие коробочки и сосуды вместимостью до трех ведер.

Под берестяным покрывалом очень живописно выглядело летнее якутское жилище ураса. Для придания материалу прочности, эластичности бересту долго варили, мяли, пропитывали маслом. Шили покров особые мастерицы. Они же вырезали и штамповали узор, соединявший геометрический орнамент со стилизованным лировидным и серцевидным.

Кусочки фольги или слюда, вставленные в прорези узора, и орнамент из конских волос искрились на солнце, как льдинки. Об урасе в народном сказании есть такие слова: “Стоит, точно серебряная, белая, берестяная краса, украшенная узором зубчиками и кружочками”.